Напоминание

"Игра как средство развития речи дошкольников"


Автор: Карманова Наталья Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д\с №3 "Радуга детства"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: "Игра как средство развития речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему: «Игра как средство развития речи

дошкольников»

Автор: Карманова Наталья Петровна

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.

Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.

И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть

представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу…»

А. С. МАКАРЕНКО

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком

разговорного

языка,

становления

и развития

всех

сторон

речи

фонетической, лексической и грамматической. Анализ реальной ситуации,

сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих

проблемы в речевом развитии, неуклонно растет. У многих детей отмечается

недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной

речи и в формировании грамматического строя. Вследствие этого и дети,

которые только учатся говорить, слышат неправильную речь. И неумение

говорить правильно превращается в замкнутый круг.

Поэтому, тема развития

речи дошкольников считается актуальной и необходимой.

При достижении этих целей не стоит забывать, что мы воспитываем

современных детей, которые с легкостью запоминают то, что им интересно, а

неинтересную, монотонную работу просто игнорируют.

Что же является ведущим, доступным и понятным видом детской

деятельности в дошкольном возрасте? Ну, конечно же - игра.

В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, согласовывает

свои интересы и интересы партнеров по игре, то есть происходит

речевое развитие ребенка.

Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

Рассмотрим

основные

виды

игр,

как

средство

развития

речи

дошкольников.

В творческой игре («Измени голос», «Узнай по носу», «Воображаемое

путешествие»,

«Сломанный

телефон»,

«Горячая

картошка»,

и

др.)

совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной

монологической речи.

Выразительность

действий

и речи достигается

естественно, без специальной выучки, если дети захвачены сюжетом, вошли

в роль, поняли и почувствовали её. В создании образа особенно велика роль

слова. Оно помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять

переживания

партнеров,

согласовывать

с

ними

свои

действия.

В

старшем дошкольном возрасте дети стараются все свои мысли, действия

переводить в слова. Между речью и игрой существует двусторонняя связь.

Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под

влиянием развития речи.

Игры-драматизации

(«Паровозики», «Великаны и гномы», «Игры-

стихи», инсценирование сказок и др, ) способствуют развитию речевой

активности,

вкуса

и

интереса

к

художественному

слову,

выразительности речи, художественно-речевой деятельности

.

В игре -

драматизации

происходит

совершенствование

диалогов

и

монологов,

освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится

познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в

комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации

как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи

детей.

В игре-драматизации формируется диалогическая, эмоциональная

насыщенная речь, активизируется словарь ребенка. С помощью игр-

драматизаций

дети

осваивают

элементы

общения

мимику,

позу,

интонацию, модуляцию голоса. Ребенок усваивает богатство родного языка,

его

выразительные средства,

использует

интонации,

соответствующие

характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все

поняли.

Сюжетно – ролевая

игра

.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие

речи. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает со сверстниками, либо с

игрушками, а также подражает звукам (рёв мотора, гудок парохода) и

голосам зверей (ржание лошади, мяуканье кошки). В процессе игры

воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у неговорящего

ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить

взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает

детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким

образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

Основные сюжетно-ролевые игры, в которые охотно играют дети, это:

«Больница», «Парикмахерская», «Магазин» и пр. В этих играх идёт активная

речевая деятельность, так как, дети, примеряя на себе ту или иную роль,

вживаясь в неё, активно стараются подражать выбранной роли в речи. Так,

например, больной обращается за помощью к врачу, описывая свою

«историю болезни», врач выписывает рецепт; продавец обслуживает

покупателя; парикмахер расспрашивает клиента.

Дидактические и настольно-печатные

игры используются для

решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь,

навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и

образования

слов,

упражняют

в

составлении

связных

высказываний,

формируют правильное звукопроизношение, развивают объяснительную и

связную речь. Использование дидактических игр в работе воспитателя,

способствуют развитию речевой активности детей.

В

таких

дидактических играх,

как «Оденем

куклу

на

прогулку», «Уложим

куклу

спать», «Покормим

куклу

обедом» дети

знакомятся

с

окружающим

миром,

что

способствует

их

общему

и

речевому развитию. Дидактические игры "Узнай, кто говорит", "Угадай, что

в мешочке", "Угадай, что я делаю", "Назови предметы синего (красного,

желтого) цвета", "Как петушок кричит", "Как звенит колокольчик", "Угадай

и скажи, кто, как кричит" направлены на развитие фонематического слуха,

уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражания.

Для малоговорящих детей большое значение имеют игры, требующие

координации и точности движений пальцев руки. В своей работе мы активно

используем такие игровые приёмы, как нанизывание бус, забивание

колышков, игры с мозаикой, игры с пальчиками ("Ладушки", "Сорока-

ворона", "Пальчик-мальчик").

Так-же мы активно используем такие виды дидактических игр, как

игры-предположения (что было бы, если..)

перед детьми ставится задача и

создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия.

При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся

слушать

друг

друга,

игры-загадки

разгадывание

загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение

рассуждать, делать выводы

и игры-беседы в основе их лежит общение, она

воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на

содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

Словесные игры («Кто где живёт?», «Подскажи словечко», «Кто как

передвигается» и т.д.), цель которых закрепление употребления в речи детей

грамматической формы предложного падежа с предлогами, употребления в

речи глаголов, согласовании слов, закрепление в словаре противоположных

признаков предметов или слов-антонимов, употребление прилагательных и

т.д.,

направлены

на развитие

речи,

воспитание

правильного

звукопроизношения,

уточнение,

закрепление

и

активизацию

словаря.

Пополняется

и

активизируется

словарь,

формируется

правильное

звукопроизношение, развивается связная речь. Многие эти игры направлены

на развитие фонематического слуха, уточнение знаний детей о цвете и

форме, тренировку в звукоподражания.

Подвижные игры («Встань ко мне спиной», «Лисонька-лиса», «Эй,

ребята, не зевайте», «Пчёлы и медведь» и пр.), как метод стимулирования и

развития речи дошкольников, оказывают влияние на обогащение словаря,

воспитание звуковой культуры. Они учат детей быть внимательными к своей

речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки,

правильно произносить звуки, развивают интонационную выразительность

речи, грамматический строй. Одним из важных условий успешности

в развитии речи в ходе подвижных игр является заинтересованность в них

самих детей.

Таким образом, развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо

игровую деятельность, невозможно. Правильно и специально-подобранные

игры и упражнения, способствуют благоприятному воздействию на все

компоненты речи. В игре ребёнок получает возможность обогащать словарь,

активизировать его, формировать грамматические категории, развивать

связную речь и коммуникативные навыки.



В раздел образования