Напоминание

Коррекция поведения дошкольников с СДВГ посредством нетрадиционного рисования


Автор: Ковалева Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГКУ "РЦ ЗАТО Северск"
Населённый пункт: Томская область, город Северск
Наименование материала: статья
Тема: Коррекция поведения дошкольников с СДВГ посредством нетрадиционного рисования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Коррекция

поведения

дошкольников

с

СДВГ

посредством

нетрадиционного рисования

Для

ребенка-дошкольника

нормой

является

двигательная

активность,

импульсивность, рассосредоточенность внимания. Движение – та потребность, которая

заложена природой в человеке. Однако, есть дети, у которых эта потребность достигает

критического уровня. Таких детей называют гиперактивными.

В современном мире эта проблема становится не только психологической, но и

социально значимой, потому что расторможенность, повышенная раздражительность,

импульсивность, нарушение внимания мешают нормальной социализации таких детей,

соответственно и усваивать образовательную программу им сложнее.

Актуальность проблемы состоит в том, что многие специалисты, имея за спиной

теоретические знания, не всегда могут подобрать методы и приемы, эффективные на

практике для того или иного ребенка. Родители и специалисты, которые работают с

гиперактивным ребенком, не всегда понимают его состояние, в результате чего не могут

оказать помощь.

Дошкольный период очень важен в развитии ребенка. Именно тогда начинает

формироваться сознательное управление своим поведением. Ребенок учится планировать

и контролировать свои действия. Выстраивается система мотивов. Но, под влиянием

эмоций, импульсивности, эта система мотивов может разрушаться, что приводит к

нарушению поведения.

Методы коррекции поведения ребенка принято делить на две группы. Первая

группа методов предполагает изменение отношения к самому ребенку. Вторая группа

предполагает изменение деятельности ребенка, введение новых видов деятельности,

нового

содержания,

смысла.

Одним

из

таких

видов

является

художественная

деятельность.

Творчество – это деятельность, которая всегда направлена на получение чего-то

нового,

неповторимого,

индивидуального.

В

творческом

процессе

также

можно

разглядеть индивидуальность ребенка. Через творческую деятельность дошкольник

познает и осваивает окружающий мир, перестраивается его мотивационно-эмоциональная

сфера, формируется культура.

Маленькие дошкольники часто не могут контролировать свои эмоции, управлять

своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, конфликтным

ситуациям с окружающими. Изодеятельность является эффективным средством для

коррекции

поведения

ребенка.

Процесс

художественного

творчества

оказывает

успокаивающее действие, расслабляет, снимает напряжение. Дети испытывают радость от

самого творческого процесса и от полученного результата.

Одним из перспективных видов работы с гиперактивными детьми является

изодеятельность с применением нетрадиционных техник. Она компенсирует нарушения

познавательной,

двигательной,

эмоционально-волевой

сфер,

снижает

признаки гиперактивного

поведения (двигательной

активности,

импульсивности,

нарушения

внимания), способствует

становлению

личности

каждого

ребенка

и

интеграции его в социум.

Нетрадиционные техники рисования очень разнообразны: рисование пальцами,

кляксография,

каплеграфия,

пластилинография,

техника

монотипия, обрывная

аппликация, техника оттиска штампами и другие. Их основное достоинство в том, что

можно быстро достичь желаемого результата и получить оценку окружающих, что очень

важно для детей с повышенной активностью.

Кроме того, применение этих техник рисования не требует от гиперактивного

ребенка усердной работы в создании изображения, продолжительной концентрации

внимания, необходимости запоминания длинной инструкции, точной прорисовки деталей.

При этом полученный результат создает ребенку ситуацию успеха и побуждает к новой

деятельности. Самоценным в применении нетрадиционных техник является не конечный

продукт, а развитие личности – формирование уверенности в себе, в своих способностях,

целенаправленность деятельности.

Например,

техника

«оттиска

штампами» и

различными

по

фактуре

материалами (пенопласт, пробки, сухие листья) предполагает довольно простую цепочку

последовательных действий, которую ребенок с нарушенным вниманием в состоянии

освоить. Эта техника позволяет перейти от сюжетов с хаотичным композиционным

расположением

объектов к

сюжетам

с

более

локализированной композицией.

Использование

данной техники

детьми

с

гиперактивным

поведением наиболее

предпочтительно при декоративном рисовании, т. к. повторение одного и того же

движения

формирует

его

ритмичность,

что

способствует

совершенствованию технических навыков

и

усиливает

кинестетический

контроль

качества движений. В то же время дети осваивают простую организацию декоративной

композиции (в виде линейного орнамента, в основе которой лежит ритмичное повторение

элемента узора), но другими, более доступными для них художественными средствами.

Использовать можно самые необычные средства изображения: коктейльные

трубочки, парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, нитки и многое

другое. Такое нестандартное решение развивает фантазию, воображение, снимает

отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово

«нельзя», а существует возможность нарушать правила использования некоторых

материалов: а вот пальчиком да в краску. Такой подход способствует снятию детских

страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и

окружающим миром. Гиперактивные дети быстро и охотно включаются в такую

творческую работу, а после её выполнения очень эмоционально реагируют на результат

своего труда. Ребенок с удовольствием демонстрирует свои работы родителям, бабушкам,

погружает их в это увлекательное занятие и с гордостью несет из дома рисунки,

выполненные вместе с родными.

Таким образом, ребенок занят тем, что у него получается и ему интересно. Он

старается добиться видимых результатов, довести начатое дело до конца. Осознание своих

действий позволяет дошкольнику управлять своим поведением и преодолеть его

импульсивность.

Результатом

знакомства детей

с

нетрадиционными

изобразительными

техниками является снижение признаков гиперактивного поведения.

Литература

1. Гущина Н. Н. Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих

способностей дошкольников [Текст] / Н. Н. Гущина // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №5.

2. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте

[Текст] / Н. Н. Заваденко. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.

3. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети:

психолого-педагогическая помощь [Текст] Монография. - СПб.: Речь, 2007. - 186 с.

4.

Сиротюк,

А.

Л.

Синдром

дефицита

внимания

с гиперактивностью.

Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам [Текст] / А.

Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2005. –125 с.

5. Соколова Г. А. Воспитание творческого воображения у младших дошкольников

[Текст] / Г. А. Соколова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №2.



В раздел образования