Автор: Кукушкина Полина Игоревна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ОАПОУ "Старорусский агротехнический колледж"
Населённый пункт: г. Старая Русса Новгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Использование методов обучения и воспитания в практике работы мастера производственного обучения в учреждениях среднего профессионального обучения
Раздел: среднее профессиональное
Использование методов обучения и воспитания
в практике работы мастера производственного обучения в учреждениях
среднего профессионального обучения
мастер производственного обучения
ОАПОУ «Старорусский
агротехнический колледж»
Кукушкина Полина Игоревна
Опыт работы в системе профессионального образования, а также
возрастные
и
социально-психологические
особенности
обучающихся
колледжа
позволяют
среди
огромного
многообразия
педагогических
технологий и методов обучения выделить наиболее перспективные:
- технология проблемного обучения,
- исследовательские методы обучения, которые способствуют формированию
творческого
мышления,
активности,
креативности,
самостоятельности
студентов;
- метод проектов;
- технология критического мышления;
Цель
технологии
проблемного
обучения –
способствовать
развитию
проблемного мышления учащихся и учителя.
В процессе работы наиболее часто педагог использует проблемные
вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Значительный вклад
в
раскрытие
проблемы
интеллектуального
развития,
проблемного
и
развивающего обучения внесли Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Н. Ф.
Талызина, Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов,
А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская. Особое внимание заслуживает методика
конструирования проблемных заданий, предложенная И.Я. Лернером.
Проблемное обучение – это такая организация педагогического
процесса, когда студент систематически включается мастером в поиск
решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного
обучения
представляет
собой
систему
связанных
между
собой
и
усложняющихся проблемных ситуаций.
Каждое из определений раскрывает одну из сторон проблемного
обучения, а в сумме подчёркиваются главные признаки, которые лежат в
основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения:
1) создание проблемных ситуаций,
1
2) обучение учащихся в процессе решения проблем,
3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в
готовом виде.
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения,
которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.
Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню
проблемности,
по
виду
«рассогласования»
информации,
по
другим
методическим особенностям. Ситуации интеллектуального затруднения чаще
всего создаются с помощью проблемного вопроса. В педагогической
литературе определены следующие отличительные черты проблемного
(продуктивного) вопроса:
1) сложность, выступающая в форме противоречия,
2) ёмкое содержание,
3) увлекательная форма,
4) доступный для ученика уровень сложности.
Сущность
исследовательского
метода
состоит
в
организации
поисково-творческой деятельности студентов по решению новых для них
проблем. В рамках исследовательского метода обучение на занятиях
строится
с
опорой
на
непосредственный
опыт
обучающихся
и
его
расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного
освоения неизвестного.
В учебном процессе метод проектов ориентирован на использование
различных образовательных ресурсов и подразумевает как самостоятельную
работу с научно-исследовательской и учебной литературой на бумажных
носителях, так и использование электронных информационных ресурсов.
Проекты могут быть как индивидуальными, так и выполненными в группах.
В процессе работы над проектом студенты погружаются в реальные
технологические
процессы,
решают
конкретные
производственные
проблемы, приобщаются к конструированию новых процессов, объектов,
учатся
анализировать
нештатные
ситуации
и
осуществлять
поиск
эффективных решений по выходу из кризиса и т. д.
Изучая технологию критического мышления, я определила для себя,
что под критическим мышлением следует подразумевать самостоятельное
2
мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается от
постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации.
Технология критического мышления была предложена в середине 90-х годов
XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч.
Темплом. Под термином “критическое мышление” понимается система
мыслительных
характеристик
и
коммуникативных
качеств
личности,
позволяющих эффективно работать с информацией.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что
обучающийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из
реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего
развития,
сам
определяет
конечный
результат.
С
другой
стороны,
использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков
вдумчивой работы с информацией, с текстом.
Определения критического мышления обычно включает в себя умение
прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать
гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять
причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к
рассмотрению любых вопросов.
Восприятие
информации
происходит
в
три
этапа,
что
соответствует таким стадиям урока:
подготовительный – стадия вызова;
восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации
смысла);
присвоение информации – стадия рефлексии.
В ходе работы в рамках этой технологии студенты овладевают
различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать
собственное
мнение на
основе
осмысления различного опыта,
идей
и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств,
выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к
окружающим.
Исследовательский метод я активно применяю на занятиях по учебной
практике и лабораторных занятиях, подготовка к которым включает
самостоятельный подбор теоретического материала, составление плана
выполнения работы, написание теоретического введения, а по выполнении
работы
–
проведение
анализа
результатов
выполненной
работы
и
3
оформление отчёта о проделанной работе. Часть студентов я вовлекаю в
исследовательскую работу. Основными формами исследовательской работы
в рамках образовательного процесса являются: подготовка сообщений по
теме,
написание
рефератов,
выполнение
индивидуальных
творческих
домашних заданий с элементами научного поиска по актуальной проблеме,
участие в конкурсах и предметных олимпиадах, научных конференциях.
В практике своей работы я применяю технологию проблемного
обучения. Элементы проблемного обучения применяю на каждом занятии на
всех его этапах. Проблемное обучение называют так потому, что весь
учебный материал обучающиеся усваивают путем самостоятельного решения
проблем. Тут имеет место и объяснение темы, и решения поставленных
задач, и выполнение упражнений по обработке изделия.
В практике своей работы выделяю четыре уровня проблемного
обучения.
Первый уровень – я формулирую проблему, ввожу обучающихся в
проблему, создаю проблемные ситуации, решаю их, анализирую полученные
результаты. Обучающиеся следят за ходом моих мыслей, усваивают учебный
материал и приемы умственной деятельности.
В условиях обучения
наиболее
эффективно
является
диалогическое
преподавание.
Это
обусловлено
тем,
что
большинство
обучающихся имеют
некоторые
начальные сведения из опыта, и в определенной степени могут принимать
участие в решении учебных проблем.
Второй
уровень
–
я
создаю проблемные
ситуации,
вместе
с
обучающимися формулирую проблему и при их участии решаю ее.
Третий уровень – я помогаю обучающимся сформулировать проблему
и решить ее. Обучающиеся самостоятельно выбирают из предложений
гипотезу,
обосновывают ее,
находят метод
доказательства
гипотезы,
формулируют выводы.
Четвертый
уровень
–
творческая
активность.
Обучающиеся
самостоятельно находят проблему и решают ее. Моя роль при этом сводиться
к опосредованному руководству.
Организуя деятельность обучающихся я осуществляю индивидуальный
подход и определяю на каком уровне проблемности способен работать
обучающийся, какие компоненты творческой деятельности им усвоены
недостаточно, а потом, исходя из логики учебного материала, подбираю ему
4
соответствующие проблемные задания,
которые будут способствовать
устранению выявленных недостатков.
Проблемные ситуации, как правило, я создаю на реальном материале
предметов теоретического обучения и производственного обучения:
постановка обучающихся в условия необходимости практического
использования знаний и умений в новых непривычных для них условиях;
вскрытие противоречий между теоретически или принципиально
возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью
или нецелесообразностью этого способа;
постановка обучающихся перед необходимостью выбора правильного
решения из ряда известных им решений;
постановка обучающихся в ситуацию, когда они осознают, что
имеющихся у них знаний и умений недостаточно, чтобы решить
поставленную задачу.
Например: проведение занятия по учебной практике я организую
следующим образом:
Этапы урока
Деятельность мастера
Деятельность обучающихся
Организационны
й момент – 3 мин
Прошу расположиться
обучающихся,
проговариваю тему и
наводящими вопросами
вывожу их на
формулировку цели
занятия.
Обучающиеся удобно
располагаются.
Слушают мои вопросы.
Формулируют цель
занятия.
Вводный
инструктаж – 27
мин
Организую групповую
проблемную беседу по
материалу занятия,
требования к инструментам
и оборудованию,
требования к
технологическому
процессу, требования
охраны труда
Внимательно слушают
поставленные вопросы и
отвечают.
Знакомятся с
технологической картой
или учебным элементом.
Задают вопросы.
Высказывают
предположения и
5
обосновывают
необходимость того или
иного подхода к решению
поставленных задач.
Самостоятельно
перечисляют выбранный
инструмент и
обосновывают его выбор.
Самостоятельно
проговаривают правила по
охране труда.
Самостоятельно
разрабатывают технологию
выполнения работы
Текущий
инструктаж – 90
мин
Через анализ действий
обучающихся, используя
проблемные вопросы,
демонстрируя образец
действия, оказываю
обучающимся
индивидуальную помощь.
Наблюдаю, контролирую
выполнение практического
задания.
Используя плакаты,
материал презентаций,
оборудование и инструмент
выполняют практическое
задание, работая каждый в
своем темпе работы.
Заключительный
инструктаж – 18
мин
Заслушиваю ответы , даю
комментарии, организую
оценку сданной работы
другими обучающимися,
провожу согласование
оценки, обращаю внимание
всех обучающихся на
хорошие стороны
выполненной работы и
недопустимость тех или
иных ошибок и
Индивидуальная защита
выполненной работы
По мере выполнения
задания проводят защиту
его выполнение:
- на основе критериев
выполняют необходимые
измерения, сопоставляют
их, отмечают недостатки
работы
6
погрешностей.
- оценивают свою работу
Организация
саморефлексии
обучающимися по
результатам выполненной
работы.
Каждый обучающийся
анализирует свои ошибки и
пытается объяснить
причину их.
Итог урока – 2
мин
Заключительное слово
мастера, направленное на
дальнейшую мотивацию к
приобретению новых
знаний и умений.
Представление самого
рационального подхода при
выполнении работы в
каждом конкретном случае.
Я применяю в своей практике различные методы и формы активизации
обучающихся на уроке – уроки - деловые игры, проблемно-задачный подход
на уроках, использование различных форм работы – групповые, парные,
индивидуальные и т.д., использование различных дидактических средств и
приемов.
При использовании метода проектов я использую то, что учебные
проекты:
-
позволяют проследить связи между различными изучаемыми
дисциплинами в контексте проблем реального мира,
- развивают у обучающихся мыслительные умения высокого уровня
благодаря работе с основополагающими идеями,
- помогают вовлечь обучающихся в активный процесс обучения.
Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения.
В
основе
метода
проектов
лежит
развитие
у
обучающихся
познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои
знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также навыков
критического мышления.
7
Проекты способствуют расширению возможностей обучения и могут
значительно отличаться друг от друга по предмету и области применения.
Используя метод проектов на занятиях по учебной практике, я позволяю
обучающимся принимать на себя определенные роли, например:
решающий проблему;
принимающий решение;
исследователь;
документалист.
Обучающиеся часто берут на себя роли из реальной жизни и
выполняют значимые для них задания.
Применительно
к
практическим
занятиям метод
проектов
– это
целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность обучающихся,
осуществляемая под гибким руководством мастера, направленная на решение
творческой,
исследовательской,
личностно
или
социально
значимой
проблемы и на получение конкретного результата в виде материального
продукта. В проектах, согласованных со стандартами, обучающиеся глубоко
изучают учебный материал и применяют полученные знания к реальным
жизненным ситуациям.
Поскольку
метод
проектов
относится
к
технологиям
личностно-
ориентированного
образования,
его целеполагание сориентировано
на развитие у
обучающихся
компетенций,
необходимых
человеку
в
современном мире:
познавательного интереса;
умения самостоятельно находить информацию, связанную с текстом
художественного произведения, с личностью и творчеством изучаемого
автора или историко-литературным контекстом определенной эпохи;
умения
анализировать,
обрабатывать,
интегрировать,
оценивать
и
создавать
информацию
в
разных
формах,
представлять
в
виде
оформленного результата деятельности;
успешно работать с другими;
принимать обдуманные решения;
брать на себя инициативу;
решать комплексные проблемы;
управлять собой;
эффективно общаться.
8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Аванесов B.C. Определение, предмет и основные функции
педагогической диагностики / B.C. Аванесов // Педагогическая
диагностика.-2017. -№1.-С. 41-44.
2.
Ангеловский К. Учителя и инновации / К. Ангеловский. М.:
Просвещение, 2009. -159 с.
3.
Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для
творческого саморазвития / В.И. Андреев. Казань: Центр
инновационных технологий, 2014. - 608 с.
4.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий / В.П.
Беспалько. -М.: Педагогика, 2008. 190 с.
5.
Волов В.Т. Инновационные принципы системы образования / В.Т.
Волов //Педагогика.-2007.-№7.-С.108-114.
6.
Исаев,
И.Ф.
Профессионально
–
педагогическая
культура
преподавателя /И.Ф. Исаева. – Учеб. пособие для высших учеб. зав.
7.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: практ. пос.
для учителей, студентов средн. и высших пед. уч.зав.
8.
Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А., Основы
профессионально-педагогической деятельности
9.
Никулина,
Н.Ф.
Формирование
инновационной
деятельности
преподавателя
10. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика.
9