Напоминание

Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио в старших классах ДШИ


Автор: Алексеева Елена Валериевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №11 им .М.И. Носырева
Населённый пункт: г Воронеж Воронежская обл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио в старших классах ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

РАЗВИТИЕ ГАРМОНИЧЕСКОГО СЛУХА НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО

В СТАРШИХ КЛАССАХ ДШИ

Введение

Гармонический

слух

является

ключевым

компонентом

профессиональной

музыкальной

подготовки,

обеспечивающим

способность воспринимать и анализировать вертикальные звуковые

соотношения. В старших классах Детской школы искусств (ДШИ) его

развитие

требует

системного

подхода,

учитывающего

возрастные

особенности учащихся и их уровень подготовки.

Цель

данной

методической

разработки

предложить

эффективные методы формирования гармонического слуха на уроках

сольфеджио, основанные на принципах постепенности, осознанности и

связи с практической музыкальной деятельностью.

1. Теоретические основы развития гармонического слуха

Гармонический слух – это способность воспринимать, различать

и осознавать аккордовые соединения, их функциональные взаимосвязи

и

ладовую

окраску.

В

отличие

от

мелодического

слуха,

ориентированного

на

горизонтальное

движение

голосов,

гармонический слух требует анализа вертикальных структур.

В

старших

классах

ДШИ

учащиеся

уже

обладают

базовыми

навыками сольфеджирования, интонирования и ладового восприятия.

Однако гармонический слух часто остаётся недостаточно развитым из-

за

преобладания

мелодических

упражнений.

Для

его

активизации

необходимо внедрение специализированных методик, включающих:

слуховой анализ аккордов и их последовательностей;

интонирование гармонических интервалов и аккордов;

гармонизацию мелодий;

определение на слух функций аккордов в тональности.

2. Методы развития гармонического слуха

2.1. Слуховой анализ аккордовых последовательностей

Первым этапом является освоение основных видов трезвучий и

их

обращений. Учащиеся должны научиться различать мажорные,

минорные,

увеличенные

и

уменьшённые

трезвучия

на

слух.

Эффективным приёмом является сопоставление аккордов в разных

регистрах и тембрах (фортепиано, струнные, духовые).

Далее вводятся доминантсептаккорды и их обращения. Важно,

чтобы учащиеся не только распознавали их звучание, но и осознавали

разрешение. Например, прослушивание каденционных оборотов (T-S-

D-T) помогает закрепить функциональные взаимосвязи.

2.2. Интонирование аккордов и гармонических интервалов

Пение аккордовых последовательностей в хоровом изложении

развивает

не

только

слух,

но

и

вокально-интонационные

навыки.

Рекомендуется следующий порядок работы:

Пение отдельных трезвучий с разрешением.

Пение последовательностей из 2–3 аккордов (например, T-S-D-T).

Освоение модуляций через общие аккорды.

Для

интонирования

гармонических

интервалов

полезны

упражнения на определение и пропевание консонансов и диссонансов.

Например, учащиеся поют заданный интервал, а затем определяют его

на слух в различных контекстах.

2.3. Гармонизация мелодий

Гармонизация развивает способность мыслить вертикально и

предслышать возможные аккордовые решения. На начальном этапе

используются

простые

мелодии

в

мажоре

и

миноре

с

явной

функциональной основой. Учащиеся подбирают аккорды, опираясь на

ступени лада, а затем проверяют правильность на инструменте.

Постепенно

задания

усложняются:

вводятся

отклонения,

модуляции,

альтерированные

аккорды.

Важно,

чтобы

учащиеся

объясняли свой выбор, аргументируя его с точки зрения гармонической

логики.

2.4. Определение функций аккордов на слух

Этот навык требует развитого ладового мышления. Упражнения

включают:

определение тональности после прослушивания каденции;

узнавание аккордовых последовательностей (например, T-SII6-

D43-T6);

анализ гармонического ритма (смена гармоний на сильной или

слабой доле).

Для тренировки применяется метод «гармонического диктанта»:

педагог играет последовательность, а учащиеся записывают её в виде

функций (T, D, S) или буквенных обозначений (C, G7, Am).

3.

Интеграция

гармонического

слуха

в

практическую

деятельность

Развитие

гармонического

слуха

не

должно

ограничиваться

упражнениями.

Важно

связывать

его

с

другими

аспектами

музыкального обучения:

Чтение с листа – умение предслышать гармонию при игре или

пении.

Музыкальный

диктант

запись

не

только

мелодии,

но

и

гармонической основы.

Импровизация – создание аккомпанемента к заданной мелодии.

Особое значение имеет работа с художественным материалом.

Анализ

произведений

из

учебного

репертуара

(пьесы,

романсы,

хоровые

сочинения)

помогает

увидеть

применение

гармонических

закономерностей в реальной музыке.

4. Типичные трудности и пути их преодоления

В

процессе

развития

гармонического

слуха

учащиеся

сталкиваются с рядом проблем:

Смешение аккордовых функций – возникает из-за недостаточного

закрепления ладовых связей. Для коррекции полезно играть и петь

разрешения аккордов (D-T, S-T, II7-D7).

Трудности

в

определении

альтераций

рекомендуется

сравнивать натуральные и изменённые звучания (например, D7 и D

7).

Неразвитость

внутреннего

слуха

помогает

проговаривание

функций вслух до их воспроизведения на инструменте.

Индивидуальный

подход

особенно

важен

при

работе

с

учащимися, имеющими слабую слуховую подготовку. Для них следует

увеличить

количество

повторений

и

использовать

более

простые

гармонические модели.

5. Заключение

Развитие

гармонического

слуха

сложный,

но

необходимый

процесс

в

профессиональном

становлении

музыканта.

Систематическая работа над слуховым анализом, интонированием и

гармонизацией позволяет учащимся старших классов ДШИ достичь

высокого уровня осознанного восприятия музыки.

Предложенные методы могут быть адаптированы в зависимости

от

уровня

группы

и

учебной

программы.

Главное

сохранять

последовательность,

сочетать

теорию

с

практикой

и

постоянно

связывать упражнения с живым музыкальным материалом.

Литература (примерный список)

Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио.

Способин И.В. Элементарная теория музыки.

Драгомиров П. Учебник сольфеджио.



В раздел образования