Авторы: Бучка Нина Сергеевна, Кнестяпина Лариса Николаевна
Должность: воспитатель,воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Бородино"
Населённый пункт: г.Подольск
Наименование материала: Метадическая разработка .
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в детском саду ".
Раздел: дошкольное образование
Нравственно-патриотическое воспитание детей посредством приобщения к
истокам народной культуры.
«Никто не может стать сыном своего народа,
если он не проникнется теми основными чувствами,
какими живет народная душа» (Зеньковский В. В.)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из самых актуальных задач
нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это
касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены
представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине.
Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в
основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако
трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического
воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания — это шаг к возрождению России.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются
предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к
свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального
происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола и вероисповедания.
Предназначение дошкольного образования на современном этапе заключается не только в
формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее
социальных и культурных навыков, основ нравственного поведения и здорового образа жизни.
Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции
национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении
национальной культуры; реализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все
что связано с народной культурой. В Российской педагогической энциклопедии «патриотизм»
трактуется как (от греч. рatris — Родина, отечество) «социально-политический и нравственный
принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от
врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее
неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к
народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое,
прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному
укладу жизни, известна уже с древности». О важности приобщения ребенка к культуре своего
народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение,
гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру
своих предков.
Определяя роль народной культуры и фольклорных традиций в нравственно - патриотическом
воспитании дошкольников, важно озвучить точку зрения великих педагогов:
«Трудно предвидеть, каков будет человек через 1000 лет, но отнимите у современного человека
этот медленно и трудно нажитой скарб обрядов, обычаев, всяких условностей – и он растеряется,
утратит свое житейское уменье, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все
начинать сызнова». Ключевский В. О.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»
Сухомлинский В. А.
По единодушному мнению, педагогов-классиков, музыкальный фольклор является
совершенным средством художественно-эстетического и нравственного воспитания детей.
Использование его в работе с дошкольниками способствует формированию в ребенке
нравственных качеств, как любовь к Родине, народу, обычаям и традициям своего края, чувству
патриотизма.
В последнее время все чаще в педагогике встает вопрос: что такое «патриотизм». Как развить
нравственное начало и патриотические чувства у подрастающего поколения? Как воспитать
человека-гражданина?
Совершенно ясно, что самой главной конечной целью воспитания является развитие
нравственных качеств личности ребенка, формирование у него социально-нравственного
отношения и чувства сопричастности к культурному наследию, уважения к своей нации,
понимание своих национальных особенностей, формирование чувства собственного достоинства
как представителя своего народа. Важную роль в решении этих задач играет народное творчество,
родная культура, которая должна стать неотъемлемой частью души ребенка, тем самым началом,
которое порождает личность.
Работу по приобщению детей к русской народной культуре необходимо начинать уже в
младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине
начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к
своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. В среднем дошкольном возрасте
большое место в приобщении детей к народной культуре должно занимать знакомство с
русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства,
взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с русским
народным костюмом .Таким образом, воспитывать патриота надо на конкретных героических
примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила
могучая Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и
днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.
Патриотическое воспитание - понятие ёмкое. Задача педагогов и родителей - как можно
раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у
детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Для
дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим
влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в этот период, - знания,
навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера оказываются особенно
прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.
Пути и средства патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре
включают в себя :
- понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях;
- взгляды на патриотизм в летописях;
- русские народные былины, как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к
врагам, готовность стать на защиту родной земли);
- роль русских сказок в процессе любви к Родине, к своему народу, к природе родного края,
сказки о солдатской дружбе и прочее;
- героическо-патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль;
- русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости. Их использование
в воспитательной работе с детьми.
Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов –
авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о
своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…
И при знакомстве с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что
старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того чтобы воспитать
культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к
примирению настоящего с прошлым, и возрождать то, что будет способствовать духовной
полноте жизни, нравственному совершенству личности. Воспитывая будущее поколение, мы
должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель
нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во
многом зависит будущее нашей страны.
Таким образом, воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах,
исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая
Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем
настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.