Автор: Ковалева Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГКУ "РЦ ЗАТО Северск"
Населённый пункт: Томская область, город Северск
Наименование материала: статья
Тема: Коррекция поведения дошкольников с СДВГ посредством нетрадиционного рисования
Раздел: среднее профессиональное
Коррекция
поведения
дошкольников
с
СДВГ
посредством
нетрадиционного рисования
Для
ребенка-дошкольника
нормой
является
двигательная
активность,
импульсивность, рассосредоточенность внимания. Движение – та потребность, которая
заложена природой в человеке. Однако, есть дети, у которых эта потребность достигает
критического уровня. Таких детей называют гиперактивными.
В современном мире эта проблема становится не только психологической, но и
социально значимой, потому что расторможенность, повышенная раздражительность,
импульсивность, нарушение внимания мешают нормальной социализации таких детей,
соответственно и усваивать образовательную программу им сложнее.
Актуальность проблемы состоит в том, что многие специалисты, имея за спиной
теоретические знания, не всегда могут подобрать методы и приемы, эффективные на
практике для того или иного ребенка. Родители и специалисты, которые работают с
гиперактивным ребенком, не всегда понимают его состояние, в результате чего не могут
оказать помощь.
Дошкольный период очень важен в развитии ребенка. Именно тогда начинает
формироваться сознательное управление своим поведением. Ребенок учится планировать
и контролировать свои действия. Выстраивается система мотивов. Но, под влиянием
эмоций, импульсивности, эта система мотивов может разрушаться, что приводит к
нарушению поведения.
Методы коррекции поведения ребенка принято делить на две группы. Первая
группа методов предполагает изменение отношения к самому ребенку. Вторая группа
предполагает изменение деятельности ребенка, введение новых видов деятельности,
нового
содержания,
смысла.
Одним
из
таких
видов
является
художественная
деятельность.
Творчество – это деятельность, которая всегда направлена на получение чего-то
нового,
неповторимого,
индивидуального.
В
творческом
процессе
также
можно
разглядеть индивидуальность ребенка. Через творческую деятельность дошкольник
познает и осваивает окружающий мир, перестраивается его мотивационно-эмоциональная
сфера, формируется культура.
Маленькие дошкольники часто не могут контролировать свои эмоции, управлять
своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, конфликтным
ситуациям с окружающими. Изодеятельность является эффективным средством для
коррекции
поведения
ребенка.
Процесс
художественного
творчества
оказывает
успокаивающее действие, расслабляет, снимает напряжение. Дети испытывают радость от
самого творческого процесса и от полученного результата.
Одним из перспективных видов работы с гиперактивными детьми является
изодеятельность с применением нетрадиционных техник. Она компенсирует нарушения
познавательной,
двигательной,
эмоционально-волевой
сфер,
снижает
признаки гиперактивного
поведения (двигательной
активности,
импульсивности,
нарушения
внимания), способствует
становлению
личности
каждого
ребенка
и
интеграции его в социум.
Нетрадиционные техники рисования очень разнообразны: рисование пальцами,
кляксография,
каплеграфия,
пластилинография,
техника
монотипия, обрывная
аппликация, техника оттиска штампами и другие. Их основное достоинство в том, что
можно быстро достичь желаемого результата и получить оценку окружающих, что очень
важно для детей с повышенной активностью.
Кроме того, применение этих техник рисования не требует от гиперактивного
ребенка усердной работы в создании изображения, продолжительной концентрации
внимания, необходимости запоминания длинной инструкции, точной прорисовки деталей.
При этом полученный результат создает ребенку ситуацию успеха и побуждает к новой
деятельности. Самоценным в применении нетрадиционных техник является не конечный
продукт, а развитие личности – формирование уверенности в себе, в своих способностях,
целенаправленность деятельности.
Например,
техника
«оттиска
штампами» и
различными
по
фактуре
материалами (пенопласт, пробки, сухие листья) предполагает довольно простую цепочку
последовательных действий, которую ребенок с нарушенным вниманием в состоянии
освоить. Эта техника позволяет перейти от сюжетов с хаотичным композиционным
расположением
объектов к
сюжетам
с
более
локализированной композицией.
Использование
данной техники
детьми
с
гиперактивным
поведением наиболее
предпочтительно при декоративном рисовании, т. к. повторение одного и того же
движения
формирует
его
ритмичность,
что
способствует
совершенствованию технических навыков
и
усиливает
кинестетический
контроль
качества движений. В то же время дети осваивают простую организацию декоративной
композиции (в виде линейного орнамента, в основе которой лежит ритмичное повторение
элемента узора), но другими, более доступными для них художественными средствами.
Использовать можно самые необычные средства изображения: коктейльные
трубочки, парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, нитки и многое
другое. Такое нестандартное решение развивает фантазию, воображение, снимает
отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово
«нельзя», а существует возможность нарушать правила использования некоторых
материалов: а вот пальчиком да в краску. Такой подход способствует снятию детских
страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и
окружающим миром. Гиперактивные дети быстро и охотно включаются в такую
творческую работу, а после её выполнения очень эмоционально реагируют на результат
своего труда. Ребенок с удовольствием демонстрирует свои работы родителям, бабушкам,
погружает их в это увлекательное занятие и с гордостью несет из дома рисунки,
выполненные вместе с родными.
Таким образом, ребенок занят тем, что у него получается и ему интересно. Он
старается добиться видимых результатов, довести начатое дело до конца. Осознание своих
действий позволяет дошкольнику управлять своим поведением и преодолеть его
импульсивность.
Результатом
знакомства детей
с
нетрадиционными
изобразительными
техниками является снижение признаков гиперактивного поведения.
Литература
1. Гущина Н. Н. Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих
способностей дошкольников [Текст] / Н. Н. Гущина // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №5.
2. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте
[Текст] / Н. Н. Заваденко. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.
3. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети:
психолого-педагогическая помощь [Текст] Монография. - СПб.: Речь, 2007. - 186 с.
4.
Сиротюк,
А.
Л.
Синдром
дефицита
внимания
с гиперактивностью.
Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам [Текст] / А.
Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2005. –125 с.
5. Соколова Г. А. Воспитание творческого воображения у младших дошкольников
[Текст] / Г. А. Соколова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №2.