Напоминание

Рекомендации родителям и педагогам по развитию памяти у детей младшего школьного возраста с ОВЗ


Автор: Рогозина Ирина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО "ЦССВ имени Зинаиды Антоновой г.Челябинск"
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Рекомендации родителям и педагогам по развитию памяти у детей младшего школьного возраста с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рекомендации родителям и педагогам по развитию памяти у детей

младшего школьного возраста с ОВЗ

Подготовил педагог

первой квалификационной категории

Рогозина И.Г.

Предлагаемые рекомендации разработаны на основе рекомендаций

таких авторов, как М.Р. Битянова и Р.В. Овчарова.

Когда ребенок приходит в школу, он сталкивается с рядом трудностей,

начиная от общения со сверстниками и педагогами, заканчивая учебой.

Особенно это касается детей, которые имеют ОВЗ. К таким детям нужен

особый подход не только со стороны педагога, но и со стороны родителей.

Для успешности обучения ребенка с ОВЗ в младших классах педагогам

необходимо знать, как минимум, следующие виды памяти и их показатели:

Кратковременную зрительную и слуховую, включая их объём и

способность

удерживать

информацию

в

соответствующих

видах

оперативной памяти. Без наличия хорошей кратковременной и оперативной

зрительной

и

слуховой

памяти

любая

информация,

воспринимаемая

ребенком

с

помощью

основных

органов

чувств,

учебная,

трудовая,

социальная и другая, не будет попадать в долговременную память и там

надолго сохраняться.

Опосредованную

память,

которая

характеризуется

наличием

и

самостоятельным,

инициативным

использованием

ребенком

различных

средств запоминания, хранения и воспроизведения любой информации.

Динамические особенности процесса запоминания и припоминания,

такие как, динамичность заучивания и его продуктивность количество

повторений, необходимых для безошибочного припоминания определенного

набора единиц информации.

Рассмотрим основные механизмы работы памяти, использование

которых позволит улучшить память, развить внимание, а также повысить

работоспособность и организацию действий детей не уроках во время

выполнения домашнего задания.

Пауза. Используйте принцип паузы, он позволит ребенку оценить

обстановку и даст время подумать и вспомнить нужный материал. Пауза

снижает вероятность поспешных действий, таким образом, заставляет

сосредотачивать внимание на нужном предмете. Также она помогает

противостоять отвлекающим моментам и посторонним помехам .

Расслабление. Данный принцип позволяет подавить беспокойство,

которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы

памяти. Если у ребенка возникли трудности с воспроизведением материала,

позвольте ему расслабиться, сделав несколько глубоких вдохов и выдохов, в

это время дайте ему время подумать о возможных способах которые могут

спровоцировать воспоминание (наблюдение, вопросы, картинки).

Осознание. Необходимо сделать так, чтобы предъявляемый материал

ребенку был четко осознаваем (представлен на картинке, запись звуков,

тактильные ощущения).

Ассоциация образов (визуальная проработка), принцип, позволяющий

использовать метод ассоциаций для того, чтобы ребенок смог вспомнит

необходимую

информацию,

опираясь

на

зрительные,

слуховые

или

кинестетические образы.

Личные комментарии (вербальная проработка), данный принцип

способствует эмоциональному и интеллектуальному вовлечению в процесс

записи информации, и помогают оставить яркий след в памяти ребенка путем

вербализации новой информации.

Просмотр и использование материала. Данный принцип обеспечивает

быстрое воспоминание для нужной информации ребенку. Для этого

необходимо просматривая новую для него информацию, несколько раз

проговорить и через некоторое время в отвлеченной обстановке повторить.

Затем во время повседневных дел (прогулка, уборка) спрашивать у ребенка.

В современной педагогике широко используются игровые ситуации,

игровые элементы и игры на уроке для усвоения учебного материала.

Многолетнее использование обучающих игр способствовало выработке ряда

методических рекомендаций по их применению:

В процессе игры на первых порах педагогу следует воздержаться от

личных комментариев, особенно от «вознаграждения» нерадивых учащихся.

Коллективная

игра,

не

предусматривающая

общение,

повышает

запоминаемости материала в три раза, предусматривающая общение в семь

раз.

Не следует объявлять перед игрой учебную цель, нужно на первый

план выдвинуть организаторские функции, а на второй – гностические.

При

организации

игры

необходимо

соблюдать

принципы

самоорганизации и самоуправления, не нарушать ход игры и не вмешиваться

нее без необходимости.

Следует доверять судейство самим играющим, а заметив нарушения, не

спешить их вскрыть и наказывать нарушителя.

Итак, игры позволяют активизировать непроизвольное запоминание, и

в тоже время не исключают произвольное запоминание.

Какие же рекомендации необходимы педагогам и родителям по

взаимодействию с младшими школьниками, имеющими ОВЗ, а именно по

развитию видов памяти. Рассмотрим их подробнее.

Рекомендации педагогам по развитию памяти у детей младшего

школьного возраста с ОВЗ:

педагогу во время урока необходимо избегать длинных и сложных для

детей формулировок, которые могут загромождать их память;

во время составления урока педагогу следует заранее продумать, что из

нового материала обучающимся надо не только понять, но и запомнить,

а также какие задания или упражнения необходимы для выполнения

данного условия;

педагогу необходимо во время проведения урока следить за тем,

чтобы обучающиеся стремились к сознательному усвоению учебного

материала;

во время проведения урока, а именно при изложении нового учебного

материала,

необходимо

делать

опору

на

ранее

полученный

обучающимися опыт, что способствует лучшему усвоению новых

знаний;

для

развития

памяти

обучающихся

будут

полезны

не

только

специализированные упражнения на запоминание учебного материала,

но и пробуждение интереса к знаниям, различным учебным предметам,

расширение кругозора;

педагогу

необходимо

учитывать

индивидуальные

особенности

и

специфику памяти младших школьников с ОВЗ;

во время подачи учебного материала нужно опираться на наглядный

материал, а именно использовать различные макеты, пособия, картины;

для лучшего запоминания материала рекомендуется шепотом его

проговаривать и «записывать» пальцем в воздухе;

необходимо ввести правило эффективного запоминания на уроке:

чтобы запомнить материал, нужно с ним активно поработать, при

необходимости разбить на части;

разумно

сообщить

и

напоминать

младшим

школьникам

с

ОВЗ

информацию о различных приемах и способах запоминания, а также

оказывать помощь в их овладении каждому обучающемуся.

Рекомендации родителям по развитию памяти у детей младшего

школьного возраста с ОВЗ:

ориентируйтесь на то, что память ребенка хорошо реагирует на яркие

впечатления. Поэтому то, что ярко, необычно, чем-то выделяется,

запоминается легче и продуктивнее. Постарайтесь помочь ребенку

представить заучиваемую информацию таким образом, чтобы она стала

яркой и необычной, можно прибегнуть к различным способам. Тогда он

усвоит ее с большей вероятностью и меньшими усилиями;

заучиваемый ребенком материал должен быть ему понятен. Обычно,

непонятная

информация

не

вызывает

интереса.

Поэтому

нужно

разъяснять ребенку непонятные моменты;

научите вашего ребенка составлять план того материала, который

необходимо запомнить, с помощью плана материал приобретает четкую

упорядоченную форму;

следите

за

тем,

чтобы

ребенок

не

перетруждался

физическими

нагрузками и часто бывал на прогулках на свежем воздухе;

необходимо

ежедневно

выполнять

физическую

зарядку,

что

способствует улучшенному кровоснабжению мозга и крепкому сну.

Если у вашего ребенка хорошо развита зрительная память, то есть

большая часть информации запоминается с помощью зрения, то ребенку

следует:

при восприятии на слух кратко фиксировать информацию на бумаге;

учебный материал лучше читать самому, а не слушать чтение другого;

чаще пользоваться книгами и учебными пособиями, в которых

присутствует большое количество схем и иллюстраций что способствует

лучшему усвоению текста;

при работе с записями или конспектами, подчеркивать основное в тексте

цветными карандашами, делать пометки и т.д.;

активно

пользоваться

имеющимися

в

кабинетах,

библиотеках

наглядными

пособиями,

просматривать

различные

научные

кинофильмы, телепередачи, посещать выставки, музеи и т.д.

Если ваш ребенок обладает хорошо развитой слуховой памятью, а

именно лучше воспринимает информацию на слух, то для ее развития

рекомендуется:

как можно чаще слушать рассказы, сказки, различные аудиозаписи;

читать учебный материал вслух, а не про себя;

во время выполнения домашнего задания следует работать в тишине,

чтобы посторонний шум не отвлекал внимание;

просите ребенка читать и рассуждать вслух, даже когда он один.

Если у вашего ребенка хорошо развита комбинированная память,

которая предполагает одновременное запоминание при помощи зрения,

слуха и движения, то для ее развития необходимо:

чаще

работать

с

карандашом,

нужный

материал

записывать,

подчеркивать, выписывать, составлять планы, тезисы, конспекты и т.д.;

цифровой материал следует выписывать или оформлять в виде таблиц,

диаграмм, графиков;

при проработке учебного материала все возможное и доступное

осуществить своими руками.

Рекомендации учащимся по развитию памяти :

Если у тебя зрительная память, то тебе следует:

при восприятии материала на слух, кратко фиксировать услышанное

тобой в тетради или на листочке;

лучше учебный материал читать самому, а не слушать чтение другого

человека;

чаще пользоваться книгами и учебными пособиями, в которых много

картинок, так ты лучше усвоишь текст;

при работе над собственными записями или конспектами, нужно

подчеркивать основное в тексте цветными карандашами, делать пометки

и т.д.;

пользоваться имеющимися в библиотеках наглядными пособиями,

просматривать научные кинофильмы, телепередачи, посещать выставки,

музеи и т.д.

Если у тебя слуховая память, то для большего ее развития тебе

рекомендуется:

как можно чаще слушать других;

читать учебный материал обязательно вслух;

домашнее задание лучше выполнять в тишине, чтобы посторонний шум

не отвлекал твое внимание;

старайся читать и рассуждать вслух, даже когда ты один;

на пользу пойдет посещение театра и т.д.

Если у тебя двигательная (моторная) память, то необходимо:

всегда

стараться

работать

с

карандашом,

записывать

нужное,

подчеркивать, выписывать, составлять планы, тезисы, конспекты;

цифровой материал лучше выписывать или оформлять в виде таблиц,

диаграмм, графиков.



В раздел образования