Напоминание

"Развитие мышления, образного восприятия и творческих навыков на уроках специального фортепиано"


Автор: Наседкина Светлана Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МКУ ДО " ОДШИ"
Населённый пункт: город Острогожск, Воронежская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие мышления, образного восприятия и творческих навыков на уроках специального фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Развитие мышления, образного восприятия и

творческих навыков на уроках специального

фортепиано».

Методическая разработка

Преподаватель фортепиано

Наседкина Светлана Владимировна.

Образное восприятие, творческие навыки, мышление - это

психологические

процессы,

отражения

явлений

действительности на органы чувств человека. Музыкальное

восприятие это сложный процесс, в основе которого лежит

способность слышать и переживать музыкальное содержание

как художественно-образное. Развить мышление, образное

восприятие и творческие навыки ученика – основная и

первостепенная задача педагога – музыканта. Все мы знаем,

что музыка действует комплексом выразительных средств.

Это

ладо-гармонический

склад,

тембр,

темп,

динамика,

агогика, метроритм. Они передают настроение, основную

мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными

явлениями, с переживаниями человека.

Основная задача преподавателя фортепиано заключается

в том, чтобы не просто познакомить ученика с музыкальным

произведением, но научить учащегося разбираться в том, что

объективно

содержится

в

музыке

и

обусловлено

музыкальным

произведением,

при

помощи

комплекса

выразительных

средств.

А

так

же

развивать

природу

фантазирования под музыку, опираясь на ассоциативное

мышление ученика. Конечно, всё это не возможно без

уверенного знания нотной грамоты, основных теоретических

и гармонических положений. Поэтому не нужно ждать пока

теоретические

знания

по

сольфеджио

«догонят»

фортепианный репертуар, а на понятном языке объяснять

ученику строение трезвучия, интервалов, стилей, гомофонно-

гармонических и полифонических построений. Ребёнок в

своём сознании не ассоциирует их с объединяющим началом

– музыкой, поэтому с начала обучения на уроках фортепиано

нужно объединять фортепиано, сольфеджио и музыкальную

литературу в единое целое для достижения музыкально-

образного восприятия, мышления.

Чтение с листа особый навык, который нужно развивать с

первых уроков игры по нотам. Здесь должны быть соединены

навыки и теоретические «слышу – пою», и

практические

«вижу-играю». Ученик может знать аккорды, строить их на

уроках сольфеджио, но на практике увидеть этот аккорд в

нотах и найти на клавиатуре не получается. Т.е. он не умеет

применять теоретические знания на практике. Произвести

самый

простой

теоретический

анализ

разучиваемого

произведения вместе с учеником - это первое что нужно

сделать при чтении с листа и при разборе новых пьес. Многие

дети воспринимают текст, просто как набор отдельных нот,

которые звучат отдельно или по очереди. Даже самые

простые трезвучия, они разбирают сверху - вниз, отдельно

каждую ноту. Это говорит о том, что ученику даже в голову не

приходит, объединить эти ноты в какой-то знакомый аккорд,

определить его функцию и связать с другими аккордами.

Поэтому преподавателю специального фортепиано придётся

потратить какую-то часть урока, что бы объяснить это ещё раз,

чтобы ученик усвоил необходимую информацию. Только

тогда цепочка восприятий станет «вижу-понимаю-слышу-

играю».

Конечно,

такая

работа

далека

от

музыки

и

художественного

восприятия,

но

является

своеобразным

«тренажёром» для мыслительной деятельности.

Следующим этапом, гораздо более важным является

анализ музыкальных пьес и их частей, гармонический анализ,

ладо-гармонический. Обратить внимание ребёнка на темп.

(весёлые обычно играются в подвижных темпах, грустные в

медленных), на динамические оттенки. Ученик должен знать в

каком размере звучат марши, в каком вальсы. Т.е. 90%

«подсказки» художественного образа

уже есть в нотном

тексте.

Также

композитор

помогает

нам

музыкальными

терминами вначале и по ходу текста.

Когда все текстовые обозначения переработаны и

прочувствованы,

творческое

восприятие

начинает

вырисовываться.

И

здесь

помощь

педагога

бесценна.

Раскрытие музыкальной идеи, содержания произведения и

методы художественных ассоциаций являются одним из

эффективных

путей

проникновения

в

художественный

замысел. И, конечно, здесь опыт педагога, его личные

образные представления играют решающую роль. В помощь и

подтекстовка,

и

пояснения,

и

сказочные

образы

и

художественное воображение и напоминания о детских

переживаниях

и

радостных

событиях.

Чтобы

эффектно

исполнить

произведение,

нужно

чётко

представлять

художественный образ, его характер, дальнейшее развитие и,

если хотите, сценарий пьесы.

Для развития образного мышления необходимо подбирать

пьесы с яркой музыкально-образной индивидуальностью

музыки, её запоминаемостью и узнаваемостью. Например,

произведения Прокофьева, Мусоргского, Слонимского.

Так же хочется отметить, что возраст младшего школьника

является самым благоприятным временем в эстетическом

воспитании. И на этом этапе всегда возникает вопрос: как

заинтересовать и увлечь ребёнка музыкой. Музыка, как и

любой вид искусства мыслит образами, поэтому с первых

дней занятий в репертуаре ребёнка должны быть пьесы

связанные с определёнными, конкретными впечатлениями,

которые он уже успел пережить. Чаще слушать, эмоционально

отзываться, рассказывать, вовлекать ученика в обсуждение

прослушанной музыки, даже рисовать образ который возник у

ребёнка.

Исполнение

педагогом

детских

пьес

обычно

вызывает

интерес

и

стремление

научиться

исполнять

понравившиеся произведения. Детям обычно нравиться всё

яркое, красивое, динамичное. Каждый ученик по своему

проявляет интерес к музыке и отдаёт предпочтение какому -

либо музыкальному жанру, любимым произведениям. Здесь

индивидуальный подход к подбору репертуара особенно

необходим. Для подбора репертуара

подходят сборники:

Милич «Маленькому пианисту», О. Геталовой и И. Визной «В

музыку с радостью, сборники И. Корольковой.

Творческий навык развивает самостоятельное

разучивание лёгких пьес, когда ученик уже в средних и

старших классах и может сам разобраться с текстом и

передать характер, настроение исполняемой музыки. В этом

случае

ученик

чувствует

самоуважение,

желание

самоутвердиться,

как

личность,

что

не

маловажно

для

старшеклассников. Формирование музыкального мышления,

творческого воображения, умения работать самостоятельно

приводит к стабильно хорошим и высоким результатам.

Развитие

творческих

возможностей

учащихся

стимулируется ещё и убеждённостью педагога в творческом

даре ребёнка, в атмосфере доброжелательности и уважения

к его личности. Тогда любые задачи воспринимаются легко.

Педагог не должен забывать о постоянном поддержании

веры ученика в собственные силы и интереса к музыке.

И в заключении хочется отметить, что музыкальное

воспитание это уникальное средство формирования единства

эмоциональной и интелектуальной сфер психики ученика.

Творчество

каждого

ребёнка

неповторимо.

Это

нужно

учитывать каждому педагогу.



В раздел образования