Автор: Карманова Наталья Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д\с №3 "Радуга детства"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: "Игра как средство развития речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему: «Игра как средство развития речи
дошкольников»
Автор: Карманова Наталья Петровна
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.
И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть
представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу…»
А. С. МАКАРЕНКО
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком
разговорного
языка,
становления
и развития
всех
сторон
речи
–
фонетической, лексической и грамматической. Анализ реальной ситуации,
сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих
проблемы в речевом развитии, неуклонно растет. У многих детей отмечается
недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной
речи и в формировании грамматического строя. Вследствие этого и дети,
которые только учатся говорить, слышат неправильную речь. И неумение
говорить правильно превращается в замкнутый круг.
Поэтому, тема развития
речи дошкольников считается актуальной и необходимой.
При достижении этих целей не стоит забывать, что мы воспитываем
современных детей, которые с легкостью запоминают то, что им интересно, а
неинтересную, монотонную работу просто игнорируют.
Что же является ведущим, доступным и понятным видом детской
деятельности в дошкольном возрасте? Ну, конечно же - игра.
В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, согласовывает
свои интересы и интересы партнеров по игре, то есть происходит
речевое развитие ребенка.
Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.
Рассмотрим
основные
виды
игр,
как
средство
развития
речи
дошкольников.
В творческой игре («Измени голос», «Узнай по носу», «Воображаемое
путешествие»,
«Сломанный
телефон»,
«Горячая
картошка»,
и
др.)
совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной
монологической речи.
Выразительность
действий
и речи достигается
естественно, без специальной выучки, если дети захвачены сюжетом, вошли
в роль, поняли и почувствовали её. В создании образа особенно велика роль
слова. Оно помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять
переживания
партнеров,
согласовывать
с
ними
свои
действия.
В
старшем дошкольном возрасте дети стараются все свои мысли, действия
переводить в слова. Между речью и игрой существует двусторонняя связь.
Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под
влиянием развития речи.
Игры-драматизации
(«Паровозики», «Великаны и гномы», «Игры-
стихи», инсценирование сказок и др, ) способствуют развитию речевой
активности,
вкуса
и
интереса
к
художественному
слову,
выразительности речи, художественно-речевой деятельности
.
В игре -
драматизации
происходит
совершенствование
диалогов
и
монологов,
освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится
познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в
комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации
как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи
детей.
В игре-драматизации формируется диалогическая, эмоциональная
насыщенная речь, активизируется словарь ребенка. С помощью игр-
драматизаций
дети
осваивают
элементы
общения
–
мимику,
позу,
интонацию, модуляцию голоса. Ребенок усваивает богатство родного языка,
его
выразительные средства,
использует
интонации,
соответствующие
характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все
поняли.
Сюжетно – ролевая
игра
.
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие
речи. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает со сверстниками, либо с
игрушками, а также подражает звукам (рёв мотора, гудок парохода) и
голосам зверей (ржание лошади, мяуканье кошки). В процессе игры
воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у неговорящего
ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить
взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает
детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким
образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
Основные сюжетно-ролевые игры, в которые охотно играют дети, это:
«Больница», «Парикмахерская», «Магазин» и пр. В этих играх идёт активная
речевая деятельность, так как, дети, примеряя на себе ту или иную роль,
вживаясь в неё, активно стараются подражать выбранной роли в речи. Так,
например, больной обращается за помощью к врачу, описывая свою
«историю болезни», врач выписывает рецепт; продавец обслуживает
покупателя; парикмахер расспрашивает клиента.
Дидактические и настольно-печатные
игры используются для
решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь,
навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и
образования
слов,
упражняют
в
составлении
связных
высказываний,
формируют правильное звукопроизношение, развивают объяснительную и
связную речь. Использование дидактических игр в работе воспитателя,
способствуют развитию речевой активности детей.
В
таких
дидактических играх,
как «Оденем
куклу
на
прогулку», «Уложим
куклу
спать», «Покормим
куклу
обедом» дети
знакомятся
с
окружающим
миром,
что
способствует
их
общему
и
речевому развитию. Дидактические игры "Узнай, кто говорит", "Угадай, что
в мешочке", "Угадай, что я делаю", "Назови предметы синего (красного,
желтого) цвета", "Как петушок кричит", "Как звенит колокольчик", "Угадай
и скажи, кто, как кричит" направлены на развитие фонематического слуха,
уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражания.
Для малоговорящих детей большое значение имеют игры, требующие
координации и точности движений пальцев руки. В своей работе мы активно
используем такие игровые приёмы, как нанизывание бус, забивание
колышков, игры с мозаикой, игры с пальчиками ("Ладушки", "Сорока-
ворона", "Пальчик-мальчик").
Так-же мы активно используем такие виды дидактических игр, как
игры-предположения (что было бы, если..)
перед детьми ставится задача и
создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия.
При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся
слушать
друг
друга,
игры-загадки
разгадывание
загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение
рассуждать, делать выводы
и игры-беседы в основе их лежит общение, она
воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на
содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.
Словесные игры («Кто где живёт?», «Подскажи словечко», «Кто как
передвигается» и т.д.), цель которых закрепление употребления в речи детей
грамматической формы предложного падежа с предлогами, употребления в
речи глаголов, согласовании слов, закрепление в словаре противоположных
признаков предметов или слов-антонимов, употребление прилагательных и
т.д.,
направлены
на развитие
речи,
воспитание
правильного
звукопроизношения,
уточнение,
закрепление
и
активизацию
словаря.
Пополняется
и
активизируется
словарь,
формируется
правильное
звукопроизношение, развивается связная речь. Многие эти игры направлены
на развитие фонематического слуха, уточнение знаний детей о цвете и
форме, тренировку в звукоподражания.
Подвижные игры («Встань ко мне спиной», «Лисонька-лиса», «Эй,
ребята, не зевайте», «Пчёлы и медведь» и пр.), как метод стимулирования и
развития речи дошкольников, оказывают влияние на обогащение словаря,
воспитание звуковой культуры. Они учат детей быть внимательными к своей
речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки,
правильно произносить звуки, развивают интонационную выразительность
речи, грамматический строй. Одним из важных условий успешности
в развитии речи в ходе подвижных игр является заинтересованность в них
самих детей.
Таким образом, развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо
игровую деятельность, невозможно. Правильно и специально-подобранные
игры и упражнения, способствуют благоприятному воздействию на все
компоненты речи. В игре ребёнок получает возможность обогащать словарь,
активизировать его, формировать грамматические категории, развивать
связную речь и коммуникативные навыки.