Автор: Силаева Ирина Николаевна
Должность: преподаватель экономических дисциплин
Учебное заведение: Смоленский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Статья
Тема: Учебно-тренинговый практикум как интерактивный метод подготовки бухгалтеров в системе СПО
Раздел: среднее профессиональное
Учебно-тренинговый практикум как интерактивный метод
подготовки бухгалтеров в системе СПО
Силаева Ирина Николаевна, преподаватель
Смоленского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Смоленск
Профессия
бухгалтера
существует
много
лет
и
будет
еще
долго
востребована в будущем, так как без нее общество обходиться по определению
не может. По данным исследования Высшей школы экономики, в среднем
4% работающего населения страны, а это около 6 млн. человек – бухгалтеры,
таким
образом,
актуальность
данной
проблемы
возрастает
в
связи
с
необходимостью создания условий соответствующим требованиям рынка
труда.
Бухгалтерский
учет
является
системой
в
структуре
организации,
ответственной за подготовку, обработку, получение и передачу данных,
предоставление достоверных отчетных данных по результатам хозяйственной
деятельности организации с целью принятия управленческих решений.
В
современных
условиях
бухгалтера
сталкиваются
с
постоянно
меняющейся
нормативной
базой
бухгалтерского
учета,
помимо
этого,
происходящие изменения в экономике страны влияют на формирование нового
социального
заказа,
предъявляемого
обществом
к
качеству
подготовки
специалистов в области бухгалтерского учета, уровень знаний которых должен
соответствовать требованиям современного общества. Таким образом, возникла
необходимость более современной подготовки будущих специалистов в
области бухгалтерского учета.
Наиболее
действенным средством в подготовке специалистов сегодня
является приобщение студентов к активным методам обучения: игровому
проектированию, работе по методу «вопрос – ответ» (дискуссия-диалог),
проведению
проблемных
семинаров,
дискуссий,
учебно-тренинговых
практикумов и др.
Все эти методы, направленные на активизацию мышления студентов,
ориентированные
на решение реальных задач характеризуются высокой
степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебного
процесса.
Настоящая статья раскрывает некоторые стороны подготовки бухгалтеров,
которые
заключаются
в
использовании
такого
интерактивного
метода
обучения, как учебно-тренинговые практикумы.
Проведение учебно-тренинговых практикумов можно рассматривать в
качестве
одного
из
перспективных
направлений
в
учебный
процесс
преподавания
основ анализа бухгалтерской (финансовой)
отчетности,
способствующего повышению качества обучения. Практикумы пригодны для
слушателей с разным уровнем базовой подготовки. При их применении
отмечается значительная активизация познавательной деятельности студентов
в форме активного взаимодействия в группе.
Одним из свойств, заложенных в основу таких практикумов, является
модель
реальной
финансово-хозяйственной
деятельности
субъекта
хозяйственной
деятельности,
что
позволяет
обеспечить
реальность
представления рассматриваемых учетных объектов и ситуаций.
Так,
на
интерактивных учебно-тренинговых практикумах студенты
специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) при
изучении МДК «Основы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности»
проводят анализ форм бухгалтерской (финансовой) отчетности организации
используя базу государственного информационного ресурса БФО.
Так, например, проведение учебно-тренингового практикума по теме:
«Процедуры анализа форм отчетности»
с работой
в малых группах
рассчитано на 3-4 пары (одна пара продолжительностью по 1 час 30 мин.).
Каждой группе предлагается свое задание. Студенты ведут записи, проводят
необходимые
расчеты
и
дают
аналитическую
оценку
по
каждому
выполненному заданию.
Практикум состоит из трех этапов:
1. Подготовительного. Предполагает настрой на усвоение материала, связь
с другими темами, формулировку цели, задач и
методики проведения
аналитической работы вместе со студентами;
2. Основного,
тренировочного
(нестандартное
учебное
занятие,
включающее отработку ситуационной задачи);
3. Заключительного (подведение итогов, проверка знаний, рефлексия в
форме самоанализа, самооценки).
На подготовительном этапе определяются:
- главная цель анализа форм бухгалтерской отчётности - найти резервы,
улучшающие платёжеспособность организации;
- основные задачи – дать объективную оценку экономическому состоянию
организации;
-основные
методы
проведения
аналитики,
к
которым
относятся:
горизонтальный, вертикальный и коэффициентный приемы проведения анализа
бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Основной этап практикума предполагает выполнение задания (решение
ситуационной задачи)
по анализу бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Отрабатывается лишь то, что дается в теории. Основными источниками данных
для проведения анализа
финансовой отчётности служат бухгалтерский
баланс (форма
1)
и отчёт
о
финансовых
результатах (форма
2),
с
использованием разных аналитических методов. Задание включает получение
необходимой
информации
для
осмысления
финансового
состояния
хозяйствующего субъекта, а именно: оценку имущественного и финансового
положения
предприятия,
работающего
на
территории
региона,
его
прибыльности
и
динамичности.
Следует
отметить,
что
применение
современных информационных технологий позволяют существенно облегчить
трудоемкий процесс формирования аналитической информации.
Заключительный этап – это этап обобщения результатов, позволяющий
понять способность студента анализировать и интерпретировать финансовую,
бухгалтерскую
информацию,
содержащуюся
в
отчетности
предприятий
различных форм собственности и использовать полученные сведения для
оценки вариантов управленческих решений. Заключительный этап
обобщает
все, сделанное на занятии, дает обратную связь, подводит итоги. На этом этапе
преподаватель выставляет оценки и обозначает свои рекомендации.
Таким образом, технологическая цепочка представляет собой: теория
(минимум) – практическое задание – проверка и обратная связь. Следует
отметить, что группа студентов, которая уже знакома с тренинго- обучающими
технологиями работает гораздо оперативнее по сравнению со другими
обучающимися.
В целом, процесс обучения организован таким образом, что обучающийся
является
активным
участником
тех
процессов,
которые
происходят
в
организации, с учетом дифференцированного
подхода, исходя из уровня
компетенции
студента,
он
приобретает
практический
опыт,
развивает
логическое мышление.
В целом, это значительно повышает эффективность
обучения.
Практика внедрения такого метода обучения дает более высокое усвоение
материала со средним результатом по пятибалльной системе в группе выше
75%.
Опыт
проведения
учебно-тренингового
практикума
показывает
эффективность использования этой технологии, как на начальной, так и на
заключительной стадии обучения.
Практическая значимость реализации такого подхода заключается в том,
что:
в результате проведения анализа студенты приобретают опыт умения
интерпретировать бухгалтерскую (финансовую) информацию, содержащуюся в
отчетности предприятий различных форм собственности, обобщения данных
анализа, принятия управленческих решений;
система самого обучения становится гибкой в условиях изменяющихся
экономических условий;
такой подход позволяет эффективнее формировать профессионально
важные компетенции;
имеется
возможность
его
использования
для
организации
профессиональной подготовки бухгалтерских кадров.
Таким образом, актуальность и практическая значимость отличают учебно-
тренинговые практикумы от других форм обучения. Они позволяют повысить
уровень профессиональных компетенций обучающихся и эффективность
учебного процесса, при этом студенты получают возможность максимального
повышения творческой самореализации, что приводит к повышению их
мотивации , желанию учиться и заниматься саморазвитием.
Список литературы:
1.
Коротаева Е. В., Андрюнина А. С. Интерактивное обучение: аспекты
теории, методики, практики // Педагогическое образование в России. 2021. –
Вып. 4. – 142 с.
2.
Оселедчик
Е.Б.
Дмитриева
А.В.
Интерактивная
деятельность
как
эффективный способ вовлечения студентов в учебный процесс//Проблемы
современного педагогического образования
– Сборник научных трудов: –
Ялта: РИО. ГПА, 2022. – Вып. 75. – Ч. 4. – 422 с.
3.
Перфильева, П. А. Применение интерактивных методов обучения для
стимулирования интереса к экономической науке / П. А. Перфильева. —
Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 32 (479). — С.
176-178.
4.
Першина, К.С. Роль инновационных образовательных технологий в системе
СПО / К.С. Першина // Педагогика и современное образование: традиции и
инновации:
Сборник статей V Международной научно-практической
конференции,
Петрозаводск,
11
июля
2022
года.
–
Петрозаводск:
Международный
центр
научного
партнерства
«Новая
Наука»
(ИП
Ивановская И.И.), 2022. – С. 48-55.
5.
Федеральная служба государственной статистики : сайт. — Москва, 2023.