Напоминание

Исполнительские интерпретации Концерта для голоса с оркестром Р.М.Глиэра.


Автор: Слуцкая Наталия Николаевна
Должность: студентка
Учебное заведение: "ЛУГАНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ ИМЕНИ М. МАТУСОВСКОГО"
Населённый пункт: г.Луганск
Наименование материала: Статья
Тема: Исполнительские интерпретации Концерта для голоса с оркестром Р.М.Глиэра.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Исполнительские интерпретации Концерта для голоса с оркестром

Р.М.Глиэра.

Концерт для колоратурного сопрано с оркестром Р.М.Глиэра написан в двух

частях.

Первая часть его строго выдержана в форме классического сонатного

аллегро. Это неторопливое повествование о тревогах и грусти, о моментах

задумчивой мечтательности. Построена часть на двух близких по настроению

темах. После краткого оркестрового вступления, открывающегося мягким

звучанием засурдиненных струнных, солирующий голос на фоне этих

инструментов излагает нежную, певучую, совершенно необычайную по

мелодической протяженности тему (главная партия).

По мере ее развития оркестровый фон постепенно дополняется красочными

тембрами деревянных духовых, арфы, приглушенных валторн. А голос парит

над этим звучанием, спускается вниз и снова в неудержимом стремлении

летит к яркой кульминации на верхнем звуке. Здесь и широкие музыкальные

фразы, требующие от певицы владения кантиленой, и головокружительные

трели, изящные арпеджио и ажурные стаккато. Перекличка кларнета и гобоя

затейливым орнаментом расцвечивает эпизод, предшествующий появлению

второй темы, которая, возникнув у деревянных духовых, тут же

подхватывается голосом. Элегически-мечтательная вторая тема дополняет

новыми оттенками лирическое звучание музыки, несколько драматизирует

его. Разработка, как часто у Глиэра, очень краткая, особых изменений не

приносит. Красиво звучит поэтичнейшая перекличка между голосом и

кларнетом. Поток пассажей постепенно превращается в орнаментальные

украшения первой темы, которую вновь запевают струнные. Небольшая кода

заканчивает первую, лирически-созерцательную часть.

Вторая часть концерта звонкая, мажорная. Это — большой блестящий

концертный вальс, построенный в свободной форме рондо на трех четко

различимых темах. Сурдины у струнных снимаются, звучность оркестра

становится открытой, праздничной. Вслед за кратким инструментальным

вступлением и пассажем колоратуры солирующий голос в легком взлете

излагает первую тему. В ней слышатся восторг и упоение жизнью. Мягко

звучащая у струнных вторая тема пытается как бы сдержать этот радостный

порыв, но, разлившись во всем оркестре, сама достигает большой

кульминации. Затем на смену спадающей звучности появляется плавная,

грациозная тема вальса, после чего начинается свободное развитие

изложенных тем. Ярко звучит оркестр. Широкая кантиленность вокальной

партии сменяется стаккатным движением. Как и в первой части, появляется

перекличка голоса и отдельных инструментов. Нарастают темп и динамика.

Стремительность и блеск вокальных пассажей, оркестровые кульминации —

1

все это создает под конец впечатление большого эмоционального подъема,

света и радости.

Музыкальные образы концерта так выпукло и ярко очерчены, что

содержание произведения определяется без труда. «Это—поэма о красоте

природы нашей земли, о чистоте, благородстве и полноте чувств советских

людей, горячо любящих свою Родину…» — так охарактеризовал его И. Ф.

Бэлза.

Сочинение требует подлинной виртуозности от певицы. Но Надежду

Казанцеву (1911-2000), которой предложили исполнить концерт, это не

смутило. Тем более что при первой же встрече с композитором, после

проигрывания, он с готовностью сказал: «Если что трудно или неудобно, так

ведь можно и переделать…». Идя навстречу пожеланиям певицы, Рейнгольд

Морицевич действительно кое-что изменил в тесситуре и пассажах. 12 мая

1943 года концерт прозвучал впервые в исполнении Казанцевой и Большого

симфонического оркестра Радио под управлением А. И. Орлова в Москве в

Колонном зале Дома союзов. Голос певицы звучал великолепно,

незабываемо. А напоенная радостью и солнечным светом музыка

свидетельствовала о том, что ни приближавшееся 70-летие, ни переживания

военных лет не смогли затушить юношеский жар сердца композитора. «Я

была счастлива, что первое исполнение… было поручено мне», — написала

Надежда Аполлинарьевна, вспоминая и свои волнения в те дни, и радость от

успеха. «Исполнение концерта было для меня большой творческой удачей,

которая исключительно плодотворно отразилась на моей дальнейшей

концертной деятельности». Позже Казанцева много раз пела концерт под

управлением автора и в Москве, и во время совместных гастрольных

поездок.

Одно из великолепных исполнений Концерта для сопрано с оркестром

Р. Глиэра принадлежит Галине Ковалевой (1932-1995). Певица, обладавшая

лирико-колоратурным сопрано, с яркой эмоциональностью и в то же время

лиричностью исполняет Первую часть Концерта для голоса. Во второй части

певица демонстрирует светлое, приподнятое настроение музыки, создается

картина блестящего бала. Ее голос сверкает, завораживает, поражает

технической точностью и художественным вкусом.

Одна из наиболее ярких интерпретаций Концерта для сопрано с оркестром

Р. Глиэра принадлежит представительнице колоратурного сопрано широкого

диапазона Бэле Руденко (1933-2021) . В первой части концерта голос певицы

пленяет своей мягкостью, теплотой исполнительской манеры. Можно

говорить о создании подлинно задушевного музыкального образа,

наполненного певучей лиричностью и одновременно экспрессивностью. Во

2

время исполнения подвижной второй части Бэла Андреевна демонстрирует

мастерское владение голосом, потрясающую технику, выразительную

динамику и агогику, наполняя смыслом партию без слов, но содержащую

явный эмоциональный подтекст.

В число других выдающихся интерпретаций Концерта для голоса Р. Глиэра

входит исполнение еще одного колоратурного сопрано Евгении

Мирошниченко (1931-2009). В первой части Концерта для сопрано

Р. Глиэра Е. Мирошниченко представляет слушателю удивительную

проникновенность и тонкость исполнительской манеры, ее пение

оказывается сдержанным, не смотря на пламенный темперамент певицы, тем

самым наполняя образ чувствами света и надежды на мир, как думается было

заложено композитором, написавшим это сочинение в 1943 году. На первый

план выступают в исполнении Е. Мирошниченко тонкая филировка звука,

кристально-прозрачное pianissimo. Вторая часть исполнена певицей очень

легким, полетным звуком, так что даже забывается их техническая

сложность. Здесь у Е. Мирошниченко проявляется ее уникальное качество в

чистом, кристальном исполнении колоратур. Поэтому и называли певицу

«соловьем», слыша трели, кажется, невозможные для исполнения

человеческим голосом.

Выдающимся достижением Р. Глиэра стал Концерт для человеческого голоса

с оркестром – первый в отечественной музыке масштабный образец в жанре

вокальной музыки без слов. Композитор не ставит задачу создания

соревновательности между оркестром и виртуозной партией солиста, что

характерно в принципе для жанра концерта. Напротив, эти партии не

противопоставляются, а гибко взаимодействуют друг с другом, обмениваясь

тематическим материалом, стремятся к чуткому проникновению в

содержание концерта. Основной замысел сочинения направлен на раскрытие

образно и эмоционально наполненного вокализа в исполнении человеческого

голоса.

Наталия Слуцкая

3



В раздел образования