Автор: Рычкова Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ №167
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с задержкой психического развития ЗПР
Раздел: дошкольное образование
Статья
Развитие коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с задержкой
психического развития (ЗПР)
Учитель-логопед
Рычкова Е.А.
Коммуникативные навыки – это основа успешной социализации, обучения и
личностного развития ребенка. Для детей 6-7 лет с задержкой психического
развития (ЗПР) формирование этих навыков представляет особую важность,
так как оно напрямую влияет на их адаптацию к школьной жизни и
взаимодействие с окружающим миром. В этом возрасте дети активно
готовятся к новому этапу – обучению в школе, где умение общаться выходит
на первый план.
Что такое коммуникативные навыки?
Коммуникативные навыки – это не просто умение говорить. Это сложный
комплекс способностей, включающий:
Вербальную коммуникацию: умение выражать свои мысли, чувства и
желания словами, строить фразы и предложения, вести диалог.
Невербальную коммуникацию: понимание и использование мимики, жестов,
интонации, позы.
Навыки слушания: способность внимательно слушать и понимать
собеседника.
Навыки социального взаимодействия: умение начинать, поддерживать и
завершать разговор, соблюдать очередность, сотрудничать, разрешать
конфликты.
Особенности коммуникативного развития детей с ЗПР в 6-7 лет
У детей с ЗПР коммуникативное развитие часто имеет свои особенности,
которые важно учитывать:
Речевые трудности:
Ограниченный словарный запас: как активный (слова, которые ребенок
использует), так и пассивный (слова, которые он понимает).
Аграмматизмы: ошибки в построении предложений, неправильное
использование падежей, предлогов, согласование слов.
Трудности в построении связного высказывания: сложности с пересказом,
составлением рассказа по картинке или из собственного опыта.
Возможные нарушения звукопроизношения: хотя это не всегда связано
напрямую с ЗПР, но часто сопутствует.
Трудности понимания речи:
Сложности с пониманием сложных инструкций, многоступенчатых просьб.
Затрудненное понимание переносного смысла, скрытых намеков, юмора.
Проблемы с восприятием быстрого темпа речи.
Проблемы с невербальной коммуникацией:
Не всегда адекватное использование мимики и жестов.
Трудности в "считывании" эмоционального состояния собеседника по его
невербальным проявлениям.
Социально-коммуникативные трудности (прагматика общения):
Сложности с инициацией контакта и поддержанием диалога.
Неумение учитывать интересы собеседника, вести диалог "на равных".
Трудности в соблюдении правил общения (не перебивать, слушать до конца).
Часто выбирают позицию "ведомого" в играх или, наоборот, проявляют
излишнюю настойчивость и неуступчивость.
Эмоционально-волевые особенности:
Повышенная тревожность, застенчивость в общении.
Или, наоборот, импульсивность, недостаточный самоконтроль.
Трудности в выражении и понимании собственных и чужих эмоций.
Цели развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР:
Расширение активного и пассивного словарного запаса.
Формирование грамматически правильной речи.
Развитие связной монологической и диалогической речи.
Улучшение понимания обращенной речи.
Обучение навыкам эффективного общения: умению слушать, задавать
вопросы, выражать свое мнение, договариваться.
Развитие невербальных средств общения.
Формирование адекватной самооценки и уверенности в себе при общении.
Практические приемы и игры для развития коммуникативных навыков
Работа по развитию коммуникативных навыков должна быть системной,
комплексной и проводиться как специалистами (логопедом, дефектологом,
психологом), так и родителями в повседневной жизни.
1. Развитие словаря и грамматического строя речи:
Чтение и обсуждение книг: Выбирайте книги с яркими иллюстрациями,
соответствующими возрасту. После прочтения задавайте вопросы: "О ком эта
сказка?", "Что сделал герой?", "Почему он так поступил?".
Рассматривание сюжетных картинок: Обсуждайте, что изображено, кто что
делает, какое время года, какая погода. Составляйте сначала простые, а затем
более сложные предложения.
Игры типа "Кто что делает?", "Какой? Какая? Какое?": (Солнце – светит,
греет; мяч – круглый, резиновый).
Игры на словоизменение: "Один-много" (стол-столы), "Назови ласково"
(дом-домик).
Игры с предлогами: "Где мишка?" (на столе, под столом, за стулом).
Используйте реальные предметы и игрушки.
2. Развитие связной речи:
Пересказ: Начинайте с коротких, хорошо знакомых сказок или рассказов,
опираясь на иллюстрации или серию картинок.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок: Помогите ребенку
установить последовательность событий и связать их в единый рассказ.
"Расскажи, что ты делал сегодня": Поощряйте ребенка делиться
впечатлениями о прошедшем дне. Задавайте наводящие вопросы.
Придумывание историй: Начните историю ("Жил-был котенок…"), а ребенок
пусть продолжит.
3. Развитие диалогической речи и навыков слушания:
Ролевые игры: "Магазин", "Больница", "Семья". В этих играх дети учатся
задавать вопросы, отвечать, договариваться, соблюдать роли.
Игры-инсценировки по мотивам сказок.
"Испорченный телефон": Развивает слуховое внимание и точность передачи
информации.
"Да-Нетки": Один загадывает предмет, а другие пытаются угадать, задавая
вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет".
Учите задавать вопросы: "Спроси у бабушки, что она готовит на ужин".
4. Развитие невербальной коммуникации:
Игра "Угадай эмоцию": Показывайте карточки с изображением разных
эмоций (радость, грусть, удивление, злость) или изображайте их сами, а
ребенок пусть угадывает и пробует показать сам.
Пантомима: Изобразите действие (чистить зубы, есть суп, читать книгу), а
ребенок пусть угадает. Затем поменяйтесь ролями.
Обращайте внимание ребенка на мимику и жесты героев мультфильмов,
персонажей книг.
5. Создание мотивирующей коммуникативной среды:
Будьте активным и заинтересованным слушателем: Показывайте ребенку,
что вам интересно то, что он говорит.
Не перебивайте, давайте время сформулировать мысль.
Поощряйте любую инициативу к общению. Хвалите даже за небольшие
успехи.
Создавайте ситуации, в которых ребенку необходимо будет обратиться с
просьбой, задать вопрос. (Например, уберите его любимую игрушку на
видное, но недоступное место).
Общайтесь с ребенком как можно больше: Рассказывайте о своих делах,
обсуждайте события, делитесь чувствами.
Роль взрослых:
Родители: Являются первым и главным образцом для подражания.
Ежедневное теплое общение, совместные игры, чтение – основа для развития
коммуникации. Важно проявлять терпение, понимание и создавать дома
атмосферу принятия.
Педагоги (воспитатели, учителя): Создают условия для общения в детском
коллективе, организуют специальные игры и занятия, направленные на
развитие речи и коммуникативных навыков.
Специалисты (логопед, дефектолог, психолог): Проводят диагностику,
определяют индивидуальные трудности ребенка и разрабатывают
коррекционную программу. Они используют специальные методики и
приемы, которые родители могут затем применять дома.
Когда необходима помощь специалистов?
Если задержка речевого и коммуникативного развития выражена
значительно.
Если домашние занятия и игры не приносят видимого прогресса.
Если у ребенка возникают серьезные трудности в общении со сверстниками
и взрослыми.
Если есть сопутствующие поведенческие или эмоциональные проблемы,
мешающие общению.
Заключение
Развитие коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с ЗПР – это
кропотливый, но очень важный процесс. Терпение, системный подход,
создание благоприятной и стимулирующей среды, а также тесное
сотрудничество родителей со специалистами помогут ребенку преодолеть
трудности, научиться эффективно общаться, что станет залогом его
успешной адаптации в школе и в жизни. Главное – верить в своего ребенка и
радоваться каждому его, даже самому маленькому, достижению на этом
пути.