Напоминание

"Использование технологии просвещения в качестве формы коммуникации между педагогом и родителями законными представителями."


Автор: Чикунова Екатерина Валерьевна
Должность: методист отдела методического сопровождения духовно-нравственного воспитания и образования
Учебное заведение: государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Чукотского автономного округа "Чукотский институт развития образования и повышения квалификации"
Населённый пункт: г.Анадырь
Наименование материала: статья
Тема: "Использование технологии просвещения в качестве формы коммуникации между педагогом и родителями законными представителями."
Раздел: полное образование





Назад




Использование технологии просвещения в качестве формы

коммуникации

между

педагогом

и

родителями

(законными

представителями).

Педагогическое

просвещение

родителей

(ППР)

это

важный

аспект

взаимодействия между образовательными учреждениями и семьями, направленный на

развитие компетенций родителей в сфере воспитания и образования детей. Основной

целью

такого просвещения является повышение уровня знаний о возрастных

характеристиках, психологии и педагогике, что способствует более эффективному

взаимодействию с детьми.

Под родительским просвещением понимается:

процесс информирования их об особенностях развития личности ребенка

и способах взаимодействия с ним;

создание условий, при которых те, кто планирует стать родителем или

стал им, могут получить специальные и дополнительные знания, связанные с

исполнением роли семьянина и родителя по основам этики семейных отношений,

традициях уклада семьи, творческих формах семейной активности, истории семьи,

основам семейного права и возрастной педагогики, психологии супружеских и детско-

родительских отношений.

Функции родительского просвещения:

1. Просветительская функция – создание информационных возможностей

видеть

и

понимать

изменения,

происходящие

с

детьми,

эффективно

воздействовать на ситуацию.

2. Консультативная функция – психолого-педагогический поиск методов

эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им личностных,

общественных и учебных навыков.

3.

Коммуникативная

функция

обогащение

семейной

жизни

эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и

родителей, укрепление детско-родительских отношений.

4.

Развивающая функция - формирование у родителей потребности

самообразования, повышения уровня родительских компетенций.

5.

Организационно-управленческая

функция

продвижение

лучших

практик

участия

родителей

в

образовательном

процессе,

повышение

эффективности

взаимодействия

родителей

(законных

представителей)

обучающихся и педагогов в вопросах воспитания, консолидация детей и

взрослых вокруг школы.

Важно

отметить,

что

просвещение

предполагает

свободу

выбора

и

самостоятельность в принятии решений, поскольку люди сами определяют, как

использовать полученную информацию. Потому важно учитывать актуальные

потребности родителей при проведении просветительской работы. Для этого

необходимо предварительно оценить их уровень знаний и навыков в конкретной

области.

1

Просвещение родителей (законных представителей) может осуществляться в

разнообразных формах:

1. формы, направленные на информирование родителей:

родительские

собрания, лекции, индивидуальное и групповое консультирование, родительские

конференции, дни открытых дверей, «круглые столы», семинары, диспуты.

2.

формы, направленные на формирование у родителей практического

опыта воспитательных действий:

практикумы, мастер-классы, деловые игры,

тренинги и т.д.

3. формы, позволяющие вовлечь родителей в совместную деятельность с

детьми,

в том числе, позволяющие легитимно включить родителей в участие в

управление общеобразовательной организацией через принцип государственно-

общественного характера управления образованием (модель – управляющий совет).

Данная группа форм позволяет вовлечь родителей в совместную деятельность с

детьми: заседания управляющих советов, родительские клубы, праздники, квесты.

Управляющий

совет

это

представительный

коллегиальный

орган

стратегического

управления,

состоящий

из

всех

участников

образовательных

отношений

(родители,

педагоги)

и

имеющий

управленческие

(легитимные)

полномочия

по

решению

ключевых

вопросов

развития

и

функционирования

образовательной организации.

Организация работы клубов для родителей является достаточно сложным, но

вместе с тем эффективным мероприятием. Эффективность работы семейных клубов

обуславливается

не

столько

количеством

информации,

сколько

ее

новизной,

актуальностью, стилем подачи, соответствием запросу родителей. Заседания клубов

для родителей осуществляются регулярно. В заседаниях клуба могут участвовать не

только педагоги и родители, но и дети. Происходит постепенное сближение родителей

и детей, устанавливается взаимопонимание между ними. Выбор темы заседания клуба

обуславливается интересами и запросами родителей.

Классические формы педагогического просвещения

Существует множество классических форм педагогического просвещения,

которые помогают родителям получать знания о принципах развития и воспитания

детей. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

2

Лекции

Одна из форм педагогического просвещения родителей, целью которой является

передача знаний и навыков, необходимых для успешного воспитания детей. Лекции

представляют собой изложение материала, основанное на научных знаниях и опыте

преподавателя. Педагог при этом может использовать различные методы и приемы,

чтобы привлечь внимание аудитории и сделать материал понятным и интересным.

Родительские собрания

Встречи педагогов с родителями учеников для обсуждения различных вопросов,

касающихся успеваемости, поведения и воспитания детей. Также родительские

собрания помогают семьям лучше понять процесс обучения и решать возникающие

конфликтные ситуации.

Основная цель родительских собраний — обеспечить взаимодействие между

родителями и образовательным учреждением для улучшения качества знаний и

благополучия детей.

Конференции

Данный

формат

педагогического

просвещения

родителей

предоставляет

возможность для обмена опытом, обсуждения вопросов воспитания и развития детей, а

также расширения и углубления имеющихся знаний в этой области. Такое

мероприятие

педагогического

просвещения

требует

тщательной

подготовки

и

активного участия родителей. Конференции позволяют обсудить актуальные вопросы

и получить новые идеи для совершенствования педагогической работы.

Индивидуальные консультации

Форма педагогического просвещения родителей, предполагающая, что педагог

встречается с родителями индивидуально для обсуждения успехов ученика, его

проблем и планов на будущее. Этот подход позволяет учителю более глубоко понять

потребности каждого ученика и предложить персонализированную помощь.

Такие встречи необходимы при возникновении конфликтных моментов либо

при развитии негативного психологического состояния. Так родители могут получить

достоверную информацию о поведении и уровне знаний ребенка, а педагог сможет

понять причины, влияющие на успехи и поступки ребенка.

Основная цель индивидуальных консультаций заключается в обсуждении

проблемы и поиске ее решения. Эффект от взаимодействия здесь зависит от

компетентности, уважения и доверия участников диалога. Также возможно проведение

консультаций с группой родителей, сталкивающихся с аналогичными проблемами в

воспитании детей.

Практикумы

Данная

форма

педагогического

просвещения

родителей

предполагает

практическое применение знаний, полученных в теоретическом обучении. Родители

активно участвуют в выполнении различных заданий и упражнений, что позволяет им

лучше усвоить материал и развить практические навыки. Благодаря такому

взаимодействию семьи учатся самостоятельно формировать модель поведения при

появлении подобных ситуации в своем кругу.

3

Тренинги

Обучающие мероприятия, направленные на развитие конкретных навыков. В

процессе их проведения родителей знакомят с правильными методами взаимодействия

с детьми и отрабатывают их на практике, чтобы довести до автоматизма.

Семинары

Одна из наиболее распространенных форм педагогического просвещения

родителей. Позволяет получить новые знания и навыки, а также обменяться опытом с

другими родителями. Семинары могут быть организованы как в образовательном

учреждении, так и вне его стен, что делает их доступными для всех желающих.

Диспуты и дискуссии

Эффективная форма педагогического просвещения родителей, позволяющая им

высказать свое мнение, задать вопросы и обсудить различные аспекты воспитания

детей.

В ходе диспута или дискуссии родители могут узнать о новых методах и

подходах к воспитанию, а также поделиться своим опытом с другими участниками.

Это помогает им лучше понимать собственных детей и находить оптимальные

способы взаимодействия с ними. Такие мероприятия способствуют развитию

аналитического мышления, умению доказывать свою позицию и вести убедительный

диалог.

Родительские чтения

Данная форма педагогического просвещения родителей подразумевает изучение

литературы,

касающейся

конкретных

проблем

в

воспитании

ребенка.

Затем

полученная информация обсуждается, и определяются возможные варианты ее

применения на практике. Родительские чтения помогают понять особенности развития

ребенка, научиться эффективно общаться с ним и решать возникающие проблемы.

Ролевые игры

Эффективный

метод

педагогического

просвещения

родителей,

который

помогает лучше понять чувства ребенка в процессе воспитательных действий, а также

развить эмпатию и улучшить коммуникативные навыки.

Уголок для родителей

Это особо оборудованное место в образовательном учреждении, где родители

могут ознакомиться с важной информацией о воспитании и развитии детей. Здесь

также может быть размещена выставка детских работ, объявления, памятки, вопросы

анкет и прочие документы. Это помогает семьям быть в курсе всех событий и

мероприятий.

Интерактивное общение

Форма

педагогического

просвещения

родителей,

которая

позволяет

обмениваться информацией, идеями и опытом в режиме реального времени. Это

может происходить через различные каналы связи, такие как видеоконференции, чаты

или социальные сети.

4

Открытые уроки

Проводятся для ознакомления родителей с программой обучения детей,

методами и подходами, используемыми педагогами. Также родители могут наблюдать

за своими детьми в классе, чтобы оценить уровень их знаний и понять стандарты и

требования, предъявляемые учителем.

Посещение семьи

Форма взаимодействия педагогов с семьей ученика, предполагающая, что

специалисты приезжают на дом к учащемуся и его родителям. Такой подход позволяет

лучше

понять

семейные

особенности,

условия

жизни

учащихся

и

оказать

необходимую поддержку и помощь.

День открытых дверей

На дни открытых дверей приглашаются родители и дети в учебное заведение с

целью ознакомления с его профилем; посещение занятий (урочных и внеурочных).

День открытых дверей зачастую проводится в целях создания положительного

образа школы, а так же установления доверительных и партнёрских отношений между

педагогами и родителями обучающихся.

Задачи данного мероприятия:

познакомить с особенностями организации внеурочной деятельности

в

образовательной организации;

способствовать

повышению

психолого-педагогической

культуры

родителей;

создавать условия для формирования механизма обратной связи между

образовательным учреждением и социумом.

Современные формы педагогического просвещения родителей

Современное общество ставит перед родителями и педагогами множество задач,

требующих новых подходов к воспитанию и обучению детей. В этом контексте

активно развиваются нестандартные формы педагогического просвещения родителей,

которые помогают им лучше понимать особенности развития детей, эффективно

взаимодействовать с учителями и содействовать успешной адаптации ребенка в

учебной среде.

1.

Деловые игры. Способ педагогического просвещения родителей, целью

которого является моделирование различных управленческих и производственных

ситуаций.

Они

помогают

родителям

развивать

навыки

принятия

решений,

планирования и организации, а также повышают эффективность процесса воспитания

и обучения.

2.

Нетворкинг.

Еще

один

важный

инструмент

современного

педагогического взаимодействия. Участие в различных мероприятиях и социальных

событиях помогает родителям расширить свой круг общения, обменяться опытом с

воспитателями

и

педагогами.

Это

способствует

созданию

благоприятной

образовательной среды, как в семье, так и в учебном заведении.

3.

Педагогические лектории. Это форма педагогического просвещения,

направленная на расширение и закрепление знаний родителей по различным вопросам

воспитания детей. Педагогические лектории помогают лучше понять особенности

детской психологии и подходы к обучению. Такие мероприятия также способствуют

5

взаимодействию родителей и педагогов, обсуждению проблем и нахождению

конструктивных решений.

4.

Родительский клуб. Является площадкой для общения родителей,

обмена опытом, обсуждения вопросов воспитания. Участие в клубе помогает

родителям чувствовать себя частью сообщества, получать поддержку, советы и

помощь от опытных коллег. Такая сеть взаимодействия способствует созданию

дружественной атмосферы и взаимопониманию.

5.

Мастер-класс. Метод направлен на передачу конкретных практических

навыков, которые помогут родителям успешнее реализовывать свою педагогическую

роль. Это может быть обучение навыкам коммуникации, конструктивного воспитания,

эмоционального

регулирования

и

другим,

необходимым

для

эффективного

взаимодействия с детьми.

6.

Мировое кафе. Это уникальный формат коллективного обсуждения в

уютной и неформальной обстановке. Технику активно применяют в различных

областях: образовании, психологии, бизнесе. Этот подход не только углубляет знания

родителей, но и формирует их активную позицию в образовательном процессе,

способствует созданию сообщества, где каждый чувствует свою значимость. К тому

же метод мирового кафе позволяет педагогам и воспитателям лучше понимать запросы

и

ожидания

родителей,

что

улучшает

взаимодействие

между

семьями

и

образовательными организациями.

7.

Образовательный квест для родителей – педагогическая технология,

включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры. Они могут

охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, также могут быть и

межпредметными. Квесты используются для совместной работы с обучающимися,

родителями, учителями. Квесты делятся на две группы по месту проведения: «живые»

квесты в реальности и веб-квесты – с использованием ресурсов Интернет. По типам

игры-квесты могут быть разнообразными: квесты-бродилки, квесты-проекты, квесты-

головоломки и так далее.

Рекомендуемые формы просвещения родителей с использованием

потенциала цифровой среды.

Ведение сайта образовательной организации.

В

соответствии

с

ФЗ

«Об

образовании

в

РФ»

каждая

организация

обязана создавать свой сайт в сети Интернет (ст. 28). Информация на сайте

обеспечит

открытость

ОО

и

сформирует

доверие

родителей,

представителей

общественности,

социальных

партнеров.

Также

посетители

сайта

могут

задавать

интересующие

их

вопросы

на

форумах

сайта,

вести

обсуждение

интересующих

тем.

На

основе

этих

вопросов

и

обсуждений

специалисты

могут

выявлять

образовательные

запросы

родителей

и

их

реализовывать.

Ведение блогов и страничек педагогов.

В

них

размещается

информация

о

профессиональной

деятельности,

достижениях, рекомендации по развитию и воспитанию детей.

Сервисы по обмену мгновенными сообщениями.

6

Позволяют

быстро

обмениваться

информацией,

передавать

текстовые

сообщения, изображения, видео. В них можно создать родительскую группу,

что является удобным средством заочного общения, передачи информации и

фотографий.

В

данной

группе

семьи

делятся

впечатлениями,

советами,

предложениями, получают оперативную информацию и так далее.

Электронные книги для родителей.

Предоставляют

возможность

сочетать

текстовую

и

наглядную

информацию

в

удобной

форме.

С

помощью

современных

ресурсов

можно

задать информации вид книги, которую родители смогут изучить в удобное

для них время. В форму электронной книги можно перевести и презентации,

в которых много текста. Это облегчит восприятие информации и позволит

родителям

при

необходимости

возвращаться

к

материалам.

Также

электронные книги можно использовать в совместной деятельности детей и

родителей.

Информационные буклеты и памятки

Удобны

для

создания

различных

памяток,

маршрутов,

информации

ознакомительного

характера.

Наглядность,

информативность,

краткость

делают

их

удобными

для

применения.

Информационные

буклеты

и

инфограммы

могут

наполняться

любой

значимой

информацией.

Их

удобно

использовать перед встречей с родителями, в начале или в завершении встречи. В

зависимости

от

момента

использования

буклеты

и

инфограммы

могут

актуализировать

родительский

опыт,

предлагать

темы

для

размышления,

обобщать

полученную

информацию.

Тематические

аудиозаписи

и

видеоролики

на

психолого-

педагогическую тематику.

Сегодня

педагоги

имеют

возможность

задействовать

в

просветительской

деятельности

и

поддержке

семьи

Telegram-канал.

Многие

современные

родители значительное количество времени проводят в социальных сетях. На

Telegram-канале

очень

удобно

выкладывать

различные

ролики,

тематические

аудиозаписи,

схемы,

информацию,

ссылки

на

полезные

ресурсы

и

мероприятия.

Преимуществом

такого

формата

является

его

краткость

и

информативность.

В

просветительской

деятельности

с

применением

цифровых

технологий

важно

уделять

внимание

«обратной

связи»,

учету

образовательных

потребностей

родителей,

анализу

их

воспитательной

деятельности,

вовлекать

их

в

диалог.

Общение

должно

быть

персонифицировано,

иначе

просветительская деятельность будет носить формальный характер.

Просветительская работа состоит из нескольких взаимосвязанных этапов:

1 этап. Установочный (ориентировочный) и диагностический этап.

Цель: снятие тревожности, повышение уверенности каждого участника,

формирование желания сотрудничать со специалистами и что-либо узнать, а в

7

некоторых

случаях

изменить

выявление

ключевых

потребностей

в

специализированных познаниях.

2 этап.

Просветительский и развивающий этап с элементами обучения и

последующей отработкой полученных знаний и навыков.

Цель: прояснение и уточнение запросов, ожиданий, совместный анализ

трудностей и проблем, обучение эффективным стратегиям и методам коммуникации,

саморегуляции и т.д., то есть овладение знаниями, умениями и навыками в

соответствии с теми или иными запросами.

3 этап. Этап оценки эффективности.

Цель: оценка полученных результатов, обсуждение рекомендаций.

Взаимодействие с родителями необходимо выстраивать так, чтобы это не

воспринималось ими как навязывание идей педагога относительно того, что делать,

как

обращаться

с

ребенком.

Педагог

предлагает

родителю

получить

специализированные знания, которые могут помочь ему при взаимодействии с

ребенком, однако, использовать ли эти знания – решать самому родителю.

Желательно, чтобы родитель сам приходил к определенным выводам, которые педагог

хочет донести до него.

Подача информации должна быть доступной и тактичной. Важно учитывать

индивидуальные особенности родителя или группы, с которой идет просветительская

работа. Если педагог в просветительских целях приводит примеры для понимания, они

не должны быть привязаны к конкретному ребенку, если пример взят из личной

практики, обязательно должны быть сохранены анонимность и конфиденциальность

ребенка и родителей, к которым эта ситуация относится.

Классный руководитель – просветитель родителей в области воспитания и

обучения. Классному руководителю необходимо вести работу с родителями, общаться

с ними, ведь только вместе с родителями, которые сталкиваются с детьми в домашней

обстановке, можно воспитать человека.

Именно родители должны стать союзниками педагогов, заинтересованными

участниками в общем деле воспитания подрастающего поколения. Целенаправленная,

сиситематическая работа с родителями – необходимое условие успешной деятельности

образовательной организации.

8



В раздел образования