Автор: Трубицына Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №3 "Радуга"
Населённый пункт: ЗАТО пос.Солнечный Красноярского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Познавательно-иссдедовательская деятельность в экологическом воспитании дошкольников
Раздел: дошкольное образование
«Познавательно-исследовательская
деятельность
в
экологическом
воспитании
дошкольников»
В дошкольном возрасте одним из видов детской деятельности, является
познавательно-исследовательская деятельность, которая является способом познания
мира. Главное достоинство этого вида деятельности заключается в том, что она дает
детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его
взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе
познавательно-исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка,
активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает
необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,
обобщения и экстраполяции.
Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными,
умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие
проблемы, самостоятельными, творческими личностями. Анализируя всё
вышеизложенное, пришла к выводу, что познавательно-исследовательская деятельность
является неотъемлемой частью образовательного процесса в детском саду. И для того,
чтобы умело методически правильно развивать познавательно-исследовательскую
деятельность в своей работе, я решила более углубленно изучить и проработать данную
тему. Изучив эту тему, поставила перед собой цель: развитие познавательно-
исследовательской деятельности посредством экологического воспитания.
Для реализации цели и достижения положительных результатов в работе с детьми
выделила следующие задачи:
- развивать у детей интерес, любознательность и познавательную мотивацию
через познавательно-исследовательскую деятельность;
- способствовать развитию творческой активности;
- создавать условия для самостоятельной познавательно-исследовательской
деятельности;
- содействовать развитию у детей коммуникативных умений;
- использовать различные формы работы с родителями по привитию детям любви
к природе.
Создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду
должно отвечать требованиям, предъявляемым ФГОС ДО. При построении предметно-
пространственной развивающей среды учитываю насыщенность среды, соответствие
возрастным возможностям детей, организация образовательного пространства и
разнообразие материалов, трансформируемость, полифункциональность материалов,
доступность и безопасность материалов и оборудования для познавательно-
исследовательской деятельности.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к
познавательно-исследовательской, в рамках экологического воспитания, в группе
создан уголок экспериментирования «Мини-лаборатория». В лаборатории дети
превращаются в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения
различной тематики.
В группе имеется уголок природы. Хорошо оборудованный и
удачно расположенный уголок природы, украшает групповую комнату, доставляет
удовольствие детям, дает возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать
за растениями в течение всего года.
Дети в уголке природы исследуют состояние почвы (влажная, сухая, мягкая),
наблюдают за ростом и цветением растений, определяют условия для их роста и
развития (вода, свет, тепло), ухаживают за ними (поливают, рыхлят) и т.д.
Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открылась с
организацией экологической тропы и образовательных терренкуров - специально
оборудованного маршрута на природе, в летнее время.
Весной высаживаем растения для экологической тропы на территории детского
сада: елочки, смородину, яблоню. А также, совместно с детьми высаживаем огород, за
которым потом ухаживаем в течение всего лета. И к концу лета – началу осени мы
собираем наш урожай: редис, лук, салат, огурцы, помидоры, редис, горох, морковь,
свёклу, кабачки и картофель. Ежегодно в начале весны организуем «Огород на
подоконнике». Где дети, с большим интересом наблюдают за ростом лука, укропа и др.
В течение всего года в начале каждой прогулки мы с детьми посещаем
метеостанцию нашего детского сада. Метеостанция обеспечивает возможность
проведения практических работ, систематических наблюдений за погодой, сезонными
явлениями в окружающей среде. Дети получают возможность определять погоду с
помощью специального оборудования, что вызывает у них большой интерес.
Воспитательные и образовательные задачи нельзя успешно решить без
плодотворного контакта с семьей, между родителями и воспитателями. В своей работе с
родителями использую семинары-практикумы, папки-передвижки, папки-раскладушки,
памятки, консультации и т.д. Ежегодно проводим «День открытых дверей», посещение
родителями образовательной деятельности, режимных моментов, участие в совместных
мероприятиях. Проводим выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из
бросового материала, на темы «Я и природа», «Наши домашние питомцы». Привлекаю
родителей к участию в пополнении уголка природы, лаборатории, библиотеки. А также
в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка
деревьев, изготовление скворечников и кормушек и т.п.)
Вывод:
По мнению академика Н.Н. Поддьякова, «… в деятельности экспериментирования
ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий
различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного
их познания и освоения».
Процесс познания – процесс творческий, и моя задача – поддерживать и развивать
в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого
условия.
Рассказывать об экспериментах и открытиях дошкольников можно очень долго. Я
на практике убедилась в том, что познавательно-исследовательская деятельность
является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное,
чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.
Очень важно вовлекать детей в исследовательскую работу – проведение опытов,
экспериментов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они
необычны, а главное – дети все проделывают сами. Необходимо, чтобы во время
образовательной деятельности каждый из детей имел все необходимое для проведения
работы. Это очень важный воспитательный момент.
Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его
мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. Поэтому в начале
проведения опытов я предлагаю детям высказать свои гипотезы об ожидаемых
результатах, а в конце работы обязательно обсудить их.
Благодаря познавательно-исследовательской деятельности дети свободно
общаются друг с другом, отвечают на мои вопросы, высказывают свое мнение. Все это
способствует активности детей, их непринужденному поведению, проявлению
творчества, развитию воображения.
В дальнейшем мы будем продолжать работу по познавательно-исследовательской
деятельности с детьми. Чем раньше привить любовь к природе, к родному краю,
расширять знания об окружающем мире, тем качественнее будут протекать такие
психические процессы у детей, как воображение, память, внимание, восприятие,
мышление.