Напоминание

Коррекции просодических расстройств у детей со стертой дизартрией


Автор: Волкова Анастасия Андреевна
Должность: студент специального дефектологического образования, профиль логопедия
Учебное заведение: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: Доклад на научно-практической конференции по теме КР
Тема: Коррекции просодических расстройств у детей со стертой дизартрией
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Институт непрерывного педагогического образования

_____________________________________________________________

Кафедра психологии

Практика учебная:

Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков

научно-исследовательской работы)

отчёт

по направлению подготовки

44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование

профиль - Логопедия

Руководитель

__________/ Максяшина Ю.А.

(подпись) (Ф.И.О.)

“___”________________2023 г.

студент гр. 9701зо

_______________/Волкова А.А.

(подпись) (Ф.И.О.)

“___”________________2023 г.

Содержание

Анализ ключевых понятий по теме курсовой работы «Коррекции

просодических расстройств у детей со стертой

дизартрией» .................................................................................................................

.....................3

Список литературы по проблеме научного исследования.....................................5

Конспект научного доклада......................................................................................8

Приложения (сертификат).......................................................................................18

Анализ ключевых понятий по теме курсовой работы «Коррекции

просодических расстройств у детей со стертой дизартрией»

1. Речь

– форма общения между людьми, характеризующаяся как

процесс приема, переработки и передачи информации с помощью языка,

который

представляет

собой

дифференцированную

систему

кодов,

обозначающую объекты и их отношения [7, с. 439].

2. Просодия – членение речи и соединение расчлененных частей, таких

как

повышение

и

понижение

основного

тона,

расстановка

ударений,

относительное ускорение или замедление речи и разрыв произнесения [20, с.

44].

3. Лингвистика – наука о естественном человеческом языке вообще и о

всех языках мира как индивидуальных его представителях [23, с. 31].

4. Логопедия – это специальная педагогическая наука о нарушениях

речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами

специального

обучения

и

воспитания,

является

одним

из

разделов

специальной педагогики [4, с. 5].

5. Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, голосообразования и

просодики, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого

аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного [14, с. 7].

6. Стертая

дизартрия

легкие

расстройства

фонетического

и

просодического компонентов речи, обусловленные негрубым нарушением

иннервации артикуляторных органов [22, с. 24].

7. Фонетическое нарушение речи – это группа речевых расстройств, при

которых

нарушается

исключительно

произносительная

сторона

при

достаточной сформированности фонематического слуха, лексики, грамматики;

обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого

аппарата [11, с. 42].

3

8. Диспросодия ‒ это расстройство интонационных, ритмических,

мелодических характеристик речевой продукции [12, с. 123].

9. Просодика

это

интонационно-выразительная

окраска

речи,

выполняющая важную роль в общении, позволяет точно и выразительно

передавать

мысли

и

чувства,

помогает

правильно

понимать

смысл

высказывания речевого партнера, чувства, отношения [1, с. 14].

10. Коррекционно-логопедическая работа – это система логопедических

занятий,

включающих

воспитательные

мероприятия,

логопедическую

ритмику, упражнения на развитие моторики, ориентированных на устранение

имеющихся

у

ребенка

речевых

дефектов

или

их

сглаживание

для

полноценного освоения им образовательной программы [39, с. 33].

4

Список литературы по проблеме научного исследования

1

Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с

речевыми нарушениями. Монография. – М.: МГГУ им. М.А.

Шолохова, 2018. – 123 с.

2

Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.: Инфра-М, 2021. – 150 с.

3

Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению

стертой дизартрии. – М.: Астрель, 2020. – 152 с.

4

Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманитар,

изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 287 с.

5

Белякова Л.И. Диагностика речевых нарушений // Дефектология. – 2015.

– №3. – С. 14-23.

6

Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш.

пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2016. – 384 с.

7

Большая медицинская энциклопедия. – М.: Эксмо, 2014. – 864 c.

8

Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. – М.:

АСТ Астрель Транзиткнига, 2015. – 384 с.

9

Винарская Е.Н. Дизартрия. – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2017. – 141

с.

10 Винарская

Е.Н.

Раннее

речевое

развитие

ребенка

и

проблемы

дефектологии:

Периодика

раннего

развития.

Эмоциональные

предпосылки освоения языка. – М.: Просвещение, 2017. – 165 с.

11 Власова Т.М. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. – М.:

Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 2019. – 240 с.

12 Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш.

учеб. заведений. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд.

центр ВЛАДОС, 2018. – 703 с.

13 Волкова Л.С. Нарушение голоса и произносительной стороны речи.

Дизартрия. – М.: Логопедия, 2014. – 279 с.

5

14 Волоскова

Н.Н.

Логопедия.

Дизартрия.

М.:

Книга

по

Требованию, 2021. – 288 c.

15 Ворошнина Л.В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое

и речевое развитие детей: Учеб. пособие для СПО. – 2-е изд. – М.:

Юрайт, 2019. – 291 с.

16 Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Детство-Пресс,

2014. – 36 с.

17 Гриншпун Б.М. Дислалия / Хрестоматия по логопедии. Т.1. – М.: ГИЦ

ВЛАДОС, 2016. – 120 с.

18 Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М.: Академия. – 2017. – 123 с.

19 Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Директ-Медиа, 2019. – 1104 c.

20 Кондратенко И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в

дошкольном возрасте: метод, пособие. – М.: Айрис- пресс, 2018. – 224

с.

21 Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – Екатеринбург: У-Фактория,

2017. – 224 с.

22 Карелина

И.Б.

Новые

направления

в

коррекции

минимальных

дизартрических расстройств // Дефектология. – 2018. – №1. – С. 24-

26.

23 Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи. Основы теории и практики

логопедии. – М.: Просвещение, 2017. – 165 с.

24 Лопатина Л.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со

стертой формой дизартрии. – СПб.: Образование, 2014. – 123 с.

25 Лопухина И.С. Логопедия: Речь. Ритм. Движение. - СПб.: Литера, 2018. –

310 с.

26 Мастюкова Е.М. Дизартрия. Хрестоматия по логопедии / под ред. Л.С.

Волковой. – М.: Дело, 2017. – 357 с.

6

27 Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих

легкими формами дизартрий и функциональной дислалией. – М.:

Владос, 2017. – 91 с.

28 Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических

занятиях. – М.: Наука, 2018. – 311 с.

29 Моржакова Т.И. Массаж и рефлексотерапия в коррекции речевых

нарушений. – М.: Медицина, 2019. – 62 с.

30 Османова Г.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых

навыков (6-7 лет). – СПб.: КАРО, 2018. – 144 с.

31 Серебрякова Н.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего

и младшего дошкольного возраста. – М.: КАПО, 2018. – 112 с.

32 Стертая форма дизартрии. Пути коррекции (пособие для логопедов) /

под ред. Л.П. Петуховой, Н.П. Ашихниной. – Челябинск: Формиздат,

2019. – 67 с.

33 Новоторцева Н.В. Методика развития речи у детей. – Ярославль: ЯГПУ,

2020. – 64 с.

34 Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 2018. – 272 с.

35 Соботович Е.Ф. Проявление стертых форм дизартрии и методы их

диагностики // Дефектология. – 2018. – №4. – С. 31-35.

36 Токарева О.А. Дизартрия. – М.: Просвещение, 2018. – 155 с.

37 Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.:

Просвещение, 2019. – 233 с.

38 Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.:

Просвещение, 2020. 240 с.

39 Шашкина

Г.Р.

Логопедическая

ритмика

для

дошкольников

с

нарушениями речи. – М.: Юрайт, 2020. – 216 с.

40 Щетинин

М.Н.

Дыхательная

гимнастика

Стрельниковой.

М.:

Просвещение, 2018. – 101 с.

7

Конспект научного доклада

Важнейшей

задачей

воспитания

и

обучения

дошкольных

образовательных учреждений является всестороннее развитие личности

ребенка и подготовка его к школе, что предполагает речевое, когнитивное и

психомоторное развитие ребенка в присущих для данного возраста видах

деятельности. Основной функцией становится общение.

В

настоящее

время

среди

детей

дошкольного

возраста

распространенным речевым нарушением является дизартрия, которая имеет

тенденцию к значительному росту. Данная речевая патология рассматривается

как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в

неврологических, психологических и речевых симптомах.

На сегодняшний день проведение коррекционной логопедической

работы по устранению просодических расстройств у детей со стертой

дизартрией является одной из актуальных проблем логопедии.

Целью работы

выступает

исследование коррекции просодических

расстройств у детей со стертой дизартрией.

Для достижения цели в работе рассмотрены особенности просодических

расстройств при

стертой

дизартрии,

выявлены проявления нарушений

просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией, представлены

направления коррекционной работы с просодическими расстройствами детей

со стертой дизартрией,

даны рекомендации по коррекции просодических

расстройств у детей со стертой дизартрией, проанализированы методики по

формированию просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией.

Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, голосообразования и

просодики, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого

аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Стертая дизартрия – одно из наиболее часто встречающихся в детском

возрасте расстройств речи, при котором ведущими в структуре речевого

8

дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные с другими

артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности

для дифференциальной диагностики и коррекции.

Наиболее выраженными расстройствами у детей со стертой дизартрией

являются нарушения звукопроизношения, фонетические нарушения, которые

обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого

аппарата.

У детей со стертой дизартрией отмечается расхождение между умением

произносить звуки изолированно и в речевом потоке. Изолированно звуки

произносятся правильнее, в речи – неясно, нечетко, т.к. слабо изолируются и

дифференцируются. Для этих детей характерно полиморфное нарушение

звукопроизношения.

Наиболее

распространенным

является

нарушение

произношения трех групп звуков (свистящих, шипящих, [р] или [л]). Наиболее

сохранными, оказываются заднеязычные звуки и звук [ц].

На первом месте у детей – нарушение произношения, проявляющееся

одновременно в искажении и отсутствии различных групп звуков.

На втором месте по распространенности стоят нарушения звуков,

характеризующиеся различными видами искажения нескольких групп звуков.

Далее

следуют

искажения,

для

которых

характерен

одинаковый

вид

искажений различных групп звуков.

Характеристика просодической стороны речи при стертой дизартрии:

интонационно-выразительная

окраска

речи

детей

со

стертой

дизартрией резко снижена;

страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен

речевой выдох;

нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок;

темп речи чаще ускорен;

при рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно

становится менее разборчивой, голос угасает;

9

– голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по

силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса,

имитируя голоса животных: коровы, собаки и т.п.).

Характер нарушений просодики у дошкольников:

сенсорный характер нарушений просодики отмечается у детей, у

которых нарушения просодики сочетаются с несформированностью слухового

самоконтроля;

моторный

характер

нарушения

просодики

констатируется

у

дошкольников

с

речевым

нарушением

в

случаях

низкой

степени

сформированности

просодики

при

достаточном

уровне

слухового

самоконтроля;

смешанный

(сенсомоторный)

характер

нарушений

просодики

выражается

в

просодических

нарушениях,

протекающих

на

фоне

формирующегося слухового самоконтроля (или на стадии автоматизации).

Особенностью работы над просодической стороной речи у детей со

стертой дизартрией являются следующие направления коррекционной работы:

1. Развитие темпо-ритмической организации речевого высказывания -

темпа речи, ритма речи;

2. Развитие голосовых характеристик: тембра, силы, высоты, развитию

интонационных характеристик;

3.

Развитие

мелодики,

логического

ударения,

эмоциональной

выразительности.

В работе используются следующие игры и игровые упражнения:

для развития силы голоса с поэтапным повышением или понижением

силы на счёт (1-5), на перечисление пяти предметов, игрушек, в одном ряду,

над повторением фразы «Я иду гулять», «В окно заглянуло солнышко» и т.д.;

для развития темпо-ритма голоса в произнесении одной хорошо

знакомой стихотворной фразы умеренно, быстро, медленно, с постепенным

10

замедлением или постепенным ускорением и использованием радужной

пружинки для быстрого моделирования ситуации;

для изменения тембра голоса со звукоподражанием животным в

проговаривании фразы - голосом зверей: лисы, лягушки, волка, медведя и т. д.;

для

изменения

тембровой

окраски

голоса

с

использованием

пиктограмм с определённым настроением;

для проговаривания гласных звуков с разной интонацией (испугано, с

угрозой, хитро), фразы с удлинением гласных звуков (с удивлением,

одобрением, нежностью);

для формирования логического ударения с выделением главного слова

в предложении;

для повышения и понижения интонации в стихотворении.

При устранении назального оттенка в речи детей с дизартрией, развитие

высоты голоса мы начинаем с вокальных упражнений, при которых создаются

наиболее благоприятные анатомо-физиологические условия для работы

голосового аппарата.

Для детского возраста очень полезны игры, развивающие высоту голоса.

Игры раскрепощают голосовой аппарат ребенка, вызывают у него радостный

подъем настроения, активизируют эмоциональные реакции, повышают общин

тонус организма. Поэтому при проведении игр голос звучит весело, бодро,

уверенно, свободно и легко.

Следующим разделом коррекционной работы является развитие силы

голоса. Сила голоса зависит от уровня подсвязочного давления воздуха и

плотности смыкания голосовых складок. Регулирование сильной и длительной

выдыхаемой струи воздуха является сложной задачей при дизартрии, поэтому

сила голоса зависит от эффективности проведения дыхательной гимнастики.

Следующим этапом коррекции являются голосовые упражнения для

тренировки кинестезии и координации всех отделов речевого аппарата:

1.

Произнесение звука [м], произнесение слогов ма, мо, мэ, мы.

11

2.

Произнесение пар слогов с ударением на втором слоге: ма-ма, ма-мо,

ма-му, ма-мэ, ма-мы, и сочетания слогов с перемещающимися ударениями.

3.

Произнесение закрытых слогов: мам, мом, мум, мэм, мым.

4.

Произнесение гласных звуков и их сочетаний: а, ао, ау, аэ, аи, аоу,

аоэ, аои, аоуэи, аоуи и т.д.

На заключительном этапе коррекционной работы можно дать детям

прочитать по ролям сказку или стихотворение, обращая их внимание на

характеры героев и их интонации. Представленные упражнения помогают

развивать голосовые навыки у детей с нарушенной иннервацией мышц голосо-

речевого аппарата.

При работе с детьми по коррекции просодических расстройств со

стертой дизартрией важно учитывать, что у детей со стертой формой

дизартрии просодические нарушения влияют на внятность, разборчивость,

эмоциональный

рисунок

речи,

необходимо

работать

не

только

над

исправлением звуков, но и над развитием эмоций, опираться на фонетическую

ритмику.

Рекомендовано начинать занятия с артикуляционных упражнений,

поскольку они способствуют активизации внимания, повышают организацию,

детей и способствуют их включению в работу. Гимнастика подбирается с

учетом состояния речи и моторной сферы детей, сложности структуры и

условий построения двигательного акта, особенностей нарушений моторных

функций.

После

артикуляционных

упражнений

целесообразно

проведение

упражнений на развитие физиологического дыхания. Каждое упражнение

необходимо отрабатывать столько раз, сколько нужно для четкого его

выполнения всеми детьми.

Работа

по

воспитанию

у

детей

правильного

речевого

дыхания

заключается в том, чтобы кроме фонации звуков они могли также произносить

на одном выдохе короткие фразы, а фразы, состоящие более чем из шести

12

слов, делили на речевые отрезки, с учетом содержания текста распределяя

паузы.

В качестве речевого материала использовались потешки, короткие

стихотворения. Задания строились по принципу «от простого к сложному» и

усложнялись постепенно.

Для

формирования

полноценного

речевого

дыхания

требуется

эластичность, гибкость, большой объем дыхательного аппарата. Все это

достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения

отдельных звуков, слогов, слов и фраз) в сочетании с соответствующими

движениями.

Для работы над голосом предлагаются коррекционно-развивающие

упражнения, направленные на воспитание длительной фонации, отработку

разных интонаций.

На

этапе

коррекции

темпо-ритмического

чувства

вырабатывается

осознание

детьми

ритмов

разных

уровней;

подчиненности

синтагм,

составляющих фразу логического центра. Обучение строится на основе

двигательного сопровождения ритмических структур, например, выполняются

упражнения: восприятие и воспроизведение темпа в неречевом плане

(воспроизведение движений телом (повороты, прыжки, наклоны) в заданном

темпе (медленный, умеренный, быстрый) и ритме; чередование движений в

различном темпе); восприятие и воспроизведение темпа в речевом плане

(скоординированное

с

темпом

и

ритмом

собственных

движений

воспроизведение слогов с разным темпом); восприятие и воспроизведение

ритмических

структур;

воспроизведение

акцентированных

и

неакцентированных ритмов; отстукивание ритмического контура слова,

словосочетания,

предложения

и

стихотворения

с

последующим

воспроизведением

его

слоговой

структуры;

прослушивание

ритма

стихотворения, похлопывание и притопывание его в нужном ритме.

13

В процессе работы над произношением важное значение имеют слух и

фонематическое восприятие. Развивающийся навык слухового восприятия

помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в

речи окружающих. Необходимо учить детей различать на слух разные виды

интонации: утверждение и восклицание, приказ и просьбу, повествование и

вопрос. Развитию речевого слуха также способствует выразительное чтение

взрослыми художественных произведений, прослушивание радиопередач,

рассказов, аудиосказок, стихов и т.д.

Таким образом, необходимо владеть правильным, полным дыханием и

хорошо отработанным, гибким, звучным голосом большого диапазона,

поэтому все части занятия проходят в комплексе, взаиморазвитии и

взаимосовершенствовании.

Методики формирования просодической стороны речи дошкольников

представляют собой совокупность методик по развитию отдельных ее

компонентов.

Методика формирования речевого дыхания. Освоить техники для

формирования правильного дыхания желательно в детстве, когда ребенок

только начинает разговаривать. Это позволит намного быстрее развивать

навыки речи и избежать в будущем занятий с логопедом. Развитие речевого

дыхания у маленьких детей проходит в форме игры. Важным требованием к

занятиям служит их умеренная продолжительность. К подобным упражнениям

относятся игры с трубочками, игры с мячиками, игры с карандашами и т.д.

Методика

обучения

контролированию

дыхания.

Ребенку

важно

научиться не только делать глубокие вдохи и выдохи, чтобы хорошо насыщать

легкие кислородом, но и управлять процессом дыхания. Пособия предлагают

различные упражнения: нужно научить ребенка дышать часто и поверхностно

ртом, словно им снится плохой сон. Можно создать из этого упражнения

небольшую историю. К примеру, «Тихо спят поросята. Глубоко вдохнули,

плавно выдохнули. Но тут им приснился волк! Как поросята задышали?»

14

Для формирования речевого дыхания следует проводить с ребенком

занятия, которые помогут ему разговаривать в одном темпе. Для этого можно

выстукивать на столе ритмичные удары, чтобы ребенок дышал в заданном

вами ритме. Полезным будет научить детей задерживать дыхание. Можно

положить в тазик разные игрушки и предложить ребенку найти одну из них,

задержав при этом дыхание. Уборку игрушек можно также превратить в

полезное для здоровья упражнение. Можно предложить ребенку делать

шумный вдох носом, когда он наклоняется поднять игрушку, а на выдохе

складывать ее в ящик.

Логопедическая

работа

по

формированию

интонационной

выразительности речи проводится поэтапно.

1

этап.

Формирование

представлений

об

интонационной

выразительности в импрессивной речи.

В задачи этого этапа входит:

познакомить детей с интонационным разнообразием человеческой

речи, достигаемым путем изменения силы, высоты, тембра, модуляций голоса;

показать им роль интонации в процессе выражения человеческих чувств и

эмоций;

показать детям различные виды интонации и познакомить их со

средствами их обозначения, а также научить детей различать разнообразные

интонационные структуры в импрессивной речи.

В соответствии с выделенными задачами, работа проводится по

следующим направлениям:

1)

Формирование

общих

представлений

об

интонационной

выразительности речи.

Например, логопед читает один и тот же рассказ два раза: первый раз -

невыразительно, не оформляя текст интонационно, второй - выразительно, с

интонационным оформлением. После этого логопед интересуется у детей,

какой вариант прочтения понравился им больше и почему.

15

Для

знакомства

с

повествовательной

интонацией,

средствами

ее

выражения и способами обозначения, логопед произносит предложение с

повествовательной интонацией, после чего просит детей определить, что оно

выражает (вопрос или сообщение о чем-то).

2)

Знакомство

с

восклицательной

интонацией,

средствами

ее

выражения и способами обозначения.

Логопед

последовательно

показывает

детям

несколько

картинок,

соотносящихся с междометиями типа «Ах!», «Ой!», «Ура!», «Ух!», и т. п. По

каждой картинке проводится беседа.

3)

Дифференциация

интонационной

структуры

предложений

в

импрессивной речи.

Логопед повторяет с детьми изученные виды интонаций: «Вспомните,

как мы можем произносить предложения?» После этого уточняется, какими

знаками

препинания

обозначаются

вопрос,

спокойное

проговаривание,

восклицание; повторяются стихотворения о грамматических знаках. Потом

дети получают задание определить интонацию предложений в тексте. На

каждый

интонационный

тип

предложения

поднимается

карточка

с

соответствующим знаком препинания.

После этого с детьми проводится серия графических диктантов. Логопед

предлагает им записать соответствующие знаки при восприятии предложений,

текстов, стихов, имеющих различное интонационное оформление.

2 этап. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной

речи.

В задачи этого этапа входит:

формирование различных интонационных структур в экспрессивной

речи;

последующая их дифференциация в экспрессивной речи.

Итак,

количество

детей

с

речевым

недоразвитием

ежегодно

увеличивается. Доминирующий клинический диагноз, который ставится детям

16

с проблемами речи – дизартрия. Дизартрические нарушения представляют

собой

не

только

патологию

звукопроизношения,

но

и

недостатки

просодической стороны речи.

Работа по коррекции просодии ведется по нескольким направлениям:

работа над силой и высотой голоса, мелодико-интонационной стороной речи,

формирование диафрагмального дыхания и речевого выдоха, а также

ритмической стороны речи.

Эффективной

формой

работы

по

коррекции

просодии

являются

различные

упражнения

можно

проводить

как

в

непосредственно-

образовательной

деятельности

(логопедические,

музыкальные

занятия,

динамические паузы), так и во время режимных моментов. Упражнения могут

проводиться как с музыкальным сопровождением, так и без него.

Данный вид работы позволяет:

соединить работу речевого и слухового аппаратов с развитием общей

моторики;

нормализовать речевое дыхание;

сформировать умение изменять силу и высоту голоса, сохраняя

нормальный тембр;

правильно воспроизводить звуки и их сочетаний изолированно, в

слогах, словах, фразах;

развивать мелодико-интонационной сторону речи.

Для того чтобы работа по коррекции просодии была интересна детям, по

каждой лексической теме разрабатываются комплексы упражнений, в которые

включена работа на речевое дыхание, мелодико-интонационную сторону речи,

силу, высоту голоса, ритмический рисунок речи.

Таким образом, логопедическая работа по коррекции просодической

стороны речи у детей со стертой дизартрией имеет важное значение и

позволяет развивать речевые функции детей и оказывает положительное

воздействие на просодическую сторону речи.

17

Приложения

Приложение А

(обязательное)

Свидетельство о публикации научной статьи

18



В раздел образования