Напоминание

"Дислексия"


Автор: Лилия Ирековна Кашафутдинова
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МАОУ СОШ №4
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Туймазы
Наименование материала: Статья
Тема: "Дислексия"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа №4 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики

Башкортостан

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

( из опыта работы)

"Использование элементов СУ ДЖОК терапии в

коррекционно-педагогической работе»

Составила:

Учитель –логопед

Кашафутдинова Л. И.

г. Туймазы

20 23 г.

В нашей жизни встречается очень много детей с ограниченными возможностями

здоровья, отклонениями в поведении, неравномерным развитием психических процессов

(память,

внимание,

мышление),

низким

уровнем

познавательной

деятельности,

нарушениями речи. Степень проявления задержки умственного и речевого развития

зависит как от врожденных факторов, так и от занятий с ребенком.

Мелкая

моторика

задерживается

в

развитии

и

значительно

отстает

от

других

двигательных качеств. А ведь ее развитие напрямую связано с формированием

правильной речи.

Чем раньше специалист начнет заниматься с ребенком, тем лучше будет результат на

выходе (при поступлении в школу). Я занимаюсь с детьми по своим наработанным

методикам, основанным на нетрадиционных методах развития ребенка. Это такие методы,

как: Су Джок терапия, кинезиологические упражнения, использование мелкой моторики в

психофизическом развитии ребенка. Результаты у детей хорошие.

Су Джок терапия – это использование массажного кольца на пальцах рук. Оказывает

общетонизирующее

лечебное

и

профилактические

действие,

улучшает

состояние

энергетических каналов человеческого тела. Массаж пальца с помощью кольца по

эффективности взаимодействия на внутренние органы равнозначен общему массажу тела.

Регулярное их использование стимулирует кровообращение, снимает усталость и

напряжение, стабилизирует психические процессы, укрепляют защитные силы организма,

улучшает сон.

Дети – наше будущее и их физическое, психическое состояние (в том числе и речь,

которая является главным психическим процессом) зависит только от нас взрослых.

Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-

коррекционные

и

профилактические

направления

деятельности

дошкольных

образовательных учреждений в ряд наиболее значимых. Самую многочисленную группу –

до 60% от всех дошкольников – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом

развитии.

Речевая патология не существует сама по себе. Неполноценная речевая деятельность

накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и

аффектно-волевой сферы. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, снижен

объем памяти, эмоциональная возбудимость, отставание в развитие двигательной сфере,

недостаточно развита моторика пальцев рук. Объективное обследование показывает, что

дети с речевыми дефектами имеют не только отставание в развитии психических

процессов, но и общую соматическую ослабленность.

В сложившейся ситуации актуальными являются системный, комплексный подход к

коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития

ребенка.

Безусловно базовыми являются общепринятые, традиционные педагогические

методы, но с обязательным использованием дополнительных, нетрадиционных методов.

Хотя и раньше в коррекционной практике использовались дополнительные методы , но им

уделялось очень мало времени. В основном доминировали педагогические методы

воздействия на ребенка, которые, к сожалению, не могли решить всех проблем.

Использование дополнительных методов создаст на коррекционных занятиях

условия для оптимального физического и нервно-физического развития, обеспечит

надлежащий уровень здоровья детей.

На кистях имеются точки (или зоны), которые взаимосвязаны с различными зонами коры

головного мозга. Поэтому, определив зоны соответствия речеобразующих органов и

систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых

нарушений. За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре

головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за сенсорную или импрессивную

речь. Т.е. эта зона отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за

экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком.

Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки

соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок это верхние фаланги пальцев. И при

массаже Су-Джок массажерами особое внимание нужно уделять именно этим участкам

кисти руки, но в тоже время воздействие на точки соответствия других органов

благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение

и, следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от массажа.

Цель использования Су-Джок терапии: Стимуляция высокоактивных точек соответствия

всем органам и систем, расположенных на кистях рук.

Задачи:

- Нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного

мозга;

- Использовать элементы Су-Джок терапии на различных этапах работы по коррекции

речи.

-

Содействовать

снижению

двигательной

и

эмоциональной

расторможенности,

нормализовать тонус;

- Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.

Для реализации задач использую следующие направления и формы работы:

· Развитие фонематического слуха и восприятия;

· Коррекция произношения;

· Совершенствование навыков пространственной ориентации;

· Совершенствование лексико – грамматических категорий;

· Упражнения для развития общей и мелкой моторики.

Используя элементы Су – Джок терапии, применяю следующие методы и приемы:

· Взаимодействие со сказочным персонажем. (ребенку предлагается поиграть в сказку)

· Словесные приемы ( потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки)

· Игровые приемы (занятия – игра, игровые упражнения)

· Практические действия (массаж кистей, пальцев рук)

Су – Джок терапию проводим поэтапно:

1 Этап

Знакомство детей с массажером , правила его использования.

2 Этап.

Закрепление знаний в упражнениях, играх.

3 Этап.

Самостоятельное использование массажера в соответствии с потребностями и желаниями.

В своей практике я применяю су-джок - массажеры в виде массажных шариков в

комплекте с массажными металлическими кольцами.

Рассмотрим по подробнее некоторые формы работы с детьми с помощью массажеров.

Упражнения для развития общей и мелкой моторики.

· Массаж специальным шариком Су-Джок. . Поскольку на ладони находится

множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции

является массаж специальным шариком. (дети повторяют слова и выполняют действия с

шариком в соответствии с текстом)

- Катать мячик от кончиков пальчиков к запястью;

- Катать мячик в ладонях по кругу;

- Перебирать мячик пальчиками;

- Сжимать мячик пальчиками;

- Крутить мячик пальчикам;

- Подбрасывать и ловить мячик;

- Сжимать мячик в руках;

- Перекидывать мячик из одной руки в другую.

Пальчиковая гимнастика в стихах, сказках. (дети повторяют слова и выполняют

действия с шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации.

Использование массажера при выполнении гимнастики во время физ.минутки

- Выполнение упражнений с шариками в руках по инструкции взрослого. И.п.: ноги на

ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

1 - руки развести в стороны;

2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 - руки развести в стороны;

4 - опустить руки.

Массаж эластичным кольцом.

Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя

каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла, проговаривая

стихотворение. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков)

Автоматизация звука в слогах, словах фразах. (массажный шарик, валик, массажное

кольцо)

Используется

стихотворный

материал,

и

одновременно

с

массажным

эффектом

происходит автоматизация поставленного звука в речи.

- «Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слове (слоге) звук»

- «Шарик мне назад верни, слоги (слово, фразу) верно повтори»

- Проговаривание различных стишков, насыщенных корректируемыми звуками

(Автоматизацию звука Ж, с помощью массажного шарика )

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

(Автоматизация Ш с помощью массажных колец)

Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно

проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Автоматизация звука в слогах, словах фразах. (аппликатор Кузнецова)

Одновременное произношение звуков, слов с движением и прожимами на аппликаторе.

Ёжик в деревню забрёл,

Увидел зелёный забор.

За забором пёс Трезорка

Заливался лаем звонко.

Развитие фонематического слуха и восприятия

Характеристика звука (с помощью массажного шарика).

«Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери» (шарик подбирается в

соответствии с характеристикой звука)

красный – для гласных;

синий с колечком – для звонких твердых согласных;

синий без колечка – для глухих твердых согласных;

зеленый с колечком – для звонких мягких согласных;

зеленый без колечка – для глухих мягких согласных.

- Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав слог или слово с ним.

Спрячь шарик в ладошке, если звука там нет.

-Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов,

слов с этим звуком.

-«Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой»

- «Телеграфисты» (простукивание шариком заданного ритмического рисунка)

- «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»

Звуковой и слоговой анализ слов

- Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков Су – Джок.

- Слоговая структура слова «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик

доставай» (прижимы на аппликатор «ладошку»)

Связь звука с буквой

- Прокатывание шарика по написанной букве («Буквы знаю и пишу шарик верно прокачу)

-Написание буквы и ее элементов прокатыванием шарика по ладошке, поверхности стола.

Совершенствование лексико –грамматических категорий

Словообразование, словоизменение

«Шарик кати – слово говори»

Игры с перекатыванием шарика или деревянного валика друг другу

«Один – много», «Много-один», «Назови ласково», «Чей?, Чья?, Чьи?», «Скажи

наоборот», «Кто в каком домике живет?»

Совершенствовании навыков употребления предлогов

«Ловко с шариком играем и предлоги называем»

На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно:

красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем

наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в

собственном теле, развитие памяти, внимания.

«Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю»

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в

правую руку и спрячь за спину и т.д.;

ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен

назвать, на какой палец какой руки надето кольцо. «Глазки закрывай, на каком колечко,

палец – угадай»

Вашему вниманию предлагается практическое применение Су – Джок терапии с помощью

Су – Джок шарика (Сказка про ежика)

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет –

Ручки к школе нам готовит.

Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)

Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)

И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (катаем мячик)

Потом ручку поменяем (меняем руки)

Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии в нашей работе.

Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют

более

интересному,

разнообразному

и

эффективному

проведению

коррекционно-

образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно

просто неэффективно.

Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и

родители в домашних условиях.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически

активных точек с помощью Су – Джок шариков. /они свободно продаются в аптеках и не

требуют больших затрат.

Таким

образом,

вариативность

использования

в

логопедической

практике

разнообразных методов и приёмов развития ручного праксиса и стимуляция систем

соответствия речевых зон Су-Джок выявляет явные преимущества: сокращаются сроки

коррекционной работы, повышается качество работы, нормализуется мышечный тонус

(который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи), улучшается

психоэмоциональное

состояние

детей,

обеспечивается

тактильная

стимуляция

в

определённом ритме, что способствует формированию чувства ритма.

Список литературы

1. Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями:

Логопед, № 6, 2004 . – с. 78-82.

2. Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием

речи: Дефектология, № 1, 1983.

3. Богуш Д.А. корейский метод Су-Джок. – М.: Ника – Центр, 2008.

4. Громова О.Е. Инновация в логопедическую практику: Методическое пособие для ДОУ.

Линка-Пресс, 2008.

5. Ивчатова Л. А. Су-док терапия в коррекционно-практической работе с детьми. Логопед

– 2010. № 1.

6. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры.- Литера, 2008.

7. Новикова О.А. ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры. – М. АСТ, 2007.

8. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная

логопедия – КАРО, 2008.

9. Пак Чжэ Ву. Вопросы терапии и практики Су-Джок терапии: Серии книг по Су-Джок

терапии. Су-Джок Академия, 2009.



В раздел образования