Напоминание

Развитие коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с задержкой психического развития ЗПР


Автор: Рычкова Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ №167
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с задержкой психического развития ЗПР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

Развитие коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с задержкой

психического развития (ЗПР)

Учитель-логопед

Рычкова Е.А.

Коммуникативные навыки – это основа успешной социализации, обучения и

личностного развития ребенка. Для детей 6-7 лет с задержкой психического

развития (ЗПР) формирование этих навыков представляет особую важность,

так как оно напрямую влияет на их адаптацию к школьной жизни и

взаимодействие с окружающим миром. В этом возрасте дети активно

готовятся к новому этапу – обучению в школе, где умение общаться выходит

на первый план.

Что такое коммуникативные навыки?

Коммуникативные навыки – это не просто умение говорить. Это сложный

комплекс способностей, включающий:

Вербальную коммуникацию: умение выражать свои мысли, чувства и

желания словами, строить фразы и предложения, вести диалог.

Невербальную коммуникацию: понимание и использование мимики, жестов,

интонации, позы.

Навыки слушания: способность внимательно слушать и понимать

собеседника.

Навыки социального взаимодействия: умение начинать, поддерживать и

завершать разговор, соблюдать очередность, сотрудничать, разрешать

конфликты.

Особенности коммуникативного развития детей с ЗПР в 6-7 лет

У детей с ЗПР коммуникативное развитие часто имеет свои особенности,

которые важно учитывать:

Речевые трудности:

Ограниченный словарный запас: как активный (слова, которые ребенок

использует), так и пассивный (слова, которые он понимает).

Аграмматизмы: ошибки в построении предложений, неправильное

использование падежей, предлогов, согласование слов.

Трудности в построении связного высказывания: сложности с пересказом,

составлением рассказа по картинке или из собственного опыта.

Возможные нарушения звукопроизношения: хотя это не всегда связано

напрямую с ЗПР, но часто сопутствует.

Трудности понимания речи:

Сложности с пониманием сложных инструкций, многоступенчатых просьб.

Затрудненное понимание переносного смысла, скрытых намеков, юмора.

Проблемы с восприятием быстрого темпа речи.

Проблемы с невербальной коммуникацией:

Не всегда адекватное использование мимики и жестов.

Трудности в "считывании" эмоционального состояния собеседника по его

невербальным проявлениям.

Социально-коммуникативные трудности (прагматика общения):

Сложности с инициацией контакта и поддержанием диалога.

Неумение учитывать интересы собеседника, вести диалог "на равных".

Трудности в соблюдении правил общения (не перебивать, слушать до конца).

Часто выбирают позицию "ведомого" в играх или, наоборот, проявляют

излишнюю настойчивость и неуступчивость.

Эмоционально-волевые особенности:

Повышенная тревожность, застенчивость в общении.

Или, наоборот, импульсивность, недостаточный самоконтроль.

Трудности в выражении и понимании собственных и чужих эмоций.

Цели развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР:

Расширение активного и пассивного словарного запаса.

Формирование грамматически правильной речи.

Развитие связной монологической и диалогической речи.

Улучшение понимания обращенной речи.

Обучение навыкам эффективного общения: умению слушать, задавать

вопросы, выражать свое мнение, договариваться.

Развитие невербальных средств общения.

Формирование адекватной самооценки и уверенности в себе при общении.

Практические приемы и игры для развития коммуникативных навыков

Работа по развитию коммуникативных навыков должна быть системной,

комплексной и проводиться как специалистами (логопедом, дефектологом,

психологом), так и родителями в повседневной жизни.

1. Развитие словаря и грамматического строя речи:

Чтение и обсуждение книг: Выбирайте книги с яркими иллюстрациями,

соответствующими возрасту. После прочтения задавайте вопросы: "О ком эта

сказка?", "Что сделал герой?", "Почему он так поступил?".

Рассматривание сюжетных картинок: Обсуждайте, что изображено, кто что

делает, какое время года, какая погода. Составляйте сначала простые, а затем

более сложные предложения.

Игры типа "Кто что делает?", "Какой? Какая? Какое?": (Солнце – светит,

греет; мяч – круглый, резиновый).

Игры на словоизменение: "Один-много" (стол-столы), "Назови ласково"

(дом-домик).

Игры с предлогами: "Где мишка?" (на столе, под столом, за стулом).

Используйте реальные предметы и игрушки.

2. Развитие связной речи:

Пересказ: Начинайте с коротких, хорошо знакомых сказок или рассказов,

опираясь на иллюстрации или серию картинок.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок: Помогите ребенку

установить последовательность событий и связать их в единый рассказ.

"Расскажи, что ты делал сегодня": Поощряйте ребенка делиться

впечатлениями о прошедшем дне. Задавайте наводящие вопросы.

Придумывание историй: Начните историю ("Жил-был котенок…"), а ребенок

пусть продолжит.

3. Развитие диалогической речи и навыков слушания:

Ролевые игры: "Магазин", "Больница", "Семья". В этих играх дети учатся

задавать вопросы, отвечать, договариваться, соблюдать роли.

Игры-инсценировки по мотивам сказок.

"Испорченный телефон": Развивает слуховое внимание и точность передачи

информации.

"Да-Нетки": Один загадывает предмет, а другие пытаются угадать, задавая

вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет".

Учите задавать вопросы: "Спроси у бабушки, что она готовит на ужин".

4. Развитие невербальной коммуникации:

Игра "Угадай эмоцию": Показывайте карточки с изображением разных

эмоций (радость, грусть, удивление, злость) или изображайте их сами, а

ребенок пусть угадывает и пробует показать сам.

Пантомима: Изобразите действие (чистить зубы, есть суп, читать книгу), а

ребенок пусть угадает. Затем поменяйтесь ролями.

Обращайте внимание ребенка на мимику и жесты героев мультфильмов,

персонажей книг.

5. Создание мотивирующей коммуникативной среды:

Будьте активным и заинтересованным слушателем: Показывайте ребенку,

что вам интересно то, что он говорит.

Не перебивайте, давайте время сформулировать мысль.

Поощряйте любую инициативу к общению. Хвалите даже за небольшие

успехи.

Создавайте ситуации, в которых ребенку необходимо будет обратиться с

просьбой, задать вопрос. (Например, уберите его любимую игрушку на

видное, но недоступное место).

Общайтесь с ребенком как можно больше: Рассказывайте о своих делах,

обсуждайте события, делитесь чувствами.

Роль взрослых:

Родители: Являются первым и главным образцом для подражания.

Ежедневное теплое общение, совместные игры, чтение – основа для развития

коммуникации. Важно проявлять терпение, понимание и создавать дома

атмосферу принятия.

Педагоги (воспитатели, учителя): Создают условия для общения в детском

коллективе, организуют специальные игры и занятия, направленные на

развитие речи и коммуникативных навыков.

Специалисты (логопед, дефектолог, психолог): Проводят диагностику,

определяют индивидуальные трудности ребенка и разрабатывают

коррекционную программу. Они используют специальные методики и

приемы, которые родители могут затем применять дома.

Когда необходима помощь специалистов?

Если задержка речевого и коммуникативного развития выражена

значительно.

Если домашние занятия и игры не приносят видимого прогресса.

Если у ребенка возникают серьезные трудности в общении со сверстниками

и взрослыми.

Если есть сопутствующие поведенческие или эмоциональные проблемы,

мешающие общению.

Заключение

Развитие коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с ЗПР – это

кропотливый, но очень важный процесс. Терпение, системный подход,

создание благоприятной и стимулирующей среды, а также тесное

сотрудничество родителей со специалистами помогут ребенку преодолеть

трудности, научиться эффективно общаться, что станет залогом его

успешной адаптации в школе и в жизни. Главное – верить в своего ребенка и

радоваться каждому его, даже самому маленькому, достижению на этом

пути.



В раздел образования