Автор: Наседкина Светлана Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МКУ ДО " ОДШИ"
Населённый пункт: город Острогожск, Воронежская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие мышления, образного восприятия и творческих навыков на уроках специального фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
«Развитие мышления, образного восприятия и
творческих навыков на уроках специального
фортепиано».
Методическая разработка
Преподаватель фортепиано
Наседкина Светлана Владимировна.
Образное восприятие, творческие навыки, мышление - это
психологические
процессы,
отражения
явлений
действительности на органы чувств человека. Музыкальное
восприятие это сложный процесс, в основе которого лежит
способность слышать и переживать музыкальное содержание
как художественно-образное. Развить мышление, образное
восприятие и творческие навыки ученика – основная и
первостепенная задача педагога – музыканта. Все мы знаем,
что музыка действует комплексом выразительных средств.
Это
ладо-гармонический
склад,
тембр,
темп,
динамика,
агогика, метроритм. Они передают настроение, основную
мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными
явлениями, с переживаниями человека.
Основная задача преподавателя фортепиано заключается
в том, чтобы не просто познакомить ученика с музыкальным
произведением, но научить учащегося разбираться в том, что
объективно
содержится
в
музыке
и
обусловлено
музыкальным
произведением,
при
помощи
комплекса
выразительных
средств.
А
так
же
развивать
природу
фантазирования под музыку, опираясь на ассоциативное
мышление ученика. Конечно, всё это не возможно без
уверенного знания нотной грамоты, основных теоретических
и гармонических положений. Поэтому не нужно ждать пока
теоретические
знания
по
сольфеджио
«догонят»
фортепианный репертуар, а на понятном языке объяснять
ученику строение трезвучия, интервалов, стилей, гомофонно-
гармонических и полифонических построений. Ребёнок в
своём сознании не ассоциирует их с объединяющим началом
– музыкой, поэтому с начала обучения на уроках фортепиано
нужно объединять фортепиано, сольфеджио и музыкальную
литературу в единое целое для достижения музыкально-
образного восприятия, мышления.
Чтение с листа особый навык, который нужно развивать с
первых уроков игры по нотам. Здесь должны быть соединены
навыки и теоретические «слышу – пою», и
практические
«вижу-играю». Ученик может знать аккорды, строить их на
уроках сольфеджио, но на практике увидеть этот аккорд в
нотах и найти на клавиатуре не получается. Т.е. он не умеет
применять теоретические знания на практике. Произвести
самый
простой
теоретический
анализ
разучиваемого
произведения вместе с учеником - это первое что нужно
сделать при чтении с листа и при разборе новых пьес. Многие
дети воспринимают текст, просто как набор отдельных нот,
которые звучат отдельно или по очереди. Даже самые
простые трезвучия, они разбирают сверху - вниз, отдельно
каждую ноту. Это говорит о том, что ученику даже в голову не
приходит, объединить эти ноты в какой-то знакомый аккорд,
определить его функцию и связать с другими аккордами.
Поэтому преподавателю специального фортепиано придётся
потратить какую-то часть урока, что бы объяснить это ещё раз,
чтобы ученик усвоил необходимую информацию. Только
тогда цепочка восприятий станет «вижу-понимаю-слышу-
играю».
Конечно,
такая
работа
далека
от
музыки
и
художественного
восприятия,
но
является
своеобразным
«тренажёром» для мыслительной деятельности.
Следующим этапом, гораздо более важным является
анализ музыкальных пьес и их частей, гармонический анализ,
ладо-гармонический. Обратить внимание ребёнка на темп.
(весёлые обычно играются в подвижных темпах, грустные в
медленных), на динамические оттенки. Ученик должен знать в
каком размере звучат марши, в каком вальсы. Т.е. 90%
«подсказки» художественного образа
уже есть в нотном
тексте.
Также
композитор
помогает
нам
музыкальными
терминами вначале и по ходу текста.
Когда все текстовые обозначения переработаны и
прочувствованы,
творческое
восприятие
начинает
вырисовываться.
И
здесь
помощь
педагога
бесценна.
Раскрытие музыкальной идеи, содержания произведения и
методы художественных ассоциаций являются одним из
эффективных
путей
проникновения
в
художественный
замысел. И, конечно, здесь опыт педагога, его личные
образные представления играют решающую роль. В помощь и
подтекстовка,
и
пояснения,
и
сказочные
образы
и
художественное воображение и напоминания о детских
переживаниях
и
радостных
событиях.
Чтобы
эффектно
исполнить
произведение,
нужно
чётко
представлять
художественный образ, его характер, дальнейшее развитие и,
если хотите, сценарий пьесы.
Для развития образного мышления необходимо подбирать
пьесы с яркой музыкально-образной индивидуальностью
музыки, её запоминаемостью и узнаваемостью. Например,
произведения Прокофьева, Мусоргского, Слонимского.
Так же хочется отметить, что возраст младшего школьника
является самым благоприятным временем в эстетическом
воспитании. И на этом этапе всегда возникает вопрос: как
заинтересовать и увлечь ребёнка музыкой. Музыка, как и
любой вид искусства мыслит образами, поэтому с первых
дней занятий в репертуаре ребёнка должны быть пьесы
связанные с определёнными, конкретными впечатлениями,
которые он уже успел пережить. Чаще слушать, эмоционально
отзываться, рассказывать, вовлекать ученика в обсуждение
прослушанной музыки, даже рисовать образ который возник у
ребёнка.
Исполнение
педагогом
детских
пьес
обычно
вызывает
интерес
и
стремление
научиться
исполнять
понравившиеся произведения. Детям обычно нравиться всё
яркое, красивое, динамичное. Каждый ученик по своему
проявляет интерес к музыке и отдаёт предпочтение какому -
либо музыкальному жанру, любимым произведениям. Здесь
индивидуальный подход к подбору репертуара особенно
необходим. Для подбора репертуара
подходят сборники:
Милич «Маленькому пианисту», О. Геталовой и И. Визной «В
музыку с радостью, сборники И. Корольковой.
Творческий навык развивает самостоятельное
разучивание лёгких пьес, когда ученик уже в средних и
старших классах и может сам разобраться с текстом и
передать характер, настроение исполняемой музыки. В этом
случае
ученик
чувствует
самоуважение,
желание
самоутвердиться,
как
личность,
что
не
маловажно
для
старшеклассников. Формирование музыкального мышления,
творческого воображения, умения работать самостоятельно
приводит к стабильно хорошим и высоким результатам.
Развитие
творческих
возможностей
учащихся
стимулируется ещё и убеждённостью педагога в творческом
даре ребёнка, в атмосфере доброжелательности и уважения
к его личности. Тогда любые задачи воспринимаются легко.
Педагог не должен забывать о постоянном поддержании
веры ученика в собственные силы и интереса к музыке.
И в заключении хочется отметить, что музыкальное
воспитание это уникальное средство формирования единства
эмоциональной и интелектуальной сфер психики ученика.
Творчество
каждого
ребёнка
неповторимо.
Это
нужно
учитывать каждому педагогу.