Напоминание

Игры для развития навыков, необходимых дошкольникам в реальной жизни.


Автор: Филиппова Любовь Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Структурное подразделение "Солнышко" Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад городского округа Стрежевой"
Населённый пункт: ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ, СТРЕЖЕВОЙ
Наименование материала: Научно-методическая статья
Тема: Игры для развития навыков, необходимых дошкольникам в реальной жизни.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры и упражнения для развития функциональной грамотности у дошкольников

Аннотация:

В статье рассматривается актуальность развития функциональной грамотности у

детей дошкольного возраста как основы для успешной адаптации в современном мире.

Представлены примеры игр и упражнений, направленных на формирование различных

аспектов

функциональной

грамотности:

читательской,

математической,

естественнонаучной и креативного мышления. Описываются методические рекомендации

по организации развивающей среды и педагогическому сопровождению детей в процессе

освоения функциональной грамотности.

Ключевые слова: функциональная грамотность, дошкольники, игры, упражнения,

читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность,

креативное мышление, развивающая среда.

Введение

В современном мире, характеризующемся быстрым развитием технологий и

информационным потоком, функциональная грамотность становится ключевым фактором

успешной адаптации человека к изменяющимся условиям. Функционально грамотный

человек способен использовать приобретенные знания и умения в реальных жизненных

ситуациях, решать практические задачи, критически мыслить и принимать обоснованные

решения.

Важность формирования основ функциональной грамотности в дошкольном

возрасте обусловлена тем, что именно в этот период происходит активное развитие

познавательных процессов, формируются базовые представления об окружающем мире и

закладываются

основы

для

дальнейшего

обучения.

Развитие

функциональной

грамотности у дошкольников не только способствует их успешной подготовке к школе, но

и формирует навыки, необходимые для жизни в современном обществе.

Актуальность темы

В

условиях

реализации

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования

(ФГОС

ДО)

особое

внимание

уделяется

формированию у детей предпосылок учебной деятельности, развитию познавательных

интересов и творческих способностей. Функциональная грамотность рассматривается как

интегративное

качество

личности,

которое

проявляется

в

умении

использовать

полученные знания и умения для решения практических задач, возникающих в

повседневной жизни.

В

связи

с

этим,

возникает

необходимость

разработки

и

внедрения

в

образовательный процесс дошкольных учреждений эффективных методов и приемов,

направленных на развитие различных аспектов функциональной грамотности у детей.

Игры

и

упражнения

являются

наиболее

эффективной

формой

организации

образовательной

деятельности

с

дошкольниками,

поскольку

они

позволяют

активизировать познавательную деятельность детей, развивать их творческие способности

и формировать навыки сотрудничества.

Цель статьи: Представить примеры игр и упражнений, направленных на

развитие

функциональной

грамотности

у

дошкольников,

и

предложить

методические рекомендации по их организации в образовательном процессе.

Развитие читательской грамотности

Читательская грамотность – это способность понимать, использовать, оценивать

и размышлять о текстах для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей,

активного

участия

в

жизни

общества.

Развитие

читательской

грамотности

у

дошкольников предполагает формирование умения понимать смысл прочитанного,

находить необходимую информацию в тексте, делать выводы и высказывать свое мнение

о прочитанном.

Игры и упражнения:

"Угадай сказку по картинке": Детям предлагаются картинки с изображением персонажей

или эпизодов из известных сказок. Они должны угадать сказку и рассказать, что

происходит на картинке.

"Составь рассказ по серии картинок": Детям предлагается серия картинок, расположенных

в определенной последовательности. Они должны составить рассказ, опираясь на сюжет,

изображенный на картинках.

"Найди отличия": Детям предлагаются две картинки с небольшими различиями. Они

должны найти все отличия и объяснить, что изменилось на второй картинке.

"Закончи предложение": Воспитатель начинает предложение, а дети должны его

закончить, опираясь на свой опыт и знания. Например: "Когда я иду в магазин, я

покупаю…".

"Что будет, если…?": Воспитатель задает вопрос, начинающийся со слов "Что будет,

если…?", а дети должны предложить свои варианты ответов. Например: "Что будет, если

не поливать цветы?".

Развитие математической грамотности

Математическая грамотность – это способность формулировать, применять и

интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические

рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов

для описания, объяснения и предсказания явлений. Развитие математической грамотности

у дошкольников предполагает формирование представлений о числе, форме, размере,

пространственных отношениях, умение считать, сравнивать, классифицировать и решать

простые задачи.

Игры и упражнения:

"Посчитай и сравни": Детям предлагается посчитать количество предметов в двух группах

и сравнить, где больше, где меньше, а где одинаково.

"Разложи по форме": Детям предлагается разложить геометрические фигуры (круги,

квадраты, треугольники) по разным коробкам или обручам.

"Найди лишний предмет": Детям предлагается ряд предметов, в котором один предмет

отличается от остальных по какому-либо признаку (цвет, форма, размер). Они должны

найти лишний предмет и объяснить, почему он лишний.

"Разложи по размеру": Детям предлагается разложить предметы разного размера

(например, матрешки) в порядке возрастания или убывания.

"Составь задачу": Детям предлагается составить задачу по картинке или по заданным

условиям.

Развитие естественнонаучной грамотности

Естественнонаучная

грамотность

это

способность

использовать

естественнонаучные

знания

для

постановки

вопросов,

получения

новых

знаний,

объяснения

естественнонаучных

явлений

и

формулирования

основанных

на

доказательствах выводов об этих явлениях. Развитие естественнонаучной грамотности у

дошкольников предполагает формирование представлений о живой и неживой природе,

природных явлениях, умение наблюдать, экспериментировать и делать выводы.

Игры и упражнения:

"Кто где живет?": Детям предлагается распределить карточки с изображением животных

по разным средам обитания (лес, река, поле).

"Что из чего сделано?": Детям предлагается определить, из какого материала сделаны

различные предметы (дерево, металл, стекло, пластмасса).

"Посади растение": Детям предлагается посадить семена растения в горшок и наблюдать

за его ростом, отмечая изменения.

"Эксперименты с водой и воздухом": Проведение простых экспериментов с водой и

воздухом, например, переливание воды из одного сосуда в другой, наблюдение за

плавающими и тонущими предметами, изготовление вертушки.

"Что произойдет, если…?": Воспитатель задает вопрос, касающийся природных явлений,

а дети должны предложить свои варианты ответов. Например: "Что произойдет, если

долго не будет дождя?".

Развитие креативного мышления

Креативное мышление – это способность генерировать новые идеи, находить

нестандартные

решения

и

творчески

подходить

к

решению

проблем.

Развитие

креативного

мышления

у

дошкольников

предполагает

формирование

умения

фантазировать, придумывать, изобретать и выражать свои мысли и чувства в различных

формах.

Игры и упражнения:

"Придумай историю по картинке": Детям предлагается картинка с изображением

необычного сюжета. Они должны придумать историю, опираясь на то, что изображено на

картинке.

"Нарисуй несуществующее животное": Детям предлагается нарисовать животное, которое

не существует в реальном мире, и придумать ему название и описание.

"Что можно сделать из…?": Детям предлагается предмет (например, спичечный коробок)

и они должны предложить, как можно больше вариантов его использования.

"Закончи сказку": Воспитатель начинает сказку, а дети должны ее закончить, придумывая

новые повороты сюжета и персонажей.

"Создай коллаж": Детям предлагается создать коллаж из различных материалов (бумага,

ткань, природные материалы), выражая свою идею или чувство.

Методические рекомендации

Создание развивающей среды: Необходимо создать в группе развивающую

среду, стимулирующую познавательную активность детей и способствующую развитию

различных аспектов функциональной грамотности. Развивающая среда должна включать

в себя:

Книжный уголок с разнообразными книгами, журналами и энциклопедиями.

Уголок математики с дидактическими играми и материалами для счета, измерения и

конструирования.

Уголок природы с комнатными растениями, аквариумом, коллекциями камней, ракушек и

семян.

Уголок творчества с материалами для рисования, лепки, аппликации и конструирования.

Педагогическое сопровождение:

Воспитатель должен выступать в роли партнера и помощника детей в процессе

освоения функциональной грамотности. Он должен:

Создавать проблемные ситуации, стимулирующие познавательную активность детей.

Задавать открытые вопросы, требующие размышления и поиска нестандартных решений.

Поощрять самостоятельность и инициативу детей.

Создавать атмосферу сотрудничества и взаимопомощи.

Оценивать не только результат, но и процесс деятельности детей.

Использование интерактивных методов обучения: Использование интерактивных методов

обучения (проектная деятельность, проблемное обучение, игровые технологии) позволяет

активизировать познавательную деятельность детей, развивать их творческие способности

и формировать навыки сотрудничества.

Индивидуальный подход: Необходимо учитывать индивидуальные особенности и

потребности каждого ребенка при организации образовательной деятельности.

Сотрудничество с родителями: Важно привлекать родителей к процессу развития

функциональной грамотности у детей, предлагая им домашние задания, игры и

упражнения, которые они могут выполнять вместе с детьми.

Заключение

Развитие функциональной грамотности у дошкольников является важной задачей

современного образования. Игры и упражнения, направленные на формирование

различных аспектов функциональной грамотности, являются эффективным средством

подготовки детей к успешной адаптации в современном мире. Создание развивающей

среды, педагогическое сопровождение, использование интерактивных методов обучения,

индивидуальный подход и сотрудничество с родителями являются важными условиями

успешного развития функциональной грамотности у дошкольников.

Список литературы:

1.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования (ФГОС ДО).

2.

Ковалева, Г.С., Осмоловская, И.М. Функциональная грамотность: определение,

подходы к измерению. М.: Образование и др., 2018.

3.

Леонтьев, А.А. Что такое функциональная грамотность? // Начальная школа: плюс-

минус. – 2004. – № 1. – С. 3-6.

4.

Пентин,

А.Ю.,

Ковалева,

Г.С.,

Давыдова,

Е.И.

и

др.

Формирование

функциональной

грамотности

учащихся:

Методическое

пособие.

М.:

Просвещение, 2019.

5.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.



В раздел образования