Напоминание

"СОВРЕМЕННЫЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"


Автор: Зуева Анастасия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №43 "Сказка"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: "СОВРЕМЕННЫЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




СОВРЕМЕННЫЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ КАК СРЕДСТВО

НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

А.А. Зуева

Аннотация:

в

статье

рассматривается

проблема

использования

современного

мультипликационного фильма в качестве средства нравственного воспитания дошкольников.

Предложены мультипликационные фильмы для формирования культуры поведения и

нравственных качеств, таких как: доброта, отзывчивость, честность. Рассмотрен ситуационный

подход для повышения эффективности формирования нравственной воспитанности детей

дошкольного возраста.

Ключевые слова: нравственное воспитание, дети среднего дошкольного возраста,

нравственная воспитанность, мультипликационный фильм, культура поведения, нравственные

качества, ситуационный подход.

Роль средств массовой информации в процессе формирования и развития

личности ребёнка в настоящее время велика. Традиционные сказки и былины,

передававшиеся из уст в уста, вытесняются мультипликационными фильмами,

телевидением и Интернетом.

Одним

из

актуальных

направлений

в

настоящее

время

является

исследование проблем влияния современных мультфильмов на личность ребенка,

на формирование различных образов и представлений у детей. Этот вопрос

остается малоизученным в современном научном обществе и носит больше

житейский характер.

Влияние мультипликационных фильмов на развитие личности ребёнка

изучали такие исследователи, как: М.В. Корепанова, О.В. Куниченко, И.Я.

Медведева, и др. По мнению исследователей, мультфильмы показывают ребёнку

последствия

несоблюдения

нравственных

норм,

проявления

человеческих

пороков, учат, какие наказания могут последовать за неправильными поступками

и к каким положительным результатам могут привести добрые поступки.

Абстрактные понятия доброты, щедрости, жадности, зависти, отзывчивости и т.д.,

которые дошкольнику трудно усвоить и понять, в мультфильме представлены в

доступной, понятной детям этого возраста образной форме [2, 3, 4].

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное

изучение использования современного мультипликационного фильма в качестве

средства нравственного воспитания дошкольников.

Объект

исследования:

процесс

нравственного

воспитания

детей

дошкольного возраста.

Предмет

исследования:

мультипликационные

фильмы

как

средство

нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

В соответствии с обозначенной целью исследования были поставлены

следующие задачи:

1)

выявить

сущность

нравственного

воспитания

в

психолого-

педагогической литературе;

2)

определить потенциал мультфильмов в нравственном воспитании

детей дошкольного возраста;

3)

подобрать

диагностические

методики

для

определения

уровня

нравственного воспитания детей дошкольного возраста;

4)

разработать

педагогическую

технологию

по

использованию

мультипликационных фильмов в качестве средства нравственного воспитания

детей дошкольного возраста.

На современном этапе развития педагогики существует немалое количество

исследователей, изучавших нравственное воспитание детей дошкольного возраста

(Е.Г. Белякова, Р.С. Буре, Н.А. Зорина, С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, Т.А.

Куликова, М.Г. Яновская и др.)

Согласно мнению Л.В. Коломийченко и Н.А. Зориной, нравственное

воспитание – это целенаправленное, содержательно наполненное, технологически

выстроенное, организационно оформленное, результативно диагностируемое

взаимодействие педагога с детьми, способствующее формированию нравственной

воспитанности.

Исследователи выделяют следующие задачи нравственного воспитания:

- развитие социально нравственной мотивации, потребностей и социальных

эмоций как побуждающих начал поведения ребёнка и его взаимодействия со

сверстниками;

- формирование элементарной системы этнических представлений как

ориентировочной

основы

социально

ориентированной

и

коммуникативной

деятельности воспитанников;

-

обогащение

и

обобщение

социально-нравственного

опыта

детей,

поведенческих и коммуникативных умений;

-

развитие

самостоятельности

и

инициативности

воспитанников

в

осуществлении нравственного выбора, моделирования различных стратегий

поведения и общения в среде сверстников;

- содействие становлению основ нравственного самосознания [1].

По мнению Л.В. Коломийченко и Н.А. Зориной, результатом нравственного

воспитания является нравственная воспитанность. Нравственная воспитанность –

это сложное личностное образование, являющееся результатом организованного

нравственного воспитания, проявляющееся в наличии знаний об основных

элементах нравственно-этнической культуры, потребности в бесконфликтном

межличностном взаимодействии с окружающими людьми и интересе к сфере

социальных отношений, в социально значимых мотивах и различных способах

поведения [1].

Исходя

из

вышесказанного,

мы

разработали

программу

опытно-

экспериментальной работы.

Констатирующий этап исследовательской работы был направлен на

выявление

уровня

сформированности

нравственной

воспитанности

у

дошкольников 4-5 лет.

В

процессе

исследования

уровня

сформированности

нравственной

воспитанности детей среднего дошкольного возраста использовались методика

А.М.Щетининой, Л.В.Кирс «Неоконченные ситуации», методика Р.М. Калининой

«Сюжетные картинки» и «Программа наблюдения за культурой поведения

ребенка», автором которой является А.М.Щетинина.

Исследование

показало,

что

71%

детей

имеют

средний

уровень

нравственной воспитанности, для которого характерно наличие у дошкольников

неполного

объема

знаний

о

нравственных

нормах,

осознания

их,

но

неаргументированные ответы на вопросы, связанные с нравственным поведением;

ребёнок избирательно и ситуативно проявляет сочувствие близким взрослым

людям

и

сверстникам,

литературным

персонажам;

ребёнок

соблюдает

общепринятые

нормы

этикета

(здоровается,

прощается,

благодарит)

при

напоминании взрослого, допускает конфликты в общении со сверстниками, но

разрешает их мирно. Высокий уровень нравственной воспитанности выявлен

только у 22% детей.

На формирующем этапе эксперимента нами были поставлены такие задачи,

как:

1)

формирование культуры поведения у детей среднего дошкольного

возраста;

2)

формирование нравственных качеств, а именно честности, доброты и

отзывчивости.

Сказанное выше отражает целевой компонент нравственного воспитания

детей дошкольного возраста.

Исходя из поставленных задач, мы подобрали мультфильмы, которые

помогут их реализовать, что соответствует содержательно-технологическому

компоненту нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Для того,

чтобы формировать культуру поведения у детей среднего дошкольного возраста,

мы подобрали следующие мультфильмы: «Винни-Пух идёт в гости», «Лунтик и

его друзья. Хорошие манеры», «Смешарики. Путь в приличное общество». Для

формирования честности нами был выбран мультфильм «Лунтик и его друзья.

Горшочек»; формирование доброты и отзывчивости проходило с использованием

мультфильмов «Приключения кота Леопольда», «Уроки Тетушки Совы. Уроки

доброты». Для повышения эффективности нравственного воспитания мы решили

обратиться к ситуационному подходу, который предполагает формирование

нравственной

воспитанности

посредством

включения

детей

в

различные

ситуации. Свой выбор мы остановили на ситуациях, которые предложила О.В.

Куниченко. Нами были использованы: ситуация сознательного восприятия и

понимания

мультфильма;

ситуация

проявления

нравственных

чувств,

направленная на пробуждение переживания, расширение эмоционального опыта и

актуализацию эмоционального отношения детей к увиденным героям; ситуация

переноса моральных установок фильма на собственное поведение, связанная с

сочувствием герою, видением себя на его месте, поиском вместе с ним выхода из

сложной

ситуации.

Следовательно,

подобранные

ситуации

позволяют

систематизировать

знания

детей

по

теме

нравственности,

помочь

детям

установить линию сравнения поведения ребёнка и мультипликационных героев, а

также обратить внимание на эмоциональную составляющую и личное отношение

детей к увиденному в мультипликационных фильмах.

На контрольном этапе эксперимента мы использовали те же методики, что и

на констатирующем этапе. В качестве результата мы диагностировали повышение

уровня нравственной воспитанности у детей среднего дошкольного возраста. Так,

высокий уровень нравственной воспитанности был выявлен у 50 % детей. Для

данного уровня характерно наличие у ребенка полного объема знаний о

нравственных нормах, осознания и аргументированных ответов на вопросы,

связанные с нравственным поведением; ребенок проявляет адекватные реакции на

разное состояние близких людей, эмпатию по отношению к взрослым,

сверстникам и литературным персонажам; ребёнок без напоминания взрослого

выполняет общепринятые нормы этикета (здоровается, прощается, благодарит за

услугу, приносит извинения за причиненные неудобства), бесконфликтно

общается с другими детьми. Сказанное выше отражает диагностический

компонент нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Таким образом, исходя из результатов контрольного этапа, можно сделать

вывод о том, что использование мультипликационных фильмов в работе с

дошкольниками для их нравственного воспитания, оказалось эффективным,

поскольку у детей расширился объем знаний о нравственных нормах, дети стали

самостоятельнее в осуществлении нравственного выбора.

Список литературы

1.

Коломийченко Л.В. Роль социальной ориентации в нравственном воспитании детей

дошкольного возраста: психолого-педагогические аспекты: моногр. / Л.В.

Коломийченко, Н.А. Зорина. – Пермь: Перм. гос. пед. ун-т., 2011. – 96 с.

2.

Корепанова М. В. Использование воспитательного потенциала мультфильмов в

социально личностном развитии старших дошкольников / М. В. Корепанова, О. В.

Куниченко // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 12. – С. 27-31.

3.

Куниченко

О.В.

Мультипликационный

фильм

как

средство

нравственного

воспитания детей старшего дошкольного возраста / О.В. Куниченко // Известия

Волгоградского государственного педагогического университета. – 2013. – № 7. –

201 c.

4.

Медведева И. Я. Кто соблазнит малых сих: СМИ против детей: статьи разных лет /

И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова. – М.: Христианская жизнь, 2006. – 94 с.



В раздел образования