Автор: Гизетдинова Айсылу Хакимовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОБУ детский сад "Совушка"
Населённый пункт: с. Миловка, Уфимский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: Конспект занятия по лексико-грамматическому строю речи и звукопроизношению с элементами нейрокоррекции
Тема: "Космическое путешествие"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия
по лексико-грамматическому строю речи
и звукопроизношению
с элементами нейрокоррекции
«Космическое путешествие»
Подготовила:
учитель-логопед- Гизетдинова Айсылу Хакимовна
Образовательная область: речевое развитие
Интеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное.
Цель: закрепить и обобщить знания детей о космосе, совершенствовать навыки
лексико – грамматических категорий речи.
Задачи:
Образовательные:
-Уточнить и активизировать словарь по теме «Космос»;
-
Закрепить умение детей правильно употреблять существительные в форме
родительного падежа во множественном числе;
- Закреплять умение образовывать относительные прилагательные;
- Закреплять умение выполнять звуко - буквенный анализ слов.;
Развивающие:
-Продолжать развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями;
- Развивать внимание, зрительное восприятие, память, координацию движений,
межполушарное взаимодействие;
- Продолжать развивать артикуляционную моторику;
-Продолжать развивать умение правильно употреблять звуки Л и Р в словах , во
фразах и чистоговорках;
- продолжать развивать умение дифференцировать звуки Р и Л;
Воспитательные:
-Воспитывать у детей интерес к занятиям;
Методы и приёмы: наглядный: рассматривание картинок с изображением планет,
космоса;
практический:
упражнения
с
нейрокарточками,
с
ритмическими
палочками, словесные дидактические игры..
Оборудование: мультимедийное оборудование, картинки по теме «Космос», фишки
для звуко-буквенного анализа, прозрачная доска, карточки с нейропозами,
нейродорожками, буквы, игра «Космический обед», ритмические палочки.
Ход ООД:
1.Организационный момент.
Учитель-логопед:
- Здравствуйте, дети. Сегодня мне пришло сообщение из космической станции.
Космонавты просят нас о помощи. Для важного эксперимента им не хватает грунта
с поверхности Луны и снимка с поверхности Марса. Дети, поможем космонавтам.
Но прежде чем отправится в космос нам нужно подготовиться. Скажите, какими
должны быть космонавты? (смелыми, умными, внимательными, ловкими и т.д). Для
этого космонавты проходят специальную подготовку. А вы хотите сегодня
попробовать стать космонавтами?
Учитель-логопед: Сейчас у нас будет небольшая разминка, мы вспомним историю
покорения космоса. Кто первым полетел в космос и когда это произошло? Ответы
детей (Юрий Гагарин –первый космонавт. 12 апреля 1961г впервые человек полетел
в космос, в этот день наше страна отмечает День Космонавтики. Что такое космос?
(Это пространство, которая окружает нашу планету). Что можно увидеть в космосе,
чего много в космосе? (планет, звёзд, комет, астероидов, галактик).
Учитель-логопед: А сейчас пройдем испытание космонавтов. (дети прыгают по
дорожке из гимнастических колец и выполняют задания. Рядом с каждым кольцом
карточка с нейропозой и в конце дорожки буква. Дети должны прыгнув в кольца,
сделать позы и придумать слово на заданную букву).
Учитель-логопед: Молодцы, дети. Космонавты еще должны уметь читать
космические карты, просчитывать траекторию движения космических кораблей.
Следующее задание: обведи путь ракеты. (дети выполняют нейромоторное
упражнения, обводят фигуры маркером двумя руками одновременно на прозрачной
доске).
Учитель-логопед: Молодцы, справились с заданием. Все космонавты говорят чётко
и внятно, а помогают им в этом упражнения для языка. (Дети садятся за столы и
выполняют артикуляционную гимнастику с использованием ритмической палочки).
«Улыбка» -улыбнуться, показать зубы, палка в руках горизонтально;
«Раскатаем тесто» -широкий язык лежит на нижней губе на счёт 10, палкой
«раскатываем тесто» на коленях;
«Часики» -движения языка вправо-влево, палку наклонять вправо-влево.
«Качели» -широкий высунутый язык вверх-вниз, руки с палкой поднимать вверх-
вниз;
«Лошадка»-цокать языком, руками с палкой «держим вожжи»;
«Грибок» - приклеить язык к верхнему нёбу, палка вертикально, правая ладонь
сверху;
Учитель-логопед: Теперь мы готовы к полёту. Обратный отчёт (дети считают 5-1
перебирая пальцами по палке». Пуск! Мотор рычит: р-р-р-р-р. (дети произносят
звук Р и крутят палку двумя руками. Звучит космическая музыка, видео-звёздное
небо).
Учитель-логопед:
- Вот мы и прилетели на луну? Здесь нас ждёт луноход, прежде чем взять анализ
грунта, выложим слово ЛУНА (дети выполняют звуко-буквенный анализ слова).
Сколько звуков в слове ЛУНА, какой первый звук? и т.д. (дети дают характеристику
каждому звуку). Сколько слогов в слове? (прохлопывают слово). Молодцы,
полетели дальше на Марс.
Физминутка. с массажными мячиками. В руки мячики возьмём и разминку
проведём.
Летит, летит ракета (круговые движения мячиком)
Вокруг земного света, ( передавать мячик из одной руки в другую)
Космонавты в ней сидят (ударные движения мячом по ладони, )
Смело в небо все глядят ( показывают раскрытую ладонь).*-
Учитель-логопед: Вот мы и на Марсе. Здесь нас встречают инопланетяне, они тоже
хотят научиться разговаривать по нашему, научим их звуку Р.
Ра-ра-ра- высокая гора ( простукивают ритм палочками, руки вверх домиком)
Ру-ру-ру- начинаем мы игру ( наклоны палочками вправо -влево)
Ро-ро-ро –едем на метро ( круговые движение руками перед грудью)
Ры-ры-ры- синие шары ( руки верх, наклоны вправо-влево).
Учитель-логопед: Инопланетяне нам дали снимок Марса, теперь отправимся на
космическую станцию. Здесь нас ждут космонавты Рома и Лукьян. Давайте угостим
их космической едой из тюбиков. Роме нужно дать блюдо со звуком Р, а Лукьяну со
звуком Л. (Дети берут тюбик с изображением продукта и определяют кому из
космонавтов его дадут, проговаривают, например: Гороховый суп я дам Роме.
- Вы многому научились, умеете правильно говорить слова со звуками Р и Л.
Молодцы, вы справились со всеми заданиями, побывали настоящими космонавтами.
За это вы получаете медали, посвящение в космонавты.
Рефлексивный момент:
- О чём мы говорили на занятии?
- Что нового вы узнали о космосе сегодня?
- Что больше всего понравилось на занятии? Самооценка детей.