Автор: Закревская Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад номер 106
Населённый пункт: Город Барнаул
Наименование материала: Статья
Тема: Робототехника в ДОУ как средство развития инженерно-творческих способностей дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №106»
(МБДОУ «Детский сад №106»)
Статья «Робототехника в ДОУ как средство развития инженерно-
творческих способностей дошкольников»
Разработчик: воспитатель
Е. В. Закревская
Барнаул,2025г
21 век внёс в систему образования дошкольников новые игры и
развлечения. Современные дети живут в эпоху активной информатизации,
компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее
проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают
интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас
повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных,
строительных и других машин.
Поэтому сама жизнь требует от систем образования дошкольников новых
инновационных подходов, так как именно в этот период закладываются все
фундаментальные
компоненты
становления
личности
ребенка.
Формирование
мотивации развития
обучения
дошкольников,
а
также
творческой, познавательной деятельности – вот главные задачи которые
стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС.
Одним из наиболее эффективных инновационных подходов является
конструирование
и робототехника,
так
как
является
великолепным средством для
интеллектуального развития
дошкольников;
позволяет
педагогу
сочетать
образование,
воспитание
и развитие
дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре); позволяет
воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных
видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. ; объединяют
игру
с
исследовательской
и
экспериментальной
деятельностью,
предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой
собственный мир, где нет границ.
Робототехника сегодня – одна из самых динамично развивающихся
областей промышленности. В свете последних законопроектов в образовании
приоритетными задачами государственной политики в сфере
дошкольного образования
на
современном
этапе
являются
формирование инженерно – технического мышления, посредством создания
условий для творческого развития личности каждого ребенка, поддерживая
его инициативу и самостоятельность, что обусловлено требованиями ФГОС
ДО к формированию предметно – пространственной развивающей среде,
востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и
формирования предпосылок универсальных учебных действий.
Конструирование и робототехника направление новое, инновационное,
тем самым привлекает и детей, и родителей. Занятия, данным видом
деятельности,
отличная
возможность
дать
шанс
ребенку
проявить
конструктивные, творческие способности и возможность привлечь детей
старшего дошкольного возраста
к
техническому
творчеству.
Это
инновационный
образовательный
инструмент
–
сочетание
игры
и
технического творчества.
Техническое
творчество
позволяет
стимулировать
интерес
и
любознательность, развивать способность к решению проблемных ситуаций,
умению
исследовать
проблему,
анализировать
имеющиеся
ресурсы,
выдвигать
идеи,
планировать
решения
и
реализовывать
их,
а
так
же развивает техническое
мышление,
техническую
изобретательность.
Помогает
детям,
у
которых
есть способности к
конструированию
и
техническому творчеству, раскрыть не только свой потенциал, но и
проявлять инициативу и самостоятельность. Это так же эффективное
воспитательное средство.
В
процессе
игры
с
конструктором
ребенок
становится более целеустремленным, усидчивым, работоспособным.
Сейчас
можно
утверждать,
что
в
ближайшие
пять
лет
самыми
востребованными
профессиями
будут инженерные
специальности.
Соответственно,
те
дети,
которые
будут
увлекаться робототехникой и
конструированием уже сейчас – это будущие инженеры – инноваторы,
которые будут востребованы в разных сферах жизнедеятельности.
Вот
уже
год
воспитанники
старшего дошкольного возраста
нашего
Детского
сада
осваивают
новый
вид
образовательной
деятельности «Робототехника», что соответствует условиям ФГОС ДО, так
как конструктивная деятельность включена в перечень основных видов
детской деятельности является компонентом обязательной части программы,
в ходе которых у ребенка формируются представления об окружающей
действительности, так же развиваются личностные качества, а также дает
возможность проявлять свои индивидуальные возможности, способности,
что в свою очередь, дает возможность для его технического развития.
Я считаю, освоение конструктора и его использование должно быть
процессом направляемым, а не спонтанным. Для этих целей обязательным
элементом процесса обучения является наличие системы работы и стратегии
использования конструктора в учебно-воспитательном процессе. Поэтому
перед началом работы с детьми по данному направлению мной был
разработан
план
работы
по
самообразованию
по
теме:
"Лего-
конструирование как развитие и формирование творческих способностей
детей старшего дошкольного возраста".
Созданные
в
группе
условия, способствуют организации
творческой
продуктивной
деятельности дошкольников на
основе
конструирования
и робототехники дают возможность формированию предпосылок не только
для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации
познавательной
деятельности,
демонстрации
своих
успехов,
но
и
закладываются истоки профориентационной работы, направленной на
пропаганду
профессий инженерно-технической
направленности,
востребованных в развитии региона.
Целенаправленное
и
систематическое
обучение
детей
старшего дошкольного возраста
конструированию
и робототехнике
способствует формированию учиться, добиваться результатов, получать
новые знания об окружающем мире и дают первые предпосылки учебной
деятельности.