Напоминание

"Изобразительная деятельность" 6 класс варинт 2


Автор: Трандина Елена Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ОГКОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №39"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Рабочая программа по учебному предмету
Тема: "Изобразительная деятельность" 6 класс варинт 2
Раздел: среднее профессиональное





Назад




областное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

Рассмотрена и одобрена

на МО учителей-дефектологов

филиала ОГКОУШ № 39

Протокол № _______ от __________

Руководитель _____ Лебединская Е.Г.

Согласовано

Заместитель директора по

УВР филиала

ОГКОУШ № 39

__________ Мозгова Ю.Е.

Утверждена

Педагогическим советом

ОГКОУШ № 39

Протокол № ______ от _________

Директор _______ Пономарёва М.Н.

Рабочая программа по учебному предмету

«Изобразительная деятельность»

предметная область

«Искусство»

для 6д класса

на 2023-2024 учебный год

Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС

образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) и ФАООП УО (вариант 2)

Составитель программы:

Трандина Е.Н.

г. Ульяновск, 2023

Содержание

1

Паспорт рабочей программы

2

Пояснительная записка

3

Планируемые предметные и личностные результаты

4

Базовые учебные действия

5

Содержание рабочей программы

6

Учебно-тематическое планирование

7

Перечень материально-технического обеспечения

8

Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

9

Лист внесения изменений

Паспорт рабочей программы

Тип программы: рабочая программа.

Статус программы: программа разработана в соответствии с нормативно-

правовыми документами:

- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в

Российской Федерации»;

-

ФГОС

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

(утв.

приказом

Министерства

образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1599);

- Приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам

-

образовательным программам начального общего, основного общего и

среднего общего образования»;

- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(утв. приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1026);

- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования

обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями),

тяжёлыми

и

множественными

нарушениями развития (вариант 2) 5 класс - 9 класс на 2023 - 2024 учебный

год, ОГКОУШ №39;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от

28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и

обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Назначение программы: предназначена для обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по АООП (вариант 2).

Категория обучающихся: обучающиеся 6д класса с умеренной умственной

отсталостью и ТМНР.

Сроки освоения программы: 1 учебный год (сентябрь 2023 года - май 2024

года).

Объем учебного времени: рабочая программа рассчитана на 102 часа в

соответствии с учебным планом филиала ОГКОУШ №39.

Форма обучения: очная.

Режим уроков: 3 часа в неделю.

Форма контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная

деятельность» предназначена для обучающихся с умеренной умственной

отсталостью и ТМНР.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной

умственной отсталостью и ТМНР.

Обучающиеся с умеренной отсталостью отличаются выраженным

недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению

предметных

учебных

знаний.

Обучающиеся

одного

возраста

характеризуются

разной

степенью

выраженности

интеллектуального

снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или

иной психической функции, практического навыка может существенно

различаться. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и

мышления

отмечается

своеобразное

нарушение

всех

структурных

компонентов

речи:

фонетико-фонематического,

лексического

и

грамматического. У обучающихся с умеренной умственной отсталости

затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для

них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее

ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с

трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По

уровню сформированности речи выделяются обучающиеся с отсутствием

речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с

наличием

фраз.

При

этом

речь

невнятная,

косноязычная,

малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении

большей части данной категории обучающихся используют разнообразные

средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с умеренной

умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем

продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость

активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного

содержания,

формированию

устойчивых

учебных

действий.

Процесс

запоминания

является

механическим,

зрительно-моторная

координация

грубо нарушена. Обучающимся трудно понять ситуацию, вычленить в ней

главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое

сформированное действие в новые условия. При продолжительном и

направленном использовании методов и приемов коррекционной работы

становится

заметной

положительная

динамика

общего

психического

развития

обучающихся,

особенно

при

умеренном

недоразвитии

мыслительной деятельности.

Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями

координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование

физических действий: бег, прыжки, а также навыков несложных трудовых

действий. У части обучающихся с умеренной умственной отсталостью

отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность

движений.

У

других

-

повышенная

возбудимость,

подвижность,

беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У

большинства

обучающихся

с

интеллектуальными

нарушениями

наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.

Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются

трудности

в

овладении

навыками,

требующими

тонких

точных

дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки,

кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек,

шнурков. Степень сформированности навыков самообслуживания может

быть различна. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи

окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении

гигиенических процедур.

Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен

лишь знанием предметов окружающего быта.

Особенности и своеобразие психофизического развития обучающихся с

умеренной умственной отсталостью и ТМНР определяют специфику их

образовательных потребностей.

Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной

умственной отсталостью и ТМНР:

раннее получение специальной помощи средствами образования;

обязательность и непрерывность коррекционно-развивающего процесса,

реализуемого

как

через

содержание

предметных

областей,

так

и

коррекционных курсов;

научно-обоснованный, практико-ориентированный, действенный характер

содержания образования, направленный на социализацию обучающихся;

доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе

образования; пролонгация сроков получения образования;

систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и

умений; специальное обучение применению сформированных знаний и

умений в процессе урочной и внеурочной деятельности при изменении

учебно-познавательных, социокультурных, трудовых и других ситуаций

трудовых и других ситуаций;

обеспечение

особой

пространственной

и

временной

организации

коррекционно-образовательной среды с учетом функционального состояния

центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов,

состояния

слуха,

зрения

и

других

психофизических

особенностей

обучающихся;

развитие мотивации и интереса обучающихся к познанию окружающего

мира с учетом возрастных и индивидуальных способностей к обучению и

социальному взаимодействию со средой;

стимуляция

познавательной

активности,

формирование

позитивного

отношения к окружающему миру средствами образования, основанными на

доброжелательном и уважительном отношении к обучающимся и членам их

семей.

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с

умеренной умственной отсталостью и ТМНР, обеспечивается:

существенным

изменением

содержания

образования,

предполагающим

включение учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся

с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): «Речь

и альтернативная коммуникация», «Человек» и другие;

созданием оптимальных путей развития;

использованием специфических методов и средств обучения;

дифференцированным, «пошаговым» обучением;

обязательной индивидуализацией обучения (обучение по специальной

индивидуальной программе развития);

формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков

самообслуживания;

учетом

типологических

и

индивидуальных

особенностей

развития

обучающихся;

обеспечением

индивидуального

клинико-психолого-

педагогического

сопровождения

каждого

обучающегося

с

учетом

особенностей сложной структуры нарушения, в том числе специального

педагогического сопровождения и (или) технической помощи; обеспечением

образования вне зависимости от тяжести нарушений развития, вида

образовательной организации;

специальной организацией предметно-развивающей среды и рабочего места

с учетом характера множественных нарушений;

обеспечением присмотра и ухода за обучающимися в соответствии с

особенностями их здоровья и развития;

дозированным

расширением

образовательного

пространства

внутри

организации и за ее пределами;

организацией обучения в разновозрастных классах (группах);

организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и

воспитании

обучающегося,

и

его

семьи,

обеспечивающей

особую

организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома).

Вместе с формированием умений и навыков изобразительной

деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру,

формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная

координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют

возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности

или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить

выбор

изобразительных

средств.

Многообразие

используемых

в

изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в

этот

вид

деятельности

всех

детей

без

исключения.

Разнообразие

используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по

содержанию, доставляет им много положительных эмоций.

Цель обучения: формирование умений изображать предметы и объекты

окружающей действительности художественными средствами.

Программа включает следующие разделы: «Лепка», «Рисование»,

«Аппликация».

Планируемые предметные и личностные результаты

Планируемые предметные результаты

Раздел «Лепка»

Узнает (различает) пластичные материалы (пластилин).

Узнает (различает) инструменты для работы с пластичными материалами:

стека, нож и др.

Разминает пластилин.

Отщипывает кусочки пластилина от целого куска.

Отрывает кусочки пластилина от целого куска.

Размазывает пластилин внутри контура.

Катает шарик на доске (в руках).

Катает колбаску на доске (в руках).

Сгибает колбаску в кольцо.

Закручивает колбаску в жгутик.

Раздел «Аппликация»

Узнает (различает) разные виды бумаги: цветная бумага, картон, фольга и др.

Соблюдает последовательность действий при изготовлении предметной

аппликации: намазывает детали клеем, приклеивает детали к фону.

Разрезает бумагу ножницами: выполняет надрез, разрезает лист бумаги.

Вырезает по контуру.

Раздел «Рисование»

Узнает (различает) материалы и инструменты, используемые для рисования:

краски, фломастеры, карандаши, кисть, емкость для воды и др.

Оставляет графический след.

Соблюдает последовательность действий при работе с красками: опускает

кисть в баночку с водой, снимает лишнюю воду с кисти, обмакивает ворс

кисти в краску, снимает лишнюю краску о край баночки, рисует на листе

бумаги, опускает кисть в воду и т.д.

Закрашивает внутри контура.

Рисует контур предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по

трафарету).

Планируемые личностные результаты

Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-

личностные

качества

и

социальные

(жизненные)

компетенции

обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным

результатам освоения программы относятся:

1) осознание своей принадлежности к определенному полу;

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной

деятельности;

3) сформированность уважительного отношения к окружающим;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично

изменяющемся и развивающемся мире;

5) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного

смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои

поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых

правилах;

7) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в

разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить

выходы из спорных ситуаций;

10) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к

материальным и духовным ценностям.

Базовые учебные действия

Базовые учебные действия - это элементарные и необходимые единицы

учебной деятельности. Программа формирования базовых учебных действий

включает следующие задачи:

1) формирование умения находиться и обучаться в среде сверстников;

2) формирование учебного поведения:

- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

- умение выполнять инструкции учителя;

- использование по назначению учебных материалов;

- умение выполнять действия по образцу и по подражанию;

3) формирование умения выполнять задание:

- в течение определенного периода времени;

- от начала до конца;

4) формирование умения самостоятельно переходить от одного задания

(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий,

алгоритмом действия и т. д.

Содержание рабочей программы

Программа включает следующие разделы: «Лепка», «Рисование»,

«Аппликация».

Раздел «Лепка»: узнавание (различение) пластичных материалов

(пластилин).

Узнавание

(различение)

инструментов

для

работы

с

пластичными материалами: стека, нож и др. Разминание пластилина.

Отщипывание кусочков пластилина от целого куска. Отрывание кусочков

пластилина от целого куска.

Размазывание пластилина внутри контура.

Катание шарика на доске (в руках). Катание колбаски на доске (в руках).

Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик.

Раздел «Аппликация»: различение разных видов бумаги: цветная бумага,

картон, фольга и др. Узнавание (различение) инструментов, используемых

для изготовления аппликации: ножницы, дырокол и др. Соблюдение

последовательности действий при изготовлении предметной аппликации:

намазывание детали клеем, приклеивание детали к фону. Разрезание бумаги

ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по

контуру.

Раздел «Рисование»:

различение материалов и инструментов,

используемых для рисования: краски, фломастеры, карандаши, кисть,

емкость для воды и др.

Оставление графического следа. Соблюдение

последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в

баночку с водой, снимание лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в

краску, снимание лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги,

опускание кисти в воду и т.д. Закрашивание внутри контура. Рисование

контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету).

Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов, тем уроков

Количество

часов по

разделу

Раздел «Аппликация»

1

Материалы

и

инструменты,

используемые

для

изготовления аппликации.

3

2

Аппликация «Арбуз».

3

3

Аппликация «Воздушный шар».

3

4

Аппликация «Кораблик».

3

5

Аппликация «Цветочки».

3

6

Аппликация «Бабочки».

3

7

Аппликация «Праздничный дом».

3

8

Аппликация «Новогодняя елочка».

3

9

Аппликация «Домик».

3

10

Аппликация «Медвежонок».

3

11

Аппликация «Листочки для яблок».

3

Всего

33

Раздел «Лепка»

12

Материалы

и

инструменты,

используемые

для

лепки.

3

13

Лепка «Кленовый листочек».

3

14

Лепка «Цыпленок».

3

15

Лепка «Цветные мелки».

3

16

Лепка «Солнышко».

3

17

Лепка «Мостик».

3

18

Лепка «Лесенка».

3

19

Лепка «Сушки».

3

20

Лепка «Звездочки».

3

21

Лепка «Мухомор».

3

22

Лепка «Зернышки».

3

Всего

33

Раздел «Рисование»

23

Материалы

и

инструменты,

используемые

для

рисования.

3

24

Рисование «Мячик».

3

25

Рисование «Жучок».

3

26

Рисование «Яблочко».

3

27

Рисование «Новогодняя гирлянда».

3

28

Рисование «Нарядная елочка».

3

29

Рисование «Снежинки».

3

30

Рисование «Цветы».

3

31

Рисование «Лев».

3

32

Рисование «Собачка».

3

33

Рисование «Пчелы».

3

34

Рисование «Рыбки».

3

Всего

36

Всего за год

102

Перечень материально-технического обеспечения

Материально-техническое обеспечение предмета включает:

- Методические материалы к Комплексной образовательной программе для

детей

раннего

возраста

«Первые

шаги»:

в

2

ч.

Ч.

2:

социально-

коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие / Е.О.

Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. - М.: ООО «Русское слово -

учебник», 2016. – 160 с. – (ФГОС дошкольного образования);

- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая

младшая группа. (Образовательная область «Художественно-эстетическое

развитие»): учебно-методическое пособие. - М.: Издательский дом «Цветной

мир», 2014. - 144 с., перераб. и доп.;

- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая

группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 112 с.: цв. вкл.;

- пластилин;

- краски;

- фломастеры;

- альбом;

- цветной картон;

- цветная бумага;

- кисть;

- доска для лепки;

- клей.

Формы оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

Цель:

1. Определить уровень знаний учащихся за учебный год.

2. Проводить контроль работ учащихся за усвоением программного

материала.

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для

решения

практико-ориентированных

задач

и

обеспечивающими

формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных

средах.

Результаты:

0 баллов - нет продвижения;

1 балл - минимальное продвижение;

2 балла - среднее продвижение;

3 балла - значительное продвижение.

Предметные результаты:

Бальная система оценки:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию

учителя;

2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в

отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действия в определённых

ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому

указанию учителя;

4 балла - способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает

ошибки;

5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в

полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации

оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций,

внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно),

«не узнает объект».



В раздел образования