Напоминание

Учебно-тренинговый практикум как интерактивный метод подготовки бухгалтеров в системе СПО


Автор: Силаева Ирина Николаевна
Должность: преподаватель экономических дисциплин
Учебное заведение: Смоленский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Статья
Тема: Учебно-тренинговый практикум как интерактивный метод подготовки бухгалтеров в системе СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Учебно-тренинговый практикум как интерактивный метод

подготовки бухгалтеров в системе СПО

Силаева Ирина Николаевна, преподаватель

Смоленского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Смоленск

Профессия

бухгалтера

существует

много

лет

и

будет

еще

долго

востребована в будущем, так как без нее общество обходиться по определению

не может. По данным исследования Высшей школы экономики, в среднем

4% работающего населения страны, а это около 6 млн. человек – бухгалтеры,

таким

образом,

актуальность

данной

проблемы

возрастает

в

связи

с

необходимостью создания условий соответствующим требованиям рынка

труда.

Бухгалтерский

учет

является

системой

в

структуре

организации,

ответственной за подготовку, обработку, получение и передачу данных,

предоставление достоверных отчетных данных по результатам хозяйственной

деятельности организации с целью принятия управленческих решений.

В

современных

условиях

бухгалтера

сталкиваются

с

постоянно

меняющейся

нормативной

базой

бухгалтерского

учета,

помимо

этого,

происходящие изменения в экономике страны влияют на формирование нового

социального

заказа,

предъявляемого

обществом

к

качеству

подготовки

специалистов в области бухгалтерского учета, уровень знаний которых должен

соответствовать требованиям современного общества. Таким образом, возникла

необходимость более современной подготовки будущих специалистов в

области бухгалтерского учета.

Наиболее

действенным средством в подготовке специалистов сегодня

является приобщение студентов к активным методам обучения: игровому

проектированию, работе по методу «вопрос – ответ» (дискуссия-диалог),

проведению

проблемных

семинаров,

дискуссий,

учебно-тренинговых

практикумов и др.

Все эти методы, направленные на активизацию мышления студентов,

ориентированные

на решение реальных задач характеризуются высокой

степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебного

процесса.

Настоящая статья раскрывает некоторые стороны подготовки бухгалтеров,

которые

заключаются

в

использовании

такого

интерактивного

метода

обучения, как учебно-тренинговые практикумы.

Проведение учебно-тренинговых практикумов можно рассматривать в

качестве

одного

из

перспективных

направлений

в

учебный

процесс

преподавания

основ анализа бухгалтерской (финансовой)

отчетности,

способствующего повышению качества обучения. Практикумы пригодны для

слушателей с разным уровнем базовой подготовки. При их применении

отмечается значительная активизация познавательной деятельности студентов

в форме активного взаимодействия в группе.

Одним из свойств, заложенных в основу таких практикумов, является

модель

реальной

финансово-хозяйственной

деятельности

субъекта

хозяйственной

деятельности,

что

позволяет

обеспечить

реальность

представления рассматриваемых учетных объектов и ситуаций.

Так,

на

интерактивных учебно-тренинговых практикумах студенты

специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) при

изучении МДК «Основы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности»

проводят анализ форм бухгалтерской (финансовой) отчетности организации

используя базу государственного информационного ресурса БФО.

Так, например, проведение учебно-тренингового практикума по теме:

«Процедуры анализа форм отчетности»

с работой

в малых группах

рассчитано на 3-4 пары (одна пара продолжительностью по 1 час 30 мин.).

Каждой группе предлагается свое задание. Студенты ведут записи, проводят

необходимые

расчеты

и

дают

аналитическую

оценку

по

каждому

выполненному заданию.

Практикум состоит из трех этапов:

1. Подготовительного. Предполагает настрой на усвоение материала, связь

с другими темами, формулировку цели, задач и

методики проведения

аналитической работы вместе со студентами;

2. Основного,

тренировочного

(нестандартное

учебное

занятие,

включающее отработку ситуационной задачи);

3. Заключительного (подведение итогов, проверка знаний, рефлексия в

форме самоанализа, самооценки).

На подготовительном этапе определяются:

- главная цель анализа форм бухгалтерской отчётности - найти резервы,

улучшающие платёжеспособность организации;

- основные задачи – дать объективную оценку экономическому состоянию

организации;

-основные

методы

проведения

аналитики,

к

которым

относятся:

горизонтальный, вертикальный и коэффициентный приемы проведения анализа

бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Основной этап практикума предполагает выполнение задания (решение

ситуационной задачи)

по анализу бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Отрабатывается лишь то, что дается в теории. Основными источниками данных

для проведения анализа

финансовой отчётности служат бухгалтерский

баланс (форма

1)

и отчёт

о

финансовых

результатах (форма

2),

с

использованием разных аналитических методов. Задание включает получение

необходимой

информации

для

осмысления

финансового

состояния

хозяйствующего субъекта, а именно: оценку имущественного и финансового

положения

предприятия,

работающего

на

территории

региона,

его

прибыльности

и

динамичности.

Следует

отметить,

что

применение

современных информационных технологий позволяют существенно облегчить

трудоемкий процесс формирования аналитической информации.

Заключительный этап – это этап обобщения результатов, позволяющий

понять способность студента анализировать и интерпретировать финансовую,

бухгалтерскую

информацию,

содержащуюся

в

отчетности

предприятий

различных форм собственности и использовать полученные сведения для

оценки вариантов управленческих решений. Заключительный этап

обобщает

все, сделанное на занятии, дает обратную связь, подводит итоги. На этом этапе

преподаватель выставляет оценки и обозначает свои рекомендации.

Таким образом, технологическая цепочка представляет собой: теория

(минимум) – практическое задание – проверка и обратная связь. Следует

отметить, что группа студентов, которая уже знакома с тренинго- обучающими

технологиями работает гораздо оперативнее по сравнению со другими

обучающимися.

В целом, процесс обучения организован таким образом, что обучающийся

является

активным

участником

тех

процессов,

которые

происходят

в

организации, с учетом дифференцированного

подхода, исходя из уровня

компетенции

студента,

он

приобретает

практический

опыт,

развивает

логическое мышление.

В целом, это значительно повышает эффективность

обучения.

Практика внедрения такого метода обучения дает более высокое усвоение

материала со средним результатом по пятибалльной системе в группе выше

75%.

Опыт

проведения

учебно-тренингового

практикума

показывает

эффективность использования этой технологии, как на начальной, так и на

заключительной стадии обучения.

Практическая значимость реализации такого подхода заключается в том,

что:

в результате проведения анализа студенты приобретают опыт умения

интерпретировать бухгалтерскую (финансовую) информацию, содержащуюся в

отчетности предприятий различных форм собственности, обобщения данных

анализа, принятия управленческих решений;

система самого обучения становится гибкой в условиях изменяющихся

экономических условий;

такой подход позволяет эффективнее формировать профессионально

важные компетенции;

имеется

возможность

его

использования

для

организации

профессиональной подготовки бухгалтерских кадров.

Таким образом, актуальность и практическая значимость отличают учебно-

тренинговые практикумы от других форм обучения. Они позволяют повысить

уровень профессиональных компетенций обучающихся и эффективность

учебного процесса, при этом студенты получают возможность максимального

повышения творческой самореализации, что приводит к повышению их

мотивации , желанию учиться и заниматься саморазвитием.

Список литературы:

1.

Коротаева Е. В., Андрюнина А. С. Интерактивное обучение: аспекты

теории, методики, практики // Педагогическое образование в России. 2021. –

Вып. 4. – 142 с.

2.

Оселедчик

Е.Б.

Дмитриева

А.В.

Интерактивная

деятельность

как

эффективный способ вовлечения студентов в учебный процесс//Проблемы

современного педагогического образования

– Сборник научных трудов: –

Ялта: РИО. ГПА, 2022. – Вып. 75. – Ч. 4. – 422 с.

3.

Перфильева, П. А. Применение интерактивных методов обучения для

стимулирования интереса к экономической науке / П. А. Перфильева. —

Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 32 (479). — С.

176-178.

4.

Першина, К.С. Роль инновационных образовательных технологий в системе

СПО / К.С. Першина // Педагогика и современное образование: традиции и

инновации:

Сборник статей V Международной научно-практической

конференции,

Петрозаводск,

11

июля

2022

года.

Петрозаводск:

Международный

центр

научного

партнерства

«Новая

Наука»

(ИП

Ивановская И.И.), 2022. – С. 48-55.

5.

Федеральная служба государственной статистики : сайт. — Москва, 2023.



В раздел образования