Автор: Орешкина Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №36 "Улыбка"
Населённый пункт: Республика Татарстан город Бугульма
Наименование материала: статья
Тема: "Создание игрового пространства"
Раздел: дошкольное образование
«Игровое пространства как эффективное условие развитие ребенка»
Орешкина Ольга Александровна,
воспитатель МБДОУ № 36 «Улыбка» БМР РТ
высшей кв.категории
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды
дошкольного учреждения на сегодняшний день стоит особо актуально. Понятие
развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система
материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая
содержание его духовного и физического развития». Иными словами, только
правильно организованная предметная среда в окружении ребенка, способствует
возникновению мотивов развития детских игровых действий. К тому же, одним из
важнейших
вопросов педагогики в настоящее
время является вопросо
формировании творческой личности, и именно предметно-игровая среда должна
объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой
деятельности каждого ребенка.
В своем выступлении я не буду перечислять требования федеральных
государственных
образовательных
стандартов
дошкольного
образования
к
предметно — развивающей среде дошкольного учреждения (развивающая
предметно-пространственная
среда
должна
быть
содержательно-
насыщенной ,трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной
и безопасной и т.д.). Я хотела бы остановиться на очень интересном, на наш
взгляд, и набирающем популярность в виде детской деятельности, можно сказать,
новом виде искусства: рисование песком.
В
нашей
группе
заинтересовались
этим
необычным
видом
изобразительного искусства не только наши воспитанники, но и их родители. Да и
для нас, воспитателей, эта вид деятельности показался настолько увлекательным
и полезным в решении многих педагогических задач, что мы решили попробовать
создать условия для ее реализации.
В этой деятельности много преимуществ. Убедитесь сами.
Песок
как
материал
для
развивающих
игр
имеет
определенные
достоинства: он приятен на ощупь, взаимодействие с ним расслабляет, снимает
эмоциональное напряжение. Дети всегда любят играть с сыпучими материалами.
Рисование песком или на песке имеет физиологическое значение для ребёнка,
развивается мелкая моторика рук, ловкость, координация движений, сенсорика,
креативное мышление дошкольников; а когда ребёнок рисует сразу двумя руками,
это способствует развитию межполушарной асимметрии. Песок способен
нивелировать страх неудачи у ребенка: при работе с ним невозможна такая
ситуация, когда у малыша совсем ничего не выходит, если что-то не получается,
всегда можно встряхнуть песок и начать заново.
1
Как и любое рисование, рисование песком развивает фантазию, внимание,
моторику пальцев рук, пространственное восприятие, поскольку пальцы ребенка
находятся в тесном контакте с фактурным веществом.
В работе с детьми по данному направлению были определены следующие
векторы:
Сначала учили детей создавать простейшие предметные рисунки –
«солнышко», «цветок», «дерево»;
Потом помогли ребятам составлять сюжетные картины со множеством
персонажей (в этом нам помогли художественные тексты сказок, рассказов
детских писателей, истории самих детей из жизни);
затем мы связали рисование песком с познавательным развитием: с
помощью рисования песком
мы закрепляли формы геометрических
фигуры, их размер, пространственную ориентацию и т.п.
Рисование на песке способствует запоминанию детьм цифр и букв.
Для
лучшего усвоения цифр использовали на песке сказку-путешествие, в которой
цифры превращались в различные предметы окружающего мира, чтобы кому-
нибудь
помочь.
Например,
единичка
может
стать
столбом
для
линий
электропередач, если в городе порвутся провода, а восьмерка порадует детей в
жарких странах, превратившись в снеговика.
Следующий момент использования этого вида деятельности — познание
окружающего мира. Например, если положить на поднос листы зеленого,
желтого, красного и голубого цветов в том порядке, в котором меняются времена
года и засыпать их песком, можно изучать изменения в природе, связанные со
сменой времен года.
Ребенку, увидевшему цветной лист, задается вопрос:
- Какое это время года? Нарисуй дерево. Какое оно? Можно ли увидеть в это
время года птиц, животных, если да, то каких? Попробуй их нарисовать…
- Когда лист на деревьях бывает зеленым? И т.д.
Можно предложить ребенку рассмотреть картинки с различными листочками
(березы, дуба, клена). Затем ребенок рисует эти листочки симметрично, двумя
пальчиками, под которыми проступает зеленый лист.
Рисование песком превращаются в увлекательные занятия, помогающие
развитию дошкольников.
Это очень интересно! Процесс создания рисунка
непредсказуем,
и
от
того
ещё
более
необычен,
креативен
и
полон
неожиданностей. Дети с удовольствием создавали свои картины и придумывали
названия «Восход солнца», «Поезд из Ромашкино», «Песочница у дома», «У
бабушки в деревне», «Мой любимый домашний питомец» и т.д. Удивительным
образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море.
Использование штампов, трафаретов расширяет возможности ребенка в создании
рисунка. С помощью разных фигур можно создать большие сюжетные
композиции.
В
дальнейшем
планируем
освоение
методики
создания
анимационных сюжетов.
Композиции из песка нельзя повесить на стену. Это единственный минус
такого творчества. Но выход есть. Мы фотографируем рисунки, записываем
2
удачные занятия на камеру, Систематизируя эти записи, мы затем дополним их
музыкой и покажем родителям.
По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается
внутренний мир ребенка.
Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной
деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий
специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства
ребенка.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных
областей:
«Социально-коммуникативное развитие» – развитие свободного общения со
взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов рисования на песке,
развитие речи детей в ходе сопровождения рассказом своей деятельности,
описания своей творческой работы, развитие умения поддерживать беседу,
обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения. Решение проблемных
ситуаций,
воспитание
дружеских
взаимоотношений.
Формирование
основ
безопасного поведения при работе с песком.
«Познавательное
развитие»
–
формирование
целостной
картины
мира,
расширение
кругозора
в
части
искусства
песочной
анимации;
развитие
воображения и творческой активности; формирование первичных представлений
о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,
материале,
звучании,
ритме,
темпе,
количестве,
числе,
части
и
целом,
пространстве и времени, движении и покое и др.).
«Речевое развитие»
– обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи знакомство
детей с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей
деятельности.
Литература
возбуждает
воображение,
стихи,
проза,
сказки
наполнены яркими образами, побуждающими к творчеству.
«Художественно-эстетическое
развитие»
–
формирование
элементарных
представлений
о
видах
искусства;
восприятие
музыки,
художественной
литературы, фольклора, реализацию самостоятельной творческой деятельности
детей
«Физическое развитие» - физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
учитывая ее огромное воспитательное воздействие на ребенка, взрослые должны
руководить играми детей, создавать условия для возникновения игр.
В заключении хочу сказать, что рисование песком может стать удачным
дополнением и ресурсом для работы, не заменяя, а успешно и эффективно
дополняя достаточно известные и традиционно существующие методы и
материалы.
В педагогической работе всегда можно найти интересные формы и методы
увлечь своих воспитанников. Надо только любить тех, за кого ты несешь
ответственность.
Рекомендации для создания презентации к докладу:
1.
Обязательна яркая схема «Требования к ПРС»
3
2.
Фотографии детей с деятельностью, которые перечисляются (например,
игра детей с песком – акцент на детские эмоции, рисование - корректировка
рисунка, процессы поэтапного создания рисунка – солнышко, дом, дерево и
т.д.)
3.
Рисование цифр, геометрических фигур, сказка-путешествие…
4.
Фото воспитателя и ребенка (индивидуальная форма работы), воспитатели и
подгруппы детей или целой группы.
5.
Отражение в схеме – таблице интеграции областей
6.
Несколько кадров с родителями
4