Автор: Жуйкова Елена Аркадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей Технополис"
Населённый пункт: р.п. Кольцово
Наименование материала: Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку
Тема: Подготовка к ГИА
Раздел: среднее образование
Жуйкова Е.А.
Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку
Итоговая аттестация – серьезная проверка эффективности учебной
деятельности и ученика, и учителя. Постоянная, но разнообразная работа по
подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает преодолеть
психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.
Чтобы помочь девятиклассникам эффективно подготовиться к ОГЭ и
успешно сдать его, надо готовиться постепенно, в процессе занятий в классе
и дома, выполняя упражнения и задания учебников, дополняя их теми
материалами, которые соотносятся с заданиями ОГЭ.
В своей работе я применяю следующие технологии:
во-первых, развивающее обучение;
во-вторых, проблемное обучение;
в-третьих, перспективно-опережающее обучения;
в-четвёртых, ИКТ-технологии.
Работу по подготовке к ОГЭ начинаю с пятого класса.
В своей деятельности особое внимание уделяю формированию
орфографических, пунктуационных навыков. У учащихся заведены тетради-
справочники,
где
дети
записывают
блоками
изучаемые
правила,
систематизируют полученные знания в таблицах, разрабатывают алгоритмы
рассуждения
по
ним.
Весь
материал,
содержащийся
в
справочнике,
регулярно повторяется учениками, используется на каждом уроке.
Для закрепления орфографических навыков эффективна графическая
работа – выделение и объяснение орфограмм.
Эту
работу
провожу
на
материале
различных
упражнений,
индивидуальных
карточек.
Ученики
запоминают
условия
выбора
орфограммы, а потом и правописание этих слов. Такие упражнения
развивают внимание, память, орфографическую зоркость. Эффективна также
работа с перфокартами. Следующий этап – научить находить и объяснять
орфограммы в тексте, где нет пропущенных букв. С этой целью регулярно
провожу «объяснительные диктанты». Так идет работа по орфографии от
слова (с пропущенными буквами на изучаемую орфограмму) к тексту (на все
изученные орфограммы) (в качестве домашнего задания –найти нужную
орфограмму
в
произведении,
выписать
СПП,ССП,БСП-
объяснить
пунктограммы).
Чтобы эффективнее шел процесс подготовки к экзамену, следует
продумать систему повторения изученного материала. Регулярно использую
на уроках работу с опорными учебными таблицами и схемами. Такая работа
позволяет изучать язык в системе, учиться работать с дополнительными
пособиями, быстро повторить изученный материал, что немаловажно при
подготовке к ОГЭ.
Также применяю различные виды тестов: с выбором ответа и без
выбора ответа, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение
пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста.
Это
позволяет
школьникам
быстро
ориентироваться
на
выпускных
экзаменах.
Определив типологию пробелов в знаниях учащихся по итогам
очередной диагностической работы, составляю план устранения недостатков.
Такие планы у меня под рукой вплоть до следующей работы. На них
опираюсь, когда составляю планы-конспекты уроков, провожу устную
работу, раздаю карточки для индивидуальной работы. Благодаря такому
планированию,
вижу,
на
какую
тему
нужно
сделать
упор
при
индивидуальной работе с учащимися.
Активно использую информационно-коммуникационные технологии
(цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет-ресурсы), которые
эффективно помогают ученикам в эффективной подготовке к урокам и к
экзамену. Рекомендую учащимся и их родителям официальные сайты edu,
"Решу ОГЭ. ru " , «По уши в ГИА». · ФИПИ - официальный
информационный портал Государственной итоговой аттестации.
Для
дифференцированного
обучения
используется
специально
подобранный раздаточный материал, который проектируется на экран.
Выполнив задания, учащиеся сверяют ответы и отмечают среди них
правильно выполненные задания; задания же, с которыми учащиеся не
смогли справиться, обсуждаются всем классом, чтобы стала понятна причина
затруднения.
В 8 классе знакомимся с критериями оценивания сжатого изложения.
Выясняем, что нельзя удалять из текста. У учащихся имеется алгоритм
работы над изложением. При написании текста обращаю внимание учащихся
на традиционные ошибки:
повторение одних и тех же слов;
неправильное употребление личных местоимений;
важно следить за правильной передачей прямой речи.
В этом классе пишем изложения, используя аудиозапись. Учащиеся
адаптируются, привыкают к голосу диктора. В самом начале работы с
аудиотекстами, в период привыкания, включаю по три раза. Постепенно
переходим на 2. На занятиях по подготовке к экзаменам (дополнительных)
стараюсь часто проводить сжатые изложения. Предлагаю ученикам написать
только на черновиках. Но даю установку, главное – изложить, применяя
алгоритм и выполнить проверку всех видов ошибок с обязательным
применением орфографического словаря. Считаю, что важно приучить ребят
пользоваться словарями. И постепенно ученики привыкают даже на рабочих
уроках пользоваться словарём, тем самым повышается орфографическая
грамотность, развивается и улучшается память.
Обращаю внимание на то, что после окончания работы нужно несколько раз
проверить готовый текст. Несколько раз – это как минимум три. Первая
проверка должна показать, насколько верно и полно передано содержание
текста. Всё ли учтено? Нет ли лишних деталей? Не пропали ли нужные
мелочи? Оформлен ли логичный и плавный переход от части к части? Иными
словами, проверяется текст как таковой. Вторая проверка касается языка.
Упомянутые
выше
личные
местоимения
и
косвенная
речь,
строй
предложений, наличие абзацев. «Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения» – это один из критериев оценки изложения
как
этапа
ОГЭ.
Третья
проверка
выявляет
орфографические
и
пунктуационные ошибки. Такая трехступенчатая проверка хороша в любой
работе: изложение ли, сочинение – любой авторский текст должен
проверяться, таким образом, это поможет создавать наилучшие работы и
избегать всевозможных ошибок.
Такая система работы помогает мне подготовить школьников к успешной
сдаче ОГЭ.