Автор: Чикунова Екатерина Валерьевна
Должность: методист отдела методического сопровождения духовно-нравственного воспитания и образования
Учебное заведение: государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Чукотского автономного округа "Чукотский институт развития образования и повышения квалификации"
Населённый пункт: г.Анадырь
Наименование материала: статья
Тема: "Использование технологии просвещения в качестве формы коммуникации между педагогом и родителями законными представителями."
Раздел: полное образование
Использование технологии просвещения в качестве формы
коммуникации
между
педагогом
и
родителями
(законными
представителями).
Педагогическое
просвещение
родителей
(ППР)
–
это
важный
аспект
взаимодействия между образовательными учреждениями и семьями, направленный на
развитие компетенций родителей в сфере воспитания и образования детей. Основной
целью
такого просвещения является повышение уровня знаний о возрастных
характеристиках, психологии и педагогике, что способствует более эффективному
взаимодействию с детьми.
Под родительским просвещением понимается:
процесс информирования их об особенностях развития личности ребенка
и способах взаимодействия с ним;
создание условий, при которых те, кто планирует стать родителем или
стал им, могут получить специальные и дополнительные знания, связанные с
исполнением роли семьянина и родителя по основам этики семейных отношений,
традициях уклада семьи, творческих формах семейной активности, истории семьи,
основам семейного права и возрастной педагогики, психологии супружеских и детско-
родительских отношений.
Функции родительского просвещения:
1. Просветительская функция – создание информационных возможностей
видеть
и
понимать
изменения,
происходящие
с
детьми,
эффективно
воздействовать на ситуацию.
2. Консультативная функция – психолого-педагогический поиск методов
эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им личностных,
общественных и учебных навыков.
3.
Коммуникативная
функция
–
обогащение
семейной
жизни
эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и
родителей, укрепление детско-родительских отношений.
4.
Развивающая функция - формирование у родителей потребности
самообразования, повышения уровня родительских компетенций.
5.
Организационно-управленческая
функция
–
продвижение
лучших
практик
участия
родителей
в
образовательном
процессе,
повышение
эффективности
взаимодействия
родителей
(законных
представителей)
обучающихся и педагогов в вопросах воспитания, консолидация детей и
взрослых вокруг школы.
Важно
отметить,
что
просвещение
предполагает
свободу
выбора
и
самостоятельность в принятии решений, поскольку люди сами определяют, как
использовать полученную информацию. Потому важно учитывать актуальные
потребности родителей при проведении просветительской работы. Для этого
необходимо предварительно оценить их уровень знаний и навыков в конкретной
области.
1
Просвещение родителей (законных представителей) может осуществляться в
разнообразных формах:
1. формы, направленные на информирование родителей:
родительские
собрания, лекции, индивидуальное и групповое консультирование, родительские
конференции, дни открытых дверей, «круглые столы», семинары, диспуты.
2.
формы, направленные на формирование у родителей практического
опыта воспитательных действий:
практикумы, мастер-классы, деловые игры,
тренинги и т.д.
3. формы, позволяющие вовлечь родителей в совместную деятельность с
детьми,
в том числе, позволяющие легитимно включить родителей в участие в
управление общеобразовательной организацией через принцип государственно-
общественного характера управления образованием (модель – управляющий совет).
Данная группа форм позволяет вовлечь родителей в совместную деятельность с
детьми: заседания управляющих советов, родительские клубы, праздники, квесты.
Управляющий
совет
–
это
представительный
коллегиальный
орган
стратегического
управления,
состоящий
из
всех
участников
образовательных
отношений
(родители,
педагоги)
и
имеющий
управленческие
(легитимные)
полномочия
по
решению
ключевых
вопросов
развития
и
функционирования
образовательной организации.
Организация работы клубов для родителей является достаточно сложным, но
вместе с тем эффективным мероприятием. Эффективность работы семейных клубов
обуславливается
не
столько
количеством
информации,
сколько
ее
новизной,
актуальностью, стилем подачи, соответствием запросу родителей. Заседания клубов
для родителей осуществляются регулярно. В заседаниях клуба могут участвовать не
только педагоги и родители, но и дети. Происходит постепенное сближение родителей
и детей, устанавливается взаимопонимание между ними. Выбор темы заседания клуба
обуславливается интересами и запросами родителей.
Классические формы педагогического просвещения
Существует множество классических форм педагогического просвещения,
которые помогают родителям получать знания о принципах развития и воспитания
детей. Рассмотрим некоторые из них более подробно.
2
Лекции
Одна из форм педагогического просвещения родителей, целью которой является
передача знаний и навыков, необходимых для успешного воспитания детей. Лекции
представляют собой изложение материала, основанное на научных знаниях и опыте
преподавателя. Педагог при этом может использовать различные методы и приемы,
чтобы привлечь внимание аудитории и сделать материал понятным и интересным.
Родительские собрания
Встречи педагогов с родителями учеников для обсуждения различных вопросов,
касающихся успеваемости, поведения и воспитания детей. Также родительские
собрания помогают семьям лучше понять процесс обучения и решать возникающие
конфликтные ситуации.
Основная цель родительских собраний — обеспечить взаимодействие между
родителями и образовательным учреждением для улучшения качества знаний и
благополучия детей.
Конференции
Данный
формат
педагогического
просвещения
родителей
предоставляет
возможность для обмена опытом, обсуждения вопросов воспитания и развития детей, а
также расширения и углубления имеющихся знаний в этой области. Такое
мероприятие
педагогического
просвещения
требует
тщательной
подготовки
и
активного участия родителей. Конференции позволяют обсудить актуальные вопросы
и получить новые идеи для совершенствования педагогической работы.
Индивидуальные консультации
Форма педагогического просвещения родителей, предполагающая, что педагог
встречается с родителями индивидуально для обсуждения успехов ученика, его
проблем и планов на будущее. Этот подход позволяет учителю более глубоко понять
потребности каждого ученика и предложить персонализированную помощь.
Такие встречи необходимы при возникновении конфликтных моментов либо
при развитии негативного психологического состояния. Так родители могут получить
достоверную информацию о поведении и уровне знаний ребенка, а педагог сможет
понять причины, влияющие на успехи и поступки ребенка.
Основная цель индивидуальных консультаций заключается в обсуждении
проблемы и поиске ее решения. Эффект от взаимодействия здесь зависит от
компетентности, уважения и доверия участников диалога. Также возможно проведение
консультаций с группой родителей, сталкивающихся с аналогичными проблемами в
воспитании детей.
Практикумы
Данная
форма
педагогического
просвещения
родителей
предполагает
практическое применение знаний, полученных в теоретическом обучении. Родители
активно участвуют в выполнении различных заданий и упражнений, что позволяет им
лучше усвоить материал и развить практические навыки. Благодаря такому
взаимодействию семьи учатся самостоятельно формировать модель поведения при
появлении подобных ситуации в своем кругу.
3
Тренинги
Обучающие мероприятия, направленные на развитие конкретных навыков. В
процессе их проведения родителей знакомят с правильными методами взаимодействия
с детьми и отрабатывают их на практике, чтобы довести до автоматизма.
Семинары
Одна из наиболее распространенных форм педагогического просвещения
родителей. Позволяет получить новые знания и навыки, а также обменяться опытом с
другими родителями. Семинары могут быть организованы как в образовательном
учреждении, так и вне его стен, что делает их доступными для всех желающих.
Диспуты и дискуссии
Эффективная форма педагогического просвещения родителей, позволяющая им
высказать свое мнение, задать вопросы и обсудить различные аспекты воспитания
детей.
В ходе диспута или дискуссии родители могут узнать о новых методах и
подходах к воспитанию, а также поделиться своим опытом с другими участниками.
Это помогает им лучше понимать собственных детей и находить оптимальные
способы взаимодействия с ними. Такие мероприятия способствуют развитию
аналитического мышления, умению доказывать свою позицию и вести убедительный
диалог.
Родительские чтения
Данная форма педагогического просвещения родителей подразумевает изучение
литературы,
касающейся
конкретных
проблем
в
воспитании
ребенка.
Затем
полученная информация обсуждается, и определяются возможные варианты ее
применения на практике. Родительские чтения помогают понять особенности развития
ребенка, научиться эффективно общаться с ним и решать возникающие проблемы.
Ролевые игры
Эффективный
метод
педагогического
просвещения
родителей,
который
помогает лучше понять чувства ребенка в процессе воспитательных действий, а также
развить эмпатию и улучшить коммуникативные навыки.
Уголок для родителей
Это особо оборудованное место в образовательном учреждении, где родители
могут ознакомиться с важной информацией о воспитании и развитии детей. Здесь
также может быть размещена выставка детских работ, объявления, памятки, вопросы
анкет и прочие документы. Это помогает семьям быть в курсе всех событий и
мероприятий.
Интерактивное общение
Форма
педагогического
просвещения
родителей,
которая
позволяет
обмениваться информацией, идеями и опытом в режиме реального времени. Это
может происходить через различные каналы связи, такие как видеоконференции, чаты
или социальные сети.
4
Открытые уроки
Проводятся для ознакомления родителей с программой обучения детей,
методами и подходами, используемыми педагогами. Также родители могут наблюдать
за своими детьми в классе, чтобы оценить уровень их знаний и понять стандарты и
требования, предъявляемые учителем.
Посещение семьи
Форма взаимодействия педагогов с семьей ученика, предполагающая, что
специалисты приезжают на дом к учащемуся и его родителям. Такой подход позволяет
лучше
понять
семейные
особенности,
условия
жизни
учащихся
и
оказать
необходимую поддержку и помощь.
День открытых дверей
На дни открытых дверей приглашаются родители и дети в учебное заведение с
целью ознакомления с его профилем; посещение занятий (урочных и внеурочных).
День открытых дверей зачастую проводится в целях создания положительного
образа школы, а так же установления доверительных и партнёрских отношений между
педагогами и родителями обучающихся.
Задачи данного мероприятия:
познакомить с особенностями организации внеурочной деятельности
в
образовательной организации;
способствовать
повышению
психолого-педагогической
культуры
родителей;
создавать условия для формирования механизма обратной связи между
образовательным учреждением и социумом.
Современные формы педагогического просвещения родителей
Современное общество ставит перед родителями и педагогами множество задач,
требующих новых подходов к воспитанию и обучению детей. В этом контексте
активно развиваются нестандартные формы педагогического просвещения родителей,
которые помогают им лучше понимать особенности развития детей, эффективно
взаимодействовать с учителями и содействовать успешной адаптации ребенка в
учебной среде.
1.
Деловые игры. Способ педагогического просвещения родителей, целью
которого является моделирование различных управленческих и производственных
ситуаций.
Они
помогают
родителям
развивать
навыки
принятия
решений,
планирования и организации, а также повышают эффективность процесса воспитания
и обучения.
2.
Нетворкинг.
Еще
один
важный
инструмент
современного
педагогического взаимодействия. Участие в различных мероприятиях и социальных
событиях помогает родителям расширить свой круг общения, обменяться опытом с
воспитателями
и
педагогами.
Это
способствует
созданию
благоприятной
образовательной среды, как в семье, так и в учебном заведении.
3.
Педагогические лектории. Это форма педагогического просвещения,
направленная на расширение и закрепление знаний родителей по различным вопросам
воспитания детей. Педагогические лектории помогают лучше понять особенности
детской психологии и подходы к обучению. Такие мероприятия также способствуют
5
взаимодействию родителей и педагогов, обсуждению проблем и нахождению
конструктивных решений.
4.
Родительский клуб. Является площадкой для общения родителей,
обмена опытом, обсуждения вопросов воспитания. Участие в клубе помогает
родителям чувствовать себя частью сообщества, получать поддержку, советы и
помощь от опытных коллег. Такая сеть взаимодействия способствует созданию
дружественной атмосферы и взаимопониманию.
5.
Мастер-класс. Метод направлен на передачу конкретных практических
навыков, которые помогут родителям успешнее реализовывать свою педагогическую
роль. Это может быть обучение навыкам коммуникации, конструктивного воспитания,
эмоционального
регулирования
и
другим,
необходимым
для
эффективного
взаимодействия с детьми.
6.
Мировое кафе. Это уникальный формат коллективного обсуждения в
уютной и неформальной обстановке. Технику активно применяют в различных
областях: образовании, психологии, бизнесе. Этот подход не только углубляет знания
родителей, но и формирует их активную позицию в образовательном процессе,
способствует созданию сообщества, где каждый чувствует свою значимость. К тому
же метод мирового кафе позволяет педагогам и воспитателям лучше понимать запросы
и
ожидания
родителей,
что
улучшает
взаимодействие
между
семьями
и
образовательными организациями.
7.
Образовательный квест для родителей – педагогическая технология,
включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры. Они могут
охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, также могут быть и
межпредметными. Квесты используются для совместной работы с обучающимися,
родителями, учителями. Квесты делятся на две группы по месту проведения: «живые»
квесты в реальности и веб-квесты – с использованием ресурсов Интернет. По типам
игры-квесты могут быть разнообразными: квесты-бродилки, квесты-проекты, квесты-
головоломки и так далее.
Рекомендуемые формы просвещения родителей с использованием
потенциала цифровой среды.
Ведение сайта образовательной организации.
В
соответствии
с
ФЗ
«Об
образовании
в
РФ»
каждая
организация
обязана создавать свой сайт в сети Интернет (ст. 28). Информация на сайте
обеспечит
открытость
ОО
и
сформирует
доверие
родителей,
представителей
общественности,
социальных
партнеров.
Также
посетители
сайта
могут
задавать
интересующие
их
вопросы
на
форумах
сайта,
вести
обсуждение
интересующих
тем.
На
основе
этих
вопросов
и
обсуждений
специалисты
могут
выявлять
образовательные
запросы
родителей
и
их
реализовывать.
Ведение блогов и страничек педагогов.
В
них
размещается
информация
о
профессиональной
деятельности,
достижениях, рекомендации по развитию и воспитанию детей.
Сервисы по обмену мгновенными сообщениями.
6
Позволяют
быстро
обмениваться
информацией,
передавать
текстовые
сообщения, изображения, видео. В них можно создать родительскую группу,
что является удобным средством заочного общения, передачи информации и
фотографий.
В
данной
группе
семьи
делятся
впечатлениями,
советами,
предложениями, получают оперативную информацию и так далее.
Электронные книги для родителей.
Предоставляют
возможность
сочетать
текстовую
и
наглядную
информацию
в
удобной
форме.
С
помощью
современных
ресурсов
можно
задать информации вид книги, которую родители смогут изучить в удобное
для них время. В форму электронной книги можно перевести и презентации,
в которых много текста. Это облегчит восприятие информации и позволит
родителям
при
необходимости
возвращаться
к
материалам.
Также
электронные книги можно использовать в совместной деятельности детей и
родителей.
Информационные буклеты и памятки
Удобны
для
создания
различных
памяток,
маршрутов,
информации
ознакомительного
характера.
Наглядность,
информативность,
краткость
делают
их
удобными
для
применения.
Информационные
буклеты
и
инфограммы
могут
наполняться
любой
значимой
информацией.
Их
удобно
использовать перед встречей с родителями, в начале или в завершении встречи. В
зависимости
от
момента
использования
буклеты
и
инфограммы
могут
актуализировать
родительский
опыт,
предлагать
темы
для
размышления,
обобщать
полученную
информацию.
Тематические
аудиозаписи
и
видеоролики
на
психолого-
педагогическую тематику.
Сегодня
педагоги
имеют
возможность
задействовать
в
просветительской
деятельности
и
поддержке
семьи
Telegram-канал.
Многие
современные
родители значительное количество времени проводят в социальных сетях. На
Telegram-канале
очень
удобно
выкладывать
различные
ролики,
тематические
аудиозаписи,
схемы,
информацию,
ссылки
на
полезные
ресурсы
и
мероприятия.
Преимуществом
такого
формата
является
его
краткость
и
информативность.
В
просветительской
деятельности
с
применением
цифровых
технологий
важно
уделять
внимание
«обратной
связи»,
учету
образовательных
потребностей
родителей,
анализу
их
воспитательной
деятельности,
вовлекать
их
в
диалог.
Общение
должно
быть
персонифицировано,
иначе
просветительская деятельность будет носить формальный характер.
Просветительская работа состоит из нескольких взаимосвязанных этапов:
1 этап. Установочный (ориентировочный) и диагностический этап.
Цель: снятие тревожности, повышение уверенности каждого участника,
формирование желания сотрудничать со специалистами и что-либо узнать, а в
7
некоторых
случаях
изменить
выявление
ключевых
потребностей
в
специализированных познаниях.
2 этап.
Просветительский и развивающий этап с элементами обучения и
последующей отработкой полученных знаний и навыков.
Цель: прояснение и уточнение запросов, ожиданий, совместный анализ
трудностей и проблем, обучение эффективным стратегиям и методам коммуникации,
саморегуляции и т.д., то есть овладение знаниями, умениями и навыками в
соответствии с теми или иными запросами.
3 этап. Этап оценки эффективности.
Цель: оценка полученных результатов, обсуждение рекомендаций.
Взаимодействие с родителями необходимо выстраивать так, чтобы это не
воспринималось ими как навязывание идей педагога относительно того, что делать,
как
обращаться
с
ребенком.
Педагог
предлагает
родителю
получить
специализированные знания, которые могут помочь ему при взаимодействии с
ребенком, однако, использовать ли эти знания – решать самому родителю.
Желательно, чтобы родитель сам приходил к определенным выводам, которые педагог
хочет донести до него.
Подача информации должна быть доступной и тактичной. Важно учитывать
индивидуальные особенности родителя или группы, с которой идет просветительская
работа. Если педагог в просветительских целях приводит примеры для понимания, они
не должны быть привязаны к конкретному ребенку, если пример взят из личной
практики, обязательно должны быть сохранены анонимность и конфиденциальность
ребенка и родителей, к которым эта ситуация относится.
Классный руководитель – просветитель родителей в области воспитания и
обучения. Классному руководителю необходимо вести работу с родителями, общаться
с ними, ведь только вместе с родителями, которые сталкиваются с детьми в домашней
обстановке, можно воспитать человека.
Именно родители должны стать союзниками педагогов, заинтересованными
участниками в общем деле воспитания подрастающего поколения. Целенаправленная,
сиситематическая работа с родителями – необходимое условие успешной деятельности
образовательной организации.
8