Автор: Шелков Вадим Алексеевич
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГПОУ Топкинский технический техникум
Населённый пункт: Топки
Наименование материала: статья
Тема: Формирование профессиональных компетенций обучающихся через организацию практики
Раздел: среднее профессиональное
В статье представлена характеристика учебной практики и производственной
практики, способствующие формирования профессиональных компетенций
обучающихся по профессии автомеханик. Автор рассматривает виды работ
учебной практики, акцентирует внимание на проведение занятий учебной
практики посредством активных форм обучении.
Статья будет
интересна
преподавателям,
мастерам
производственного
обучения техникума, колледжа.
Формирование профессиональных компетенций обучающихся через
организацию практики
В.А. Шелков, мастер производственного обучения
ГПОУ «Топкинский технический техникум»
Кемеровская обл., г. Топки
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем в
современном
обществе.
Новые
стандарты
обучения,
модернизация
содержания образования, переосмысление профессиональной подготовки –
все это направленно на решение данной проблемы.
В федеральных государственных образовательных стандартов среднего
профессионального образования обозначены общие и профессиональные
компетенции, которыми должен овладеть будущий специалист. Общие
компетенции,
необходимые
для
профессиональной
деятельности
проявляются в профессиональной деятельности.
Основным принципом обучения, основанного на компетенциях, является
ориентация на результаты, значимые для сферы труда.
Связано это со значительным расширением спектра профессиональных
задач,
а
также
повышением
требований
к
результативности
профессиональной деятельности. В современных требованиях работодатели
должное
внимание
уделяют
коммуникабельности,
способностям
к
практическому решению задач, возникающих в процессе профессиональной
деятельности.
В этой связи перед нами возникли задачи в отношении содержания и
способов
обучения,
способствующих
формированию
общих
и
профессиональных компетенций.
Процесс обучения, основанный на формировании компетенций, включает в
себя не только теоретическое обучение, но и прохождение практик.
Практика представляет собой вид учебной деятельности, направленной на
формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций
в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей
деятельностью.
Организация практик в техникуме направлена на обеспечение непрерывного
последовательного овладения обучающимися компетенций для эффективной
профессиональной деятельности в дальнейшем.
Содержание практики разрабатывается преподавателями и мастерами
производственного
обучения
самостоятельно,
согласовывается
с
работодателем, утверждается образовательным учреждением, что позволяет
нам учесть требования работодателей к подготовке обучающихся.
При реализации программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих
предусмотрены
следующие
виды
практик:
учебная
и
производственная.
Таким образом, практика – это непрерывный поэтапный процесс
формирования профессиональных компетенций будущего автомеханика. Она
позволит подготовить выпускника к работе, компетентно взаимодействовать
с руководством, коллегами, уметь принимать решения в нестандартных
ситуациях и нести за них ответственность.
Список литературы
1.
Беловолов В. А. Психолого-педагогические аспекты внедрения активных
методов
в
учебный
процесс.
Вопросы
совершенствования
профессиональной подготовки на современном этапе развития школы:
Сборник научных трудов – Новосибирск, 1997
Учебная практика и производственная практика проводятся при освоении
обучающимися
профессиональных
компетенций
в
рамках
профессионального
модуля
Техническое
обслуживание
и
ремонт
автотранспорта. По каждому виду практики составляется программа.
Учебная практика включает виды работ: ознакомление с требованиями
безопасности труда и пожарной безопасности в учебных мастерских;
проведение технических измерений соответствующими инструментами и
приборами в соответствии со средствами метрологии, стандартизации и
сертификации. Метрологическая поверка средств измерений; слесарные
работы
при
ремонте
машин;
устройство
автомобиля;
участие
в
диагностировании автомобиля; выполнение ремонта деталей автомобиля;
снятие
и
установка
агрегатов
и
узлов
автомобиля;
выполнение
регламентных работ по техническому обслуживанию автомобилей.
При организации занятий учебной практики используем активные формы
обучения
с
применением
электронных
образовательных
ресурсов,
деловых
и
ролевых
игры,
анализа
производственных
ситуаций,
групповых
дискуссий
для
формирования
и
развития
общих
и
профессиональных компетенций обучающихся.
2. Иванов А. И., Сидоров И. Б. Петров Константинов М.А. Педагогика – М:
«Академия», 2006
3. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности
школьников – М: «Народное образование», 2003
4. Панина Т.С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения
– М: «Академия», 2006