Автор: Ислаева Наталья Саликовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9
Населённый пункт: г. Бирска, Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК ТЕХНОЛОГИЯ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Раздел: среднее образование
Ислаева Наталья Саликовна,
МБОУ СОШ №9 г.Бирска
ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК ТЕХНОЛОГИЯ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Стратегии модернизации основного общего и среднего общего образования выдвигает требования
подготовки активной личности с развитым интеллектом, способной успешно решать жизненные и
профессиональные
проблемы,
легко
ориентироваться
в
информационных
потоках,
выстраивать
конструктивные отношения с окружающими людьми, уметь аргументировать свою точку зрения.
Чтобы такая личность развивалась, в педагогике стала актуальной задача поиска наиболее
эффективного применения современных образовательных технологий, основной составляющей которых
являются субъектно-субъективные отношения.
Именно использование на уроках групповых технологий может оказать мощное стимулирующее
воздействие на развитие ребенка.
Такие авторы, как Ш.А. Амоношвили, Н.П. Гузик, В.В. Фирсов, Г.К. Селевко и другие, в своих
трудах рекомендуют групповые методы работы с учащимися, как один из факторов повышения
мотивации и успешного овладения знаниями, умениями и навыками. Федеральный государственный
образовательный стандарт определяет цель школьного образования как развитие учеников на основе
универсальных учебных действий, которые успешно развиваются с применением групповой работы.
При групповой работе на уроке значительно возрастает индивидуальная помощь каждому
нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников. Причем
помогающий тоже получает пользу, так как закрепляет свои знания. В этой деятельности знания
конкретизируются, приобретают гибкость. Опыт показывает, что работа в малых группах дает
возможность экономить время, потому что исчезает потребность выслушивать каждого ученика в
большой группе или в целом классе. В малых группах ребенок чувствует себя безопасно, лучше
раскрывается, может выбрать свои собственный ритм работы, развить навыки разговорной речи.
Цель деятельности учителя истории и обществознания состоит в следующем:
Создание условий для формирования у учащихся базовых компетентностей - функциональной,
коммуникативной, информационной и др., помогающих им выжить в современном быстроменяющемся в
связи с научным прогрессом мире.
Для достижения этой цели учитель решает следующие задачи:
- создание благоприятного психологического климата на уроке;
-
развитие
у
учащихся
критического
мнения
и
адекватной
самооценки,
а
также
самостоятельности и ответственности, способности к кооперации и сотрудничеству, повышение
креативности;
- формирование у учащихся качеств, традиционно присущих российским интеллигентам:
порядочности, великодушия, потребности в творчестве, стремление к свободе, умению понимать и
принимать другого, деятельную активность, телесное и душевное здоровье;
- воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся, содействие формированию
личностного отношения к истории своей страны, стимулирование желания самостоятельного поиска и
расширения знаний по истории своей Родины.
Ведущим инструментом деятельности является урок, организованный в режиме активного
включения ученика в поисковую деятельность с использованием групповых технологий и созданием на
уроке атмосферы комфорта, взаимоуважения, толерантности. В этом заключается новизна моего опыта.
Групповая работа требует особенно четкого планирования деятельности учащихся и учителя,
тщательной подготовки к уроку, нередко специального материала. Организовывая групповую работу на
уроке, учитель должен хорошо знать особенности данного класса, учитывать межличностные отношения
учеников.
Во
время
групповой
работы
учащиеся
обычно
рассаживаются
за
определенные
столы,
закрепленные за каждой группой до конца года. При групповой работе в классе шумнее обычного: внутри
групп происходит постоянное общение.
Но в этом есть свои плюсы: во-первых, ученик проговаривает свои мысли вслух, что не всегда
удавалось ему в течение года, во-вторых, любое общение для подростка представляет самостоятельную
ценность. При использовании групповых технологий особенно важен вопрос оценивания. На мой взгляд,
оценка деятельности ученика на уроке должна складываться из оценки его личной деятельности и
деятельности в целом группы. Недопустимо выставлять одинаковую отметку всем членам группы
независимо от их личного участия в работе. Работу каждой группы на уроке обычно оценивает учитель,
но могут сделать и сами ученики, если существуют какие-то четкие и объективные критерии. Иногда при
организации групповой работы учитель назначает эксперта или «оценщика» в каждой группе, иногда
группа сама может выбрать «оценщика». Желательно, чтобы ребята, исполняющие эту роль, менялись
почаще, то есть «в роли оценщика» должны попробовать себя все ученики.
Иногда нужно отступать от принятой нормы оценивания групповой работы и давать общую оценку
всей группе. Цель подобного подхода оценивания – обратить внимание на самого слабого ученика, более
других нуждающегося в помощи и поддержке. Не в последнюю очередь именно благодаря нему члены
групп сотрудничества, не отличающиеся ни особыми способностями, ни усердием, нередко добиваются
весьма значительных успехов. Объясняя и повторяя материал слабому, они сами лучше его усваивают и
запоминают. При этом оцениваются не столько знания, сколько усилия учеников (у каждого своя
«планка»).
Метод групповой работы позволяет решить задачу: создание доброжелательной и творческой
атмосферы, улучшение психологического климата в классе. В условиях групповой работы возникает
благоприятный для учения эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает
уверенность учащегося в своих силах, снижается утомляемость, удовлетворяется потребность в общении,
стимулируется познавательный интерес. Таким образом, рационально организованная деятельность
учащихся на уроке не только позволяет решать познавательные задачи, но и способствует становлению
личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива.
Литература
1.Короткова
М.В.
Методика
проведения
игр
и
дискуссий
на
уроках
истории
[Текст]
/М.В.Короткова.- М.: Высшая школа, 2018.-256с.
2. Кучерек И.В. Учебные игры на уроках истории [Текст] /И.В.Кучерек// Преподавание истории в
школе. 2021.- № 4.- С.83-89
3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий[Текст]/
Г.К.Селевко.- М.: НИИ
школьных технологий, 2019.-305с.