Напоминание

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в детском саду ".


Авторы: Бучка Нина Сергеевна, Кнестяпина Лариса Николаевна
Должность: воспитатель,воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Бородино"
Населённый пункт: г.Подольск
Наименование материала: Метадическая разработка .
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в детском саду ".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нравственно-патриотическое воспитание детей посредством приобщения к

истокам народной культуры.

«Никто не может стать сыном своего народа,

если он не проникнется теми основными чувствами,

какими живет народная душа» (Зеньковский В. В.)

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из самых актуальных задач

нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это

касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены

представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине.

Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в

основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако

трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического

воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания — это шаг к возрождению России.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются

предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к

свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального

происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола и вероисповедания.

Предназначение дошкольного образования на современном этапе заключается не только в

формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее

социальных и культурных навыков, основ нравственного поведения и здорового образа жизни.

Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции

национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении

национальной культуры; реализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все

что связано с народной культурой. В Российской педагогической энциклопедии «патриотизм»

трактуется как (от греч. рatris — Родина, отечество) «социально-политический и нравственный

принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от

врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее

неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к

народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое,

прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному

укладу жизни, известна уже с древности». О важности приобщения ребенка к культуре своего

народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение,

гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру

своих предков.

Определяя роль народной культуры и фольклорных традиций в нравственно - патриотическом

воспитании дошкольников, важно озвучить точку зрения великих педагогов:

«Трудно предвидеть, каков будет человек через 1000 лет, но отнимите у современного человека

этот медленно и трудно нажитой скарб обрядов, обычаев, всяких условностей – и он растеряется,

утратит свое житейское уменье, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все

начинать сызнова». Ключевский В. О.

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет

корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

Сухомлинский В. А.

По единодушному мнению, педагогов-классиков, музыкальный фольклор является

совершенным средством художественно-эстетического и нравственного воспитания детей.

Использование его в работе с дошкольниками способствует формированию в ребенке

нравственных качеств, как любовь к Родине, народу, обычаям и традициям своего края, чувству

патриотизма.

В последнее время все чаще в педагогике встает вопрос: что такое «патриотизм». Как развить

нравственное начало и патриотические чувства у подрастающего поколения? Как воспитать

человека-гражданина?

Совершенно ясно, что самой главной конечной целью воспитания является развитие

нравственных качеств личности ребенка, формирование у него социально-нравственного

отношения и чувства сопричастности к культурному наследию, уважения к своей нации,

понимание своих национальных особенностей, формирование чувства собственного достоинства

как представителя своего народа. Важную роль в решении этих задач играет народное творчество,

родная культура, которая должна стать неотъемлемой частью души ребенка, тем самым началом,

которое порождает личность.

Работу по приобщению детей к русской народной культуре необходимо начинать уже в

младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине

начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к

своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. В среднем дошкольном возрасте

большое место в приобщении детей к народной культуре должно занимать знакомство с

русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства,

взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с русским

народным костюмом .Таким образом, воспитывать патриота надо на конкретных героических

примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила

могучая Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и

днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.

Патриотическое воспитание - понятие ёмкое. Задача педагогов и родителей - как можно

раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у

детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Для

дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим

влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в этот период, - знания,

навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера оказываются особенно

прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Пути и средства патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре

включают в себя :

- понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях;

- взгляды на патриотизм в летописях;

- русские народные былины, как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к

врагам, готовность стать на защиту родной земли);

- роль русских сказок в процессе любви к Родине, к своему народу, к природе родного края,

сказки о солдатской дружбе и прочее;

- героическо-патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль;

- русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости. Их использование

в воспитательной работе с детьми.

Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов –

авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о

своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…

И при знакомстве с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что

старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того чтобы воспитать

культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к

примирению настоящего с прошлым, и возрождать то, что будет способствовать духовной

полноте жизни, нравственному совершенству личности. Воспитывая будущее поколение, мы

должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель

нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во

многом зависит будущее нашей страны.

Таким образом, воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах,

исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая

Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем

настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.



В раздел образования