Автор: Пикулева Нина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Ревдинский педагогический колледж"
Населённый пункт: город Ревда
Наименование материала: Статистика в профессии учителя
Тема: Статистика
Раздел: среднее профессиональное
Пикулева
Нина
Александровна,
преподаватель математики ГАПОУ
СО
«Ревдинский
педагогический
колледж»
Статистика в профессии учителя
Такая наука как статистика необходима для качественной работы
современного педагога. В информационную эпоху педагогам необходимо
собирать и обрабатывать большое количество разной информации, что
является
необходимым
для
выполнения
своих
профессиональных
обязанностей. Знание математической статистики необходимо не только для
учителей, преподающих математику, но и для любого учителя, а в
особенности классного руководителя.
Для того чтобы понять важность и значимость статистики в работе
любого учителя, нам стоит разобраться с тем что такое статистика и
подробнее рассмотреть, что такое математическая статистика.
Статистика имеет ряд определений, которые были проанализированы и
на основе данного анализа было сформировано представление о том, что она
из себя представляет. Рассмотрим первое определение. Статистика – отрасль
практической деятельности по сбору, обработке, анализу и публикации
статистической информации как в целом по стране, так и по отдельным ее
регионам. Такая деятельность, с определенными различиями в используемой
методологии, осуществляется во всех странах. В России эта работа
выполняется Федеральной службой государственной статистики (прежнее
название организации – Государственный комитет Российской Федерации по
статистике). В данном определении статистика была рассмотрена, как
отрасль практической деятельности. Перейдём к рассмотрению второго
определения.
Статистика – результат статистической деятельности, т.е.
массив
статистических
данных
или
обобщающие
показатели,
характеризующие состояние массовых явлений и процессов по той или иной
совокупности за определенный период. В нём статистика рассматривается
как результат определённой деятельности. Третье определение гласит, что
Статистика как наука, включает разветвленную систему научных дисциплин,
изучающих количественную сторону массовых явлений и процессов в
неразрывной связи с их качественной стороной. В нём мы узнали, что
представляет из себя статистика, если мы будем рассматривать её как науку.
Не стоит забывать, что большинство терминов происходит из каких-либо
языков. Термин статистика пришёл к нам из латинского языка и произошел
от слова «статус» (status), что означает «состояние и положение вещей». На
этом мы заканчиваем рассмотрение термина статистика и делаем вывод о
том, что это достаточно многогранное понятие.
Существует большое количество разнообразных видов статистики,
сейчас мы более подробно рассмотрим некоторые из них. Математическая
статистика
-
наука,
которая
разрабатывает
математические
методы
систематизации и применения статистических данных для практических и
научных выводов; экономическая статистика - это общественная наука,
которая изучает массовые социально-экономические явления и процессы на
макроуровне, выявляет присущие им статистические закономерности и дает
количественную характеристику проявления и действия экономических
законов в конкретных условиях места и времени; статистическая физика –
это раздел теоретической физики, посвящённый изучению систем с большим
числом
степеней
свободы.
Изучаемые
системы
могут
быть
как
классическими, так и квантовыми; Статистическая оценка -
числовая
характеристика,
вычисленная
по
данным
выборки (по
статистическим
данным);
статистическая
проверка
гипотез
–
это метод статистического вывода,
статистическое
наблюдение
-
это
массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за социально-
2
экономическими явлениями и процессами, заключающееся в регистрации
необходимых признаков у каждой единицы изучаемой совокупности;
статистический
ансамбль
-
это идеализация,
состоящая
из
большого
количества виртуальных копий (иногда бесконечно многих) системы,
рассматриваемых одновременно, каждая из которых представляет возможное
состояние, в котором может находиться реальная система. На этом мы
заканчиваем рассмотрение некоторых видов статистик и можем сделать
вывод, что некоторые из этих видов часто применяются в педагогической
деятельности.
Сейчас мы начнём разбираться с тем, как же статистика может помочь
в деятельности каждого педагога, а не только учителя математики. В
образовательном процессе есть такое понятие как показатели учебного
процесса, к которым относятся не только оценки, которые получают ученики
и их посещаемость каких-либо уроков, а также все самые мелкие и на первый
взгляд незначительные детали, большую часть из которых учителя нигде не
фиксируют, а стараются просто запомнить. Это нежелание записывать все
мельчайшие подробности, объясняется тем, что на данный момент у
педагогов огромное количество различной бумажной работы. Но педагогам
не стоит отказываться от записи тех данных, которые можно собрать
достаточно быстро.
Каждый день учителям приходится собирать разнообразные данные,
которые будут помогать им оценивать результаты собственной деятельности
и организовывать образовательный процесс.
Чаще всего учитель занимается сбором данных самостоятельно. Для
того чтобы собрать эти данные учителю необходимо наблюдать за жизнью и
работой всего класса в целом, а также через наблюдение за каждым
отдельным учеником.
Наблюдая за каждым учеником, учитель может получать важнейшие
знания, которые помогут выявить как проблемы, так и способности
учеников. Во-первых, учитель может отследить динамику своего ученика,
3
проанализировать какие типы заданий даются легче, какие выступают для
ребёнка более сложными. Во-вторых, проведя анализ нескольких работ
одного ученика, учитель способен узнать типичные ошибки ученика и
провести коррекционную работу над ними. В-третьих, ведя наблюдения и
собирая данные учитель может определить какая у ученика активность на
уроках и определить выросла ли она за определённый период времени или
наоборот упала. Не менее важно отслеживать дисциплины учеников и
анализировать часто ли возникают у конкретного ученика проблемы с
соблюдением дисциплины или наоборот стали реже проявляться.
Сбор информации также возможен и при обратной связи с классом.
Для примера учитель после уроков может узнавать понравилась или нет
ученикам форма урока, был ли детям интересен формат проведённого урока.
Также возможно в конце урока с использованием каких-либо интерактивных
методов узнать скольким детям тема была понятна и можно продолжать
изучать материал, а скольким детям нужно ещё поработать над изучением
материала.
Для того чтобы сбор данных не составлял сильных трудностей
необходимо определиться с тем какая информация нам необходима и с какой
целью мы будем её собирать. Это одно из важнейших правил сбора
статистики.
Для обратной связи с детьми нужно использовать совсем небольшие
по объёмы опросы, для того чтобы собрать информацию от каждого из
учеников, целесообразнее проводить не устные, а письменные опросы. Для
примера мы можем попросить детей оценить то, как прошёл сегодняшний
урок, написать то, что им понравилось и то что было им непонятно или не
интересно, спросить о том, что ещё они хотели бы видеть во время урока.
Также мы можем попросить учеников написать какие темы были ими не
поняты, для того чтобы ещё раз их проработать. Учителю стоит учитывать
то, что если дети будут подписывать листы на которых проходили опросы, то
с большой вероятностью дети будут нечестно отвечать на поставленные
4
вопросы, поэтому для получение действительной статистики часть опросов
лучше проводить в условиях анонимности.
Для того чтобы составить индивидуальный подход к ученику учитель
может разработать индивидуальные чек листы, что поможет качественно
анализировать
собранные
данные
и
понимать
проблемные
зоны
определённого
ученика.
Чаще
всего
учителей
волнует
несколько
показателей, которые мы как раз можем отслеживать благодаря этим
записям. На основе проведения уроков и того как ребёнок выполняет
задания, мы можем записывать информацию о дисциплине, например,
указать опоздал ли ученик на урок или наоборот пришёл вовремя, получал ли
он какие-то замечания за весь день. Также во время урока мы можем
пронаблюдать за инициативности конкретного ученика и указать проявлял ли
он себя на уроке и как активно он это делал. Конечно же не стоит забывать о
таком важном показателе как успеваемость, то есть о том какие оценки во
время уроков и за выполнение домашнего задания получает ученик.
Изучение каждой темы заканчивается проверочной работой. Каждый
педагог должен понимать, что цель проверочной работы не выставить
оценку, а определить проблемные места каждого ребёнка. Для того чтобы это
сделать необходимо собрать информацию, в которой будет содержаться
статистика об ошибках детей, о тех типах заданий, в которых дети чаще
всего допускали ошибки. Благодаря этому учитель сможет проанализировать
картину полученных знаний у всего класса и составить план коррекционной
работы.
Сейчас разберёмся с тем, с какой же целью мы будем собирать
статистику. Наверное, многие опытные педагоги считают, что и так хорошо
знают каждого своего ученика и сбор статистики — это просто лишняя
работа, но сейчас мы разберёмся почему же на самом деле это не так. Во-
первых, дети имеют тенденцию к потере интереса к учёбе и благодаря
статистики учитель сможет заметить снижение успеваемости на ранних
сроках и своевременно помочь ребёнку. Во-вторых, собранная статистика
5
будет необходима как аргумент во время родительских собраний или на
личных встречах с учеником и его родителями. Если учитель предоставит
цифры, то его критика в отношении ребёнка и его успеваемости будет
выглядеть в глазах родителей не предвзятым отношением, а достаточно
весомым аргументом и скорее всего родители прислушаются к советам и
рекомендациям педагога. В-третьих, статистика помогает учителю грамотно
распланировать ближайшие цели и задачи как для всего класса, так и для
конкретного ученика. Учитель будет знать на какую тему стоит снова
обратить внимание, какие типы задание нужно будет включить в следующую
контрольную работу и как помочь конкретному ученику. В-четвёртых, все
данные которые были собраны учителем за учебный год, могут послужить
опорой для разработки учебного плана на следующий год. И самое главное
это то, что собранная статистика поможет в беседе с детьми, учитель может
рассказать им о том по какому принципу происходит оценка работ,
рассказать детям о планируемых результатах. Также разговоры о результатах
могут замотивировать учеников на улучшение результатов.
Подводя итоги вышесказанному, я могу сказать, что статистика имеет
большое значение в работе учителя. Статистика позволяет отслеживать
успеваемость и дисциплину как конкретного ученика, так и всего класса в
целом. Также статистика позволяет учителю анализировать свою работу и
повышать качество получения знаний.
Список литературы:
1.
Грабарь
М.И.,
Краснянская
К.А.
Применение
математической
статистики
в
педагогических
исследованиях.
Непараметрические
методы. – М: «Педагогика»,2007.
2.
Теория вероятностей и математическая статистика/А. Ф. Долгополова,
Т. А. Гулай, Д. Б. Литвин, С. В. Мелешко // Международный журнал
экспериментального образования. -2012. -№ 11. -С. 51-52.
6