Напоминание

Сенсорное развитие детей раннего возраста


Автор: Трифонова Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №47 Ладушки"
Населённый пункт: г. Заволжье
Наименование материала: консультация
Тема: Сенсорное развитие детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация

«Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребёнка неоспоримо остается важным и необходимым для

полноценного развития и воспитания. В процессе сенсорного развития малыша

формируется восприятие, представление о внешних свойствах окружающих тел:

ребенок

познает

мир

через

ощущения,

посредством

различных

анализаторов: слухового, зрительного, вкусового, обонятельного, тактильного.

Сенсорное

воспитание -

это

постепенное

усвоение

сенсорной

культуры,

создаваемое человечеством на протяжении веков. Дошкольник в младшем возрасте не

манипулирует отвлеченными понятиями из-за неразвитого абстрактного мышления,

ответ на восприятие чего-либо выражается в мышечной реакции: он движется в

соответствии с возникающими образами. Поэтому дошкольный этап детства считается

периодом сенсомоторного развития («сенсо» – чувство, «мото» – движение), как

базы,

на

основе

которой

формируются

ментальные

функции: память,

речь,

восприятие, мышление. Необходимо сенсорное развитие и для социальной адаптации,

в процессе которой ребята учатся общаться, решать конфликты, адекватно откликаться

на происходящее вокруг. Сенсорное воспитание детей раннего возраста помогает им

научиться интегрировать ощущения, правильно на них реагировать.

Сенсорное развитие - одна из значимых задач целостного педагогического

процесса в системе ДОУ. Сенсорное развитие лежит в основе умственного,

физического, эстетического развития ребенка. Цель его состоит в формировании

сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне

воспринимать окружающий мир. Основной задачей сенсорного развития является

создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания

окружающей действительности. Специально созданные условия – в процессе

проведения занятий и в повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление

разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать

элементарные представления об основных разновидностях величины (большой -

маленький), формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), цвета

(красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный, белый).

В

результате

становится

возможным

формировать

умение

выделять

разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки,

фактуру и т.п. Ребёнок ещё не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными

средствами выражения мысли и чувств являются непосредственные действия.

Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или

иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным

из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с

отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с

грибочками и мозаика).

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая

игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его

кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием

сенсорного развития детей. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что

ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при

определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного

развития.

На

специальных

занятиях,

участвуя

в

дидактических

играх,

дети

накапливают сенсорные впечатления, учатся их осознавать, систематизировать,

расширять и использовать на практике.

Дидактические игры на занятиях учитывают возрастные особенности детей:

• сюжеты должны быть интересными, но не слишком сложными для восприятия;

• обязательно используются различные предметы небольших размеров – палочки,

фигурки, кубики;

• словесные обозначения элементарного количества многократно повторяются;

• при назывании критерия используются жесты – указывающий (если предмет один) и

обводящий (чем больше предметов в группе, тем шире ее обводит ребенок рукой);

• обязательно вводятся продуктивные виды деятельности – лепка, аппликация,

рисование.

Игры для тренировки различных видов восприятия

Задача этих упражнений и игр состоит в развитии тактильной (поверхностной)

чувствительности, а также зрительного и слухового восприятия. Дайте ребёнку

кусочек фольги, пусть он помнёт её, потом вместе разгладьте фольгу обратно.

Пошуршите

кусочком

фольги

в

процессе

её

сминания.

Если

ребёнок

уже

разговаривает, обсудите, что напоминают издаваемые фольгой звуки. Крупы, сушёная

фасоль, шишки, каштаны.

Разнообразие

форм

перечисленных

предметов

даст

простор

не

только

испытываемым ощущениям, но и полёту фантазии. Обсудите, на что похожи

ощущения, которые испытывает ребёнок, исследуя скорлупу каштана или шишку

(покалывание, зуд, боль). Пусть ребёнок проанализирует форму этих предметов. На

примере круп и фасоли можно потренироваться в определении величин – большая,

маленькая.

«Поймай зверька» — хорошее упражнение в игровой форме, позволяющее

развить тактильные ощущения. Предложите ребёнку закрыть глаза, затем возьмите

мягкую игрушку (желательно небольших размеров) и проведите ею по частям его тела.

Ребёнок должен определить где «пробежал» зверёк — по ноге, спинке, шее и т.д.

«Мешочек с секретом» — интересная игра для тренировки тактильной памяти,

закреплений представлений о форме предметов. Покажите и дайте пощупать ребёнку

несколько различных мелких предметов: фасоль, бусины, крупу, макаронные изделия

определённой формы. Проговорите названия этих предметов. Затем попросите

малыша отвернуться, а предметы рассортируйте по непрозрачным мешочкам. Когда

ребёнок повернётся, попросите его закрыть глаза и на ощупь определить то, что

находится в каждом мешочке.

Задача взрослых – педагогов и родителей, помочь ребёнку познать этот

огромный, наполненный интересными вещами и явлениями мир, поддерживать доброе

познавательное отношение малыша к миру.



В раздел образования