Напоминание

Сенсорная интеграция у детей 6-7 лет с ЗПР


Автор: Кулигина Оксана Вадимовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ №167
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Сенсорная интеграция у детей 6-7 лет с ЗПР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

Сенсорная интеграция для детей 6-7 лет с

задержкой психического развития (ЗПР)

Учитель-дефектолог МАДОУ №167

Кулигина О.В.

Возраст 6-7 лет – важный этап в жизни ребенка, особенно если речь

идет о подготовке к школе. Для детей с задержкой психического развития

(ЗПР) этот период может быть сопряжен с дополнительными вызовами.

Одним из ключевых аспектов, на который стоит обратить внимание

родителям и педагогам, является сенсорная интеграция. Именно она во

многом определяет, насколько успешно ребенок сможет адаптироваться к

новым условиям, усваивать знания и взаимодействовать с окружающим

миром.

Что такое сенсорная интеграция?

Сенсорная интеграция – это бессознательный процесс, происходящий в

головном мозге, который позволяет нам организовывать и интерпретировать

информацию, поступающую от наших органов чувств, чтобы мы могли

адекватно реагировать на окружающую среду и совершать целенаправленные

действия.

Мы постоянно получаем информацию через основные сенсорные системы:

Зрение (что мы видим)

Слух (что мы слышим)

Осязание (что мы чувствуем кожей – текстуру, температуру, давление)

Обоняние (что мы нюхаем)

Вкус (что мы пробуем)

Вестибулярная система (чувство равновесия и движения, информация от

внутреннего уха)

Проприоцептивная система (чувство собственного тела, информация от

мышц и суставов о положении тела в пространстве)

Когда эти системы работают слаженно, ребенок чувствует себя комфортно,

может концентрироваться, обучаться новому и адекватно реагировать на

различные ситуации.

Особенности сенсорной интеграции у детей 6-7 лет с ЗПР

У детей с задержкой психического развития процессы обработки сенсорной

информации могут быть нарушены. Это не означает, что у них проблемы со

зрением или слухом как таковыми (хотя и это возможно), а скорее с тем, как

мозг интерпретирует и использует поступающие сигналы.

Проявления нарушений сенсорной интеграции у детей с ЗПР могут быть

разнообразны:

Гиперчувствительность (повышенная чувствительность):

Ребенок может остро реагировать на обычные звуки (закрывать уши, плакать

от шума).

Избегать определенных текстур одежды, пищи, прикосновений.

Бояться высоты, качания на качелях.

Быть избирательным в еде из-за текстуры или запаха.

Раздражаться от яркого света.

Гипочувствительность (пониженная чувствительность):

Ребенок может постоянно искать сильные ощущения: сильно топать,

врезаться в предметы, любить очень крепкие объятия.

Не замечать боли, грязи на руках или лице.

Казаться неуклюжим, часто падать.

Иметь сниженный мышечный тонус.

Трудности с сенсорной модуляцией:

Ребенок с трудом регулирует свое возбуждение и внимание.

Может быть либо чрезмерно активным, либо, наоборот, вялым и пассивным.

Испытывать трудности с концентрацией внимания, легко отвлекаться.

Эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения.

Проблемы с моторным планированием (диспраксия):

Трудности в освоении новых движений (езда на велосипеде, прыжки на

одной ноге).

Неловкость при выполнении бытовых действий (одевание, использование

столовых приборов).

Сложности с письмом, рисованием, лепкой.

Эти особенности могут существенно влиять на поведение ребенка, его

способность к обучению, особенно в структурированной школьной среде, а

также на взаимодействие со сверстниками.

Почему важна сенсорная интеграция для детей с ЗПР в 6-7 лет?

Развитие сенсорной интеграции в этом возрасте критически важно, так как

оно напрямую влияет на:

Готовность к школе: способность сидеть на уроке, концентрироваться,

слушать учителя, выполнять задания, писать.

Саморегуляцию: умение успокаиваться, контролировать свои эмоции и

поведение.

Моторные навыки: координацию движений, мелкую моторику, необходимую

для письма и других учебных активностей.

Социальную адаптацию: умение играть с другими детьми, понимать

невербальные сигналы, адекватно реагировать на социальные ситуации.

Снижение уровня тревожности: когда ребенок лучше понимает и

контролирует свои ощущения, он чувствует себя увереннее и спокойнее.

Игры и упражнения для развития сенсорной интеграции

Важно помнить, что все игры и упражнения должны приносить ребенку

удовольствие и не вызывать перегрузки. Начинайте с того, что ребенку

нравится, и постепенно вводите новые элементы.

1. Тактильная система:

"Волшебный мешочек": кладите в мешочек предметы разной текстуры

(гладкие, шершавые, мягкие, твердые) и просите ребенка на ощупь угадать,

что это.

Игры с сыпучими материалами: песок (кинетический или обычный), крупы

(рис, гречка, манка), фасоль. Пересыпайте, рисуйте пальцами, прячьте

мелкие игрушки.

Лепка: пластилин, соленое тесто, глина.

Пальчиковые краски, рисование ладошками.

Аппликации с использованием ваты, бархатной бумаги, ткани.

Легкий массаж с использованием разных предметов (мячики с шипами,

мягкие щетки, перышки).

2. Вестибулярная система:

Качели, гамаки: качайтесь в разных направлениях (вперед-назад, из стороны

в сторону, по кругу – осторожно, чтобы не вызвать головокружение).

Прыжки: на батуте (если есть возможность и нет противопоказаний), на двух

ногах, на одной ноге, через скакалку.

Ходьба по неровным поверхностям: подушки, маты, бордюры (под

присмотром).

Игры на баланс: ходьба по линии, стойка на одной ноге.

Кувырки, перекаты на мягкой поверхности.

3. Проприоцептивная система (глубокое мышечное чувство):

"Сэндвич": положите ребенка между двумя подушками или матами и слегка

надавите.

Крепкие объятия.

Игры с "утяжелением": носить не слишком тяжелые предметы (книги,

игрушки), толкать или тянуть тележку (в меру).

Ползание: через туннели, под столом, по-пластунски.

Лазание: на шведской стенке (если есть), по дивану.

Игры с сопротивлением: перетягивание каната (мягкое), толкание мяча.

4. Зрительная система:

"Найди отличия", "Найди пару".

Пазлы, мозаики, конструкторы.

Сортировка предметов по цвету, форме, размеру.

Игры с фонариком в темной комнате (следить за лучом, рисовать светом).

Графические диктанты.

5. Слуховая система:

"Угадай звук": прослушивание и угадывание звуков природы, животных,

музыкальных инструментов.

"Тишина": попробуйте несколько минут посидеть в тишине и прислушаться к

звукам вокруг.

Игры на определение направления звука.

Ритмические игры: хлопать в ладоши в определенном ритме, отстукивать

ритм на барабане.

Прослушивание спокойной музыки, аудиосказок.

6. Обонятельная и вкусовая системы:

"Угадай по запаху": нюхать безопасные продукты с закрытыми глазами

(фрукты, специи).

"Угадай по вкусу": пробовать кусочки разной еды (сладкое, соленое, кислое).

Совместное приготовление пищи: это стимулирует и обоняние, и вкус, и

тактильные ощущения.

Общие рекомендации для родителей и педагогов

Создайте предсказуемую и безопасную среду. Ребенок должен знать, чего

ожидать.

Наблюдайте за ребенком: обращайте внимание на то, какие стимулы ему

нравятся, а какие вызывают дискомфорт. Уважайте его границы.

"Сенсорная диета": это индивидуальный план активностей, направленных на

удовлетворение сенсорных потребностей ребенка. Составляется вместе со

специалистом, но простые элементы можно внедрять и дома.

Постепенность: не перегружайте ребенка новыми ощущениями. Вводите их

медленно и по одному.

Регулярность: для достижения эффекта занятия должны быть регулярными.

Терпение и поддержка: помните, что ребенку с ЗПР может требоваться

больше времени и усилий. Хвалите за малейшие успехи.

Сотрудничество со специалистами: не стесняйтесь обращаться за помощью.

Роль специалистов

Если вы замечаете у ребенка выраженные трудности с сенсорной

интеграцией, которые мешают его повседневной жизни и развитию, стоит

проконсультироваться со специалистами:

Невролог: для исключения или подтверждения органических причин.

Дефектолог, специальный психолог: помогут оценить уровень развития

ребенка и разработать коррекционную программу.

Эрготерапевт (специалист по сенсорной интеграции): проведет диагностику

сенсорных нарушений и разработает индивидуальную программу занятий.

Нейропсихолог: может помочь выявить особенности работы мозга и

предложить пути коррекции.

Специалисты помогут определить сильные и слабые стороны ребенка,

разработать индивидуальный план помощи и обучить родителей

эффективным методикам взаимодействия.

Заключение

Сенсорная интеграция – это фундамент для успешного развития ребенка,

особенно если у него есть особенности, такие как ЗПР. Понимая потребности

своего ребенка и предоставляя ему правильные стимулы в игровой форме, вы

можете значительно улучшить его способность к обучению, саморегуляции и

социальной адаптации. Комплексный подход, включающий любовь,

терпение, регулярные занятия и, при необходимости, помощь специалистов,

поможет вашему ребенку раскрыть свой потенциал и уверенно шагнуть в

школьную жизнь.



В раздел образования