Автор: Минобудинова Юлия Максимовна
Должность: студентка
Учебное заведение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Луганская государственная академия культуры и искусств имени Михаила Матусовского"
Населённый пункт: Город Луганск,ЛНР
Наименование материала: Статья
Тема: Творчество Юрия Дерского как новаторское явление XXI века
Раздел: высшее образование
ТВОРЧЕСТВО ЮРИЯ ДЕРСКОГО КАК НОВАТОРСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
ХХI ВЕКА
Описывая
творческий
портрет
Юрия
Дерского,
прежде
всего
необходимо отметить не только огромный талант, которым обладал
композитор, но также и его постоянный колоссальный труд: будучи
клавишником, продюсером, звукорежиссёром, он совмещал работу в
должности профессора, заведующего кафедрой музыкального искусства
эстрады Луганской государственной академии культуры и искусств имени М.
Матусовского с сентября 2002 года по октябрь 2020 года. Личность Ю.
Дерского невероятно многогранна: на протяжении всей жизни он не
прекращал учиться, всё время расширяя собственный кругозор не только в
музыкальной сфере, но и других видах искусства.
В аспекте тематики раздела целесообразно детальнее остановиться на
рассмотрении жизненного пути композитора, изначально получившего
образование
на
факультете
электромашиностроения
в
Луганском
машиностроительном
институте
(1984-й
год).
Дальнейшее
обучение
Дерского связано с Луганским высшим училищем культуры (1986-й год),
Харьковским институтом культуры (1990-й год), а также Международной
кадровой академией ЮНЕСКО (1994-й год) и Луганским государственным
институтом культуры и искусств. В этом плане уместно привести в пример
цитату Е.Я. Михалёвой: «Многие приходят в эстрадный цех, имея за плечами
другую профессию (…) Стоит ли удивляться, что первая запись в трудовой
книжке Ю. Дерского – штамповщик 1-го разряда в заготовительно-прессовом
корпусе производственного объединения “Ворошиловградтепловоз”!» [1, с.
298-299].
Однако, несмотря такое разнообразие образовательной вехи, музыка
всё же сохранила свою доминирующую позицию относительно иного рода
деятельности композитора: в этом плане стоит упомянуть ранее детство, в
частности, истинно интеллигентную семью, обогатившую жизнь Юрия
Яковлевича любовью к музыке. В этом плане огромную роль сыграл
импровизированный домашний ансамбль, где он играл на аккордеоне, а отец
– на скрипке.
Возвращаясь к творческому портрету композитора, важно упомянуть
начавшуюся в 1987 году профессиональную филармоническую деятельность,
где важнейшим достижением стало создание вокально-инструментального
ансамбля «Alma mater», прославившегося благодаря неординарной и
довольно смелой концепции – стилизация лучших образцов классического
музыкального искусства под рок-направление. Деятельность ансамбля была
довольно масштабной, ведь коллектив сотрудничал с известнейшими
артистами и группами того времени, много гастролировал, выступая на
крупнейших стадионах Москвы, Крыма, Сибири и т.д. Помимо этого,
невозможно не упомянуть и строительство нового здания филармонии,
завершившееся при руководстве Дерского, вернувшегося сюда в качестве
руководителя в 2007 году.
Трудовая деятельность композитора многогранна, отсюда – высокий
профессионализм, опирающийся на богатейший опыт, полученный в самых
разнообразных сферах: студия звукозаписи «Пилигрим» А. Матецкого, где
Дерский в своё время был директором, группа О. Газманова «Эскадрон»,
телестудия «Эфир-1», где он работал звукорежиссёром. Невозможно в этом
плане не упомянуть и творческий тандем с В. Леонтьевым – народным
артистом России, для чьей студии Юрий Яковлевич создавал аранжировки.
Особый восторг в личности Дерского вызывает невероятная энергия,
буквально переполняющая его самого, и, конечно же, вдохновляющая
окружающих. Время трудовой деятельности в Луганской государственной
академии культуры и искусств имени М. Матусовского, начавшееся в 2002-м
году,
наряду
с
активной
творческой
деятельностью,
переполнено
непрерывной работой по научно-методическому обеспечению учебного
процесса студентов специализации эстрадный вокал и инструментальное
искусство эстрады. Кроме того, композитор не только стабильно выступает в
качестве постоянного члена жюри Международного проекта фестиваля-
конкурса «Созвездие», проходящего в Будапеште, Праге, Вене, Мюнхене и
пр., но также и готовит будущих лауреатов, заслуженных деятелей искусств
и народных артистов.
За свой добросовестный труд Юрий Яковлевич получил множество
наград, в числе которых следующие:
– почётная грамота Министерства культуры и туризма Украины
(2007-й год);
– почётная грамота Главы Луганской Народной Республики (2016-й
и 2019-й годы);
–
почётная
грамота
Совета
Министров
Луганской
Народной
Республики (2016-й год);
– медаль «Луганцы. Верою и усердием» (2017-й год);
– звание «Народный артист Луганской Народной Республики» (2020-й
год).
Обобщая
вышесказанное,
можно
обозначить
главную
цель
деятельности Ю. Дерского, определяющую его творческий портрет – это
становление и развитие современного эстрадного искусства в Луганской
Народной Республике. На протяжении всего творческого пути он активно
пропагандировал
национальные
образцы
современного
эстрадного
искусства: именно по его идее были созданы компакт-диски «Льётся песня
над Луганью», «Музыкальные достижения Луганщины», приуроченные
юбилейным датам образования области. Дерский способствовал воспитанию
молодёжи – как эстетическому, так и патриотическому, поощрял истинные
таланты. Будучи трижды награждённым званием «Композитор года», он
оставил богатейшее творческое наследие: более 400 песен, в числе которых
ставшая по истине народной композиция «Мой город» на слова В. Зайцева,
Сюита для солиста с хором на украинском языке «Stabat Mater», рок-оперы
«Созвездие гончих псов», «Весёлая ярмарка», «Распятая юность», где одной
из редакций является рок-оратория «1943. Чёрный январь. Воскресение».
Отдельно стоит упомянуть об авторстве трёх Гимнов – Молодёжи
Луганщины, города Краснодона и государственного гимна Луганской
Народной
Республики.
Вклад
Ю.
Дерского
в
развитие
не
только
музыкального искусства эстрады, но и культуры нашего региона в целом, без
преувеличения действительно огромен, и требует дальнейшего изучения не
только студентами Академии, но и всей необъятной России.
Таким образом, можно сделать вывод, что фигура Юрия Дерского
является поистине масштабной. Работая в оригинальном жанре, он оказал
колоссальное влияние на развитие музыкальной эстрады не только нашего
региона, но и всей России. Умело синтезируя в своих произведениях
несовместимые на первый взгляд стили и направления, он буквально
предвосхищал изменения, составляющие основу эволюционного процесса в
искусстве. Вопреки фрагментарности современной музыки, композиции
Дерского характеризуются невероятной целостностью, представляя тем
самым заложенный потенциал для дальнейшего развития. Юрий Дерский
занимался творчеством на протяжении всей жизни. Очередная премьера –
альбом инструментальной музыки под названием «Аттрактор», написанный в
2020 году, не состоялась: 26 ноября музыкант умер. Памяти великого
композитора его сыном – Максимом Дерским – был организован большой
концерт на сцене Луганского академического русского драматического
театра имени Павла Луспекаева.
Список литературы
1. Михалёва, Е. Я. Луганщина: музыка и музыканты. Посвящено 15-летию создания
факультета музыкального искусства Луганской государственной академии культуры и
искусств имени М. Матусовского: монография / Е.Я. Михалёва. – Луганск: ПК «Победа»,
2018. – 336 с.
2. Рыкунова, Д.А. Музыкальное искусство эстрады Луганщины в культурной
ситуации метамодерна конца ХХ − начала XXI века: диссертация кандидата философских
наук: 24.00.01 / Рыкунова Дарья Анатольевна. – Луганск, 2023. – 199 с.