Автор: Трифонова Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №47 Ладушки"
Населённый пункт: г. Заволжье
Наименование материала: консультация
Тема: Сенсорное развитие детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Консультация
«Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Сенсорное развитие ребёнка неоспоримо остается важным и необходимым для
полноценного развития и воспитания. В процессе сенсорного развития малыша
формируется восприятие, представление о внешних свойствах окружающих тел:
ребенок
познает
мир
через
ощущения,
посредством
различных
анализаторов: слухового, зрительного, вкусового, обонятельного, тактильного.
Сенсорное
воспитание -
это
постепенное
усвоение
сенсорной
культуры,
создаваемое человечеством на протяжении веков. Дошкольник в младшем возрасте не
манипулирует отвлеченными понятиями из-за неразвитого абстрактного мышления,
ответ на восприятие чего-либо выражается в мышечной реакции: он движется в
соответствии с возникающими образами. Поэтому дошкольный этап детства считается
периодом сенсомоторного развития («сенсо» – чувство, «мото» – движение), как
базы,
на
основе
которой
формируются
ментальные
функции: память,
речь,
восприятие, мышление. Необходимо сенсорное развитие и для социальной адаптации,
в процессе которой ребята учатся общаться, решать конфликты, адекватно откликаться
на происходящее вокруг. Сенсорное воспитание детей раннего возраста помогает им
научиться интегрировать ощущения, правильно на них реагировать.
Сенсорное развитие - одна из значимых задач целостного педагогического
процесса в системе ДОУ. Сенсорное развитие лежит в основе умственного,
физического, эстетического развития ребенка. Цель его состоит в формировании
сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне
воспринимать окружающий мир. Основной задачей сенсорного развития является
создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания
окружающей действительности. Специально созданные условия – в процессе
проведения занятий и в повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление
разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать
элементарные представления об основных разновидностях величины (большой -
маленький), формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), цвета
(красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный, белый).
В
результате
становится
возможным
формировать
умение
выделять
разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки,
фактуру и т.п. Ребёнок ещё не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными
средствами выражения мысли и чувств являются непосредственные действия.
Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или
иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным
из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с
отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с
грибочками и мозаика).
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая
игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его
кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием
сенсорного развития детей. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что
ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при
определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного
развития.
На
специальных
занятиях,
участвуя
в
дидактических
играх,
дети
накапливают сенсорные впечатления, учатся их осознавать, систематизировать,
расширять и использовать на практике.
Дидактические игры на занятиях учитывают возрастные особенности детей:
• сюжеты должны быть интересными, но не слишком сложными для восприятия;
• обязательно используются различные предметы небольших размеров – палочки,
фигурки, кубики;
• словесные обозначения элементарного количества многократно повторяются;
• при назывании критерия используются жесты – указывающий (если предмет один) и
обводящий (чем больше предметов в группе, тем шире ее обводит ребенок рукой);
• обязательно вводятся продуктивные виды деятельности – лепка, аппликация,
рисование.
Игры для тренировки различных видов восприятия
Задача этих упражнений и игр состоит в развитии тактильной (поверхностной)
чувствительности, а также зрительного и слухового восприятия. Дайте ребёнку
кусочек фольги, пусть он помнёт её, потом вместе разгладьте фольгу обратно.
Пошуршите
кусочком
фольги
в
процессе
её
сминания.
Если
ребёнок
уже
разговаривает, обсудите, что напоминают издаваемые фольгой звуки. Крупы, сушёная
фасоль, шишки, каштаны.
Разнообразие
форм
перечисленных
предметов
даст
простор
не
только
испытываемым ощущениям, но и полёту фантазии. Обсудите, на что похожи
ощущения, которые испытывает ребёнок, исследуя скорлупу каштана или шишку
(покалывание, зуд, боль). Пусть ребёнок проанализирует форму этих предметов. На
примере круп и фасоли можно потренироваться в определении величин – большая,
маленькая.
«Поймай зверька» — хорошее упражнение в игровой форме, позволяющее
развить тактильные ощущения. Предложите ребёнку закрыть глаза, затем возьмите
мягкую игрушку (желательно небольших размеров) и проведите ею по частям его тела.
Ребёнок должен определить где «пробежал» зверёк — по ноге, спинке, шее и т.д.
«Мешочек с секретом» — интересная игра для тренировки тактильной памяти,
закреплений представлений о форме предметов. Покажите и дайте пощупать ребёнку
несколько различных мелких предметов: фасоль, бусины, крупу, макаронные изделия
определённой формы. Проговорите названия этих предметов. Затем попросите
малыша отвернуться, а предметы рассортируйте по непрозрачным мешочкам. Когда
ребёнок повернётся, попросите его закрыть глаза и на ощупь определить то, что
находится в каждом мешочке.
Задача взрослых – педагогов и родителей, помочь ребёнку познать этот
огромный, наполненный интересными вещами и явлениями мир, поддерживать доброе
познавательное отношение малыша к миру.