Напоминание

Подготовка к ГИА


Автор: Жуйкова Елена Аркадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей Технополис"
Населённый пункт: р.п. Кольцово
Наименование материала: Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку
Тема: Подготовка к ГИА
Раздел: среднее образование





Назад




Жуйкова Е.А.

Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Итоговая аттестация – серьезная проверка эффективности учебной

деятельности и ученика, и учителя. Постоянная, но разнообразная работа по

подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает преодолеть

психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.

Чтобы помочь девятиклассникам эффективно подготовиться к ОГЭ и

успешно сдать его, надо готовиться постепенно, в процессе занятий в классе

и дома, выполняя упражнения и задания учебников, дополняя их теми

материалами, которые соотносятся с заданиями ОГЭ.

В своей работе я применяю следующие технологии:

во-первых, развивающее обучение;

во-вторых, проблемное обучение;

в-третьих, перспективно-опережающее обучения;

в-четвёртых, ИКТ-технологии.

Работу по подготовке к ОГЭ начинаю с пятого класса.

В своей деятельности особое внимание уделяю формированию

орфографических, пунктуационных навыков. У учащихся заведены тетради-

справочники,

где

дети

записывают

блоками

изучаемые

правила,

систематизируют полученные знания в таблицах, разрабатывают алгоритмы

рассуждения

по

ним.

Весь

материал,

содержащийся

в

справочнике,

регулярно повторяется учениками, используется на каждом уроке.

Для закрепления орфографических навыков эффективна графическая

работа – выделение и объяснение орфограмм.

Эту

работу

провожу

на

материале

различных

упражнений,

индивидуальных

карточек.

Ученики

запоминают

условия

выбора

орфограммы, а потом и правописание этих слов. Такие упражнения

развивают внимание, память, орфографическую зоркость. Эффективна также

работа с перфокартами. Следующий этап – научить находить и объяснять

орфограммы в тексте, где нет пропущенных букв. С этой целью регулярно

провожу «объяснительные диктанты». Так идет работа по орфографии от

слова (с пропущенными буквами на изучаемую орфограмму) к тексту (на все

изученные орфограммы) (в качестве домашнего задания –найти нужную

орфограмму

в

произведении,

выписать

СПП,ССП,БСП-

объяснить

пунктограммы).

Чтобы эффективнее шел процесс подготовки к экзамену, следует

продумать систему повторения изученного материала. Регулярно использую

на уроках работу с опорными учебными таблицами и схемами. Такая работа

позволяет изучать язык в системе, учиться работать с дополнительными

пособиями, быстро повторить изученный материал, что немаловажно при

подготовке к ОГЭ.

Также применяю различные виды тестов: с выбором ответа и без

выбора ответа, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение

пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста.

Это

позволяет

школьникам

быстро

ориентироваться

на

выпускных

экзаменах.

Определив типологию пробелов в знаниях учащихся по итогам

очередной диагностической работы, составляю план устранения недостатков.

Такие планы у меня под рукой вплоть до следующей работы. На них

опираюсь, когда составляю планы-конспекты уроков, провожу устную

работу, раздаю карточки для индивидуальной работы. Благодаря такому

планированию,

вижу,

на

какую

тему

нужно

сделать

упор

при

индивидуальной работе с учащимися.

Активно использую информационно-коммуникационные технологии

(цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет-ресурсы), которые

эффективно помогают ученикам в эффективной подготовке к урокам и к

экзамену. Рекомендую учащимся и их родителям официальные сайты edu,

"Решу ОГЭ. ru " , «По уши в ГИА». · ФИПИ - официальный

информационный портал Государственной итоговой аттестации.

Для

дифференцированного

обучения

используется

специально

подобранный раздаточный материал, который проектируется на экран.

Выполнив задания, учащиеся сверяют ответы и отмечают среди них

правильно выполненные задания; задания же, с которыми учащиеся не

смогли справиться, обсуждаются всем классом, чтобы стала понятна причина

затруднения.

В 8 классе знакомимся с критериями оценивания сжатого изложения.

Выясняем, что нельзя удалять из текста. У учащихся имеется алгоритм

работы над изложением. При написании текста обращаю внимание учащихся

на традиционные ошибки:

повторение одних и тех же слов;

неправильное употребление личных местоимений;

важно следить за правильной передачей прямой речи.

В этом классе пишем изложения, используя аудиозапись. Учащиеся

адаптируются, привыкают к голосу диктора. В самом начале работы с

аудиотекстами, в период привыкания, включаю по три раза. Постепенно

переходим на 2. На занятиях по подготовке к экзаменам (дополнительных)

стараюсь часто проводить сжатые изложения. Предлагаю ученикам написать

только на черновиках. Но даю установку, главное – изложить, применяя

алгоритм и выполнить проверку всех видов ошибок с обязательным

применением орфографического словаря. Считаю, что важно приучить ребят

пользоваться словарями. И постепенно ученики привыкают даже на рабочих

уроках пользоваться словарём, тем самым повышается орфографическая

грамотность, развивается и улучшается память.

Обращаю внимание на то, что после окончания работы нужно несколько раз

проверить готовый текст. Несколько раз – это как минимум три. Первая

проверка должна показать, насколько верно и полно передано содержание

текста. Всё ли учтено? Нет ли лишних деталей? Не пропали ли нужные

мелочи? Оформлен ли логичный и плавный переход от части к части? Иными

словами, проверяется текст как таковой. Вторая проверка касается языка.

Упомянутые

выше

личные

местоимения

и

косвенная

речь,

строй

предложений, наличие абзацев. «Смысловая цельность, речевая связность и

последовательность изложения» – это один из критериев оценки изложения

как

этапа

ОГЭ.

Третья

проверка

выявляет

орфографические

и

пунктуационные ошибки. Такая трехступенчатая проверка хороша в любой

работе: изложение ли, сочинение – любой авторский текст должен

проверяться, таким образом, это поможет создавать наилучшие работы и

избегать всевозможных ошибок.

Такая система работы помогает мне подготовить школьников к успешной

сдаче ОГЭ.



В раздел образования