Напоминание

Методические рекомендации к сборнику театрализованных игр тематических карточек для детей старшего дошкольного возраста.


Автор: Угарова Александра Семеновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №36
Населённый пункт: Станица Новопокровская,Краснодарского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические рекомендации к сборнику театрализованных игр тематических карточек для детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методические рекомендации

к сборнику театрализованных игр

(тематических карточек) для детей старшего дошкольного возраста.

Угарова Александра Семеновна

воспитатель МБДОУ

36

Краснодарский край станица Новопокровская

1.Предисловие

Заинтересовавшись, темой театрализованная деятельность ребёнка в

детском саду, изучив, программно-методические документы, результаты

опыта современных педагогов, апробировавших и успешно использующих в

работе свои авторские программы, я задумалась о том, что творческая игра

является эффективным средством социализации детей 5-6 лет, разносторонне

влияет на личность ребёнка. Во время игровой деятельности дети чувствуют

себя свободно и раскованно. Театральная деятельность имеет большое

значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный

вкус, творческие способности, формирует чувство коллективизма, развивает

память, способствуют развитию коммуникативных умений.

Нам, педагогам, постоянно приходится искать новые формы и методы

работы,

чтобы

ребёнок

был

увлечен,

занимался

с

интересом.

Все

однообразное, монотонное подавляет стремление к познанию, и в процессе

работы возникла идея создания тематических карточек театрализованных игр

для старшего дошкольного возраста.

Вашему вниманию предлагаю методические рекомендации к сборнику

театрализованных

игр

(тематических

карточек)

для

детей

старшего

дошкольного возраста.

Собранный

и

разработанный

мной

материал

по

театральной

деятельности в сборнике адресован воспитателям дошкольных учреждений,

для

родителей

(законных

представителей)

и

специалистов

ДОО,

и

представляет

собой

методические

рекомендации,

описание

театрализованных

игр

для

дошкольников

в

возрасте

5-6

лет.

Способствующих приобщению детей к театрально – игровой деятельности,

их социализации и развитию эмоциональной сферы.

Сборник состоит из двух блоков. Первый блок в нём собраны игры на

формирования навыков работы с воображаемым объектом, на обыгрывание

текстов произведений, на развитие логического мышления, имитационные и

пантомимические навыки, на интонационную выразительность речи. Во

второй блок вошли мини – сценки и театрализованные игры.

Сборник составлен в виде тематических карточек, где указаны цели и

задания, краткое описание.

Материал

собран

из

различных

источников,

обработан

и

систематизирован с точки зрения моего видения, игры авторские.

Предложенный

материал

сборника

поможет

не

только

вызвать

положительные эмоции у детей, но и создать условия для всестороннего

развития

каждого

ребенка,

решить

важные

воспитательные

и

образовательные задачи театрализованных игр:

-

совершенствовать

исполнительские

умения

в

создании

художественного образа, используя, игровые, песенные и

танцевальные

импровизации;

- развивать воображение, обучать выражению различных эмоций и

воспроизведению отдельных черт характеров.

- обогащать и активизировать словарь.

-расширять представление об окружающей действительности.

- совершенствовать интонационную выразительность.

- развивать монологическую и диалогическую речь и её форму.

- развивать память, мышление, воображение, внимание.

- развивать стремление быть отзывчивыми к сверстникам и взрослым,

радоваться успехам сверстников.

- поддерживать желание детей активно участвовать в играх –

драматизациях.

Сделайте жизнь детей интересной, содержательной, наполненной

радостью творчества используя, тематические карточки и вы увидите, с

каким интересом дети будут заниматься, и как эти театрализованные игры

будут содействовать коммуникативному развитию дошкольников.

Сборник театрализованных игр (тематических карточек) для детей

старшего дошкольного возраста представлен на заседании педагогического

совета

2 тема: «Формирование субъективной позиции детей дошкольного

возраста в процессе познавательной деятельности в условиях современных

технологий» от 09. 11. 2021г.

Сборник

успешно

апробирован

в

работе

с

детьми

старшего

дошкольного возраста в МБДОУ

36.Данные материалы предназначены для

родителей (законных представителей), воспитателей и специалистов ДОО.

2.Введение

Выдающийся советский психолог Л. Выготский писал: «Творческие

процессы лучше выражаются в играх детей. Играющие дети представляют

примеры самого подлинного, самого настоящего творчества».

Игра это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Жизнь

старшего дошкольника это игра, где ребёнок в ней перерабатывает все свои

эмоции, знания, выражает впечатления. Эта игра обладает огромным

потенциалом формирования поведения детей дошкольного возраста. Она

стимулирует развитие личности, создаёт условия для познания окружающего

мира и сохраняет психологическое здоровья детей.

Исследуя игру дошкольников Эльконин Д. Б, Леонтьев А. Н, Лурия

А.Р. и другие считали, что жизнь детей насыщена ей. Особой любовью у

дошкольников пользуется игры в «театр», драматизацию. Для сюжетов

можно брать сказки, потешки, литературные произведения. Ребенок, играя в

театр самовыражается, само реализуется.

Поэтому поводу Выготский Л.С, считал, что всякая драма связана с

игрой, следовательно, во всякой игре существует возможность драматизации.

Губанова Н.Ф. говорила, - что единого взгляда на сущность понятий «театр –

игра» и «игра –драматизация» не существует.

Игра – драматизация и театрализованная игра отождествляют их,

другие

считают

что,

драматизация

является

разновидностью

театрализованных игр. В обоих, играх дети имеют стремление познавать

свои возможность во взаимодействиях. В этом и проявляется особенности

театрализованных игр как творческой деятельности.

Многие дети застенчивы и чтобы, помочь, ребёнку раскрыть себя,

показать свой творческий потенциал, раскрыть свою личность в этом

помогает театрализованная деятельность.

Дошкольник познаёт вокруг себя мир, оказывает влияние, на образы

персонажей, здесь у него созревает творческая фантазия, осознание и речь.

Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их,

создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается

творческое

воображение,

ассоциативное

мышление,

умение

видеть

необычные моменты в обыденном. Для того чтобы привить у них доброту,

честность,

отзывчивость,

дружбу

поможет

нам

такая

деятельность.

Несомненно, она способна помочь ребёнку в преодолении неуверенности в

себе и общению со сверстниками и взрослыми.

У детей хорошее речевое развитие, прежде всего, стимулируется активная

речь

за

счёт

расширения

словарного

запаса,

совершенствуется

артикуляционный аппарат. Происходит

усвоения

и богатство родного

языка, через потешки, русские народные сказки, стихи и литературные

тексты.

Дети

разыгрывают

по

ролям

определённого

литературного

произведения

и

отображение

с

помощью

выразительных

способов

(интонации, мимики, пантомимики, жестов)конкретных образов.

Воспитатель, несомненно, играет важную роль в творческой игре. От

педагога требуется умение строить работу в системе, подбирать материал,

ставить и решать педагогические задачи, цель которых - формирование

творческих способностей детей. Для того чтобы они могли проявлять свои

способности необходимо создать условия это содержание театрализованной

деятельности соответствующей интересам и возможностям дошкольников;

педагогическое сопровождение строится с учётом постепенного увеличения

и накопления инициативности и творчества ребёнка; театрально – игровая

среда должна быть динамично изменяющейся, в её создании могут

принимать участие и дети.

В

результате

педагогических

поисков

возникла

идея

создания

авторского сборника, театрализованные игры эта технология основана на

интеграции. Все игры, представлены вашему вниманию и базируются на

принципах развивающего обучения.

Необходимость создания сборника для детей старшего дошкольного

возраста была вызвана несколькими факторами:

- не способность строит отношения со сверстниками.

- не умеют общаться со сверстниками и взрослыми

-неуверенность в себе, робость.

- застенчивость

- испытывают страх перед публичным выступлением

- не проявляют самостоятельность в выборе сюжета и его

разыгрывании.

Сборник разработан в игровой форме, все игры, помогут раскрыть у

детей духовный и творческий потенциал и дать реальную возможность

адаптироваться в социальной сфере.

С помощью сборника воспитатель

сможет создать радостную,

непринуждённую обстановку в группе, сделать жизнь воспитанников

содержательной, наполненной радостью творчества

Сборник предназначен воспитателям дошкольных образовательных

учреждений для дошкольников старшего дошкольного возраста.

3.Основная часть

Сборник театрализованных игр (тематических карточек) для детей

старшего дошкольного возраста представляет собой игровой материал и

систему развития коммуникативных навыков и умений.

Актуальность: Мы, педагоги, всегда в поиске, ищем, нетрадиционные

пути в творческом взаимодействии с ребёнком. Безусловно, мы с вами знаем,

что компьютер и компьютерные игры в наше время заменяют ребятам

общение и игровую деятельность. Разумеется, простое человеческое общение

обогащает жизнь ребёнка.

У них можно наблюдать неустойчивое внимание, не очень хорошая

память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной

деятельности, плохой словарь, имеются нарушения грамматического строя

речи, незрелая эмоционально-волевая сфера. Как научить, воспитать и

развить в ребёнке способности: чувствовать, видеть, слышать, фантазировать

и придумывать

Столкнувшись с этой проблемой, я решила разработать сборник

театрализованных игр в виде тематических карточек (игровых заданий). Это

один из эффективных методов получения знаний.

Цель:формирование

положительного

отношения

детей

к

театрализованным играм. Формирование личностных качеств дошкольников

средствами коммуникации.

Описание:

В сборнике,

предназначенном для воспитателей и родителей (законных

представителей), специалистов ДОО собраны и разработаны тематические

карточки. В которые

входят: театральные этюды, мини – сценки и

театрализованные игры, они способствуют формированию навыков работы с

воображаемым объектом, развивают коммуникативные способности у детей,

пантомимические навыки, дети учатся понимать эмоциональное состояние

героев и изображать их,

и передавать характер образы персонажей с

помощью мимики и жестов, позы. Предложенные материалы помогут через

игровую деятельность решить задачи:

1.Развивать умение детей ориентировать в пространстве.

2.Совершенствовать исполнительское умения в создании художественных

образов, применять игровые, песенные и танцевальные импровизации.

3.Улучшить интонационную выразительность речи.

4. Пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок.

5.Развивать монологическую и диалогическую речь.

6.Оцениват правильно свои и чужие поступки.

7. Строить отношения со сверстниками.

Практическая

значимость

сборника:

заключается

в

том,

его

материалы могут использовать в своей образовательной и воспитательной

работе педагоги других дошкольных образовательных учреждении, а также

родители с целью развития коммуникативных навыков и умений у детей.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное

развитие: формировать положительных взаимоотношений между детьми в

совместной деятельности; воспитывать личностные качества, оценивать

свои поступки и других дошкольников; воспитывать у ребенка уважения к

себе, отношения к своей деятельности; развивать эмоций.

Познавательное развитие: развивать наблюдение детей за поведением

животных

(что

будет

способствовать

передачи

образов)

в

игре–

драматизации; развивать память, формировать умение планировать свои

действия для достижения результата.

Речевое

развитие:

развивать

выразительность

речи

через

интегрированный характер, который включает в себя вербальные средства

(интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (жесты, поза, мимика).

Физическое

развитие:

исполнять

основные

виды

движений

выразительно; уметь воплощать в творческом движении настроение и

характер развития образа.

Условия организации качественной работы

с тематическими

карточками: это всестороннего развитие каждого ребенка, решение важных

воспитательных и образовательных задач: развитие творческих способностей

и

творческой

самостоятельности

дошкольника;

овладения

импровизационными умениями; развитие все компонентов функции и формы

речевой деятельности; совершенствования познавательные процессов.

Результативность:

развитие

интереса

к

театрализованной

деятельности, самостоятельности в организации театрализованных игр,

творческой самостоятельности в передаче образа, умения самостоятельно

выбирать сказку, стихотворение для постановки.

Основные достоинства этого сборника заключаются в следующим:

-содержит элементы новизны;

- вводит детей в игровую ситуацию;

- содержание игр охватывает темы и ситуации поведения, отвечающие

опыту, интересам, психологическим особенностям детей и позволяющие

формировать коммуникативные умения в различных видах деятельности;

- в театрализованных играх в выполнении заданий могут участвовать

несколько одновременно детей;

- способствуют развитию личности ребенка дошкольного возраста, его

речевых способностей, памяти, внимания, мышления и воображения;

Новизна

сборника

тематических

карточек

определяется

его

направленностью на создание оптимальных условий

для формирования

устойчивого

интереса

к

театрализованной

деятельности

изучению,

использования воспитанниками в практической деятельности и повседневной

жизни полученных знаний.

Адресовано:

Материалы сборника предназначены для родителей

(Законных представителей), воспитателей и специалистов ДОО.

Блок 1.Театрализованные игры - театральные этюды.

Примерные варианты использования театральных этюдов.

Цели: развивать воображение детей, обучать выражению различных эмоций

и воспроизведению отдельных черт характера

Карточка 1.Играспридуманнымобъектом

Цель: формировать навыки работы с воображаемым объектом.

Воспитатель берёт воображаемый объект – это маленький лягушонок.

Она закрывает его в ладонях. Приоткрывает их немножко и говорит: знаете,

кто у меня в ладошке сидит? Это маленький лягушонок! Я вам его буду

передавать, а вы осторожно берите, не придавите, не упустите на пол.

Давайте скажем добрые слова маленькому лягушонку. Вы молодцы! А

теперь выпустим лягушонка из ладошки (дети приседают на корточки,

медленно открывают ладошки, выпускают лягушонка, машут ему в след

рукой.).

Воспитатель достаёт из яркой коробочки

воображаемый объект.

Делает ладони шариком и говорит: дети, посмотрите, у меня в руках

серенький мышонок. Мышонок потерялся, он маленький и беспомощный.

Давайте его согреем и пожалеем. Машенька возьми, погладьте его, бери

осторожно, чтобы не уронить. Мышонок любит, когда ему говорят добрые

слова.

Карточка 2. Мимическая игра «Передай, что покажу».

Цель: развивать коммуникативные способности детей,их пантомимические

навыки.

Задание.

Дети сидят в кругу. Ведущий показывает любое действие, играющий

должен передать с помощью пантомимики действие соседу.

Передай улыбку соседу.

Похлопай как я.

Похолодало: мерзнут ноги, мерзнут руки.

Идет дождик. Сначала тихо, потом все сильнее, и сильнее

и закончился - хлопки руками.

Поймай жука.

Я показываю, а ты повтори.

Я один дома и мне грустно.

Меня не взяли с собой играть, я обиделся.

Поймай шар

Лиса крадётся за мышонком.

Карточка 3.Игры–стихи «Говори и показывай»

Цель:

обыгрывание

текста

произведений,

с

помощью

средств

выразительности создавать образы.

Какунашегососеда

(

подходят

,

берутврукиинструменты

.)

Веселабылабеседа:

(ведутбеседудругсдругом.)

Гуси– в гусли,

(Вытягивают шею, играют на инструментах, голова наклонена

вправо.

)

Утки – в дудки,

(Идут, покачиваясь из стороны в сторону, играют на

инструменте, перебирая по ней пальцами рук

.)

Овцы– в ложки,

(Голова опущена вниз, играют на расписных деревянных

ложках.)

Тараканы в барабаны. (

Идут мелким быстрым шагом, играют на ударном

инструменте)

Птичкилетаютикрылышкамимашуткак?

Карточка 4. Игра на интонационную выразительность«Узнай меня по

голосу!»

Цель: побуждать детей произносить предложенную фразу интонационно и

выразительно.

Дети сидят на стульях. Водящий поворачивается к детям спиной.

Воспитатель, указывает на ребёнка, который говорит фразу: «Это я, это я,

узнайте, вы меня!». Если водящий угадывает голос ребёнка, они меняются

местами.

Водящим

становится

ребёнок

произносивший

фразу.

Игра

повторяется несколько раз. Играющие меняют интонацию и тембр голоса.

Карточка 5. Игра «Фраза моя, а ты отвечай»

Цель. Развития логического мышления, имитационные навыки.

Представьте, что к вам пришли гости, как ты поступишь? (приглашу к

столу)

представьте, что непогода и идёт дождь, что вы собой возьмёте? (зонт)

представь, что маленькая девочка плачет, как ты поступишь? (поглажу

её по головке, угощу конфеткой, отведу к маме.)

представь, ты потерялся

на полянке, как правильно поступить?

Позвать на помощь (« Ау», «Я здесь».).

Представьте, что ваша сестричка спит, как вы будете себя вести?

(Ходить на цыпочках, не шуметь...)

представь, что твой друг заболел, как поступить? (навестить, принести

угощения, рассказать смешную историю).

Карточка 6. Шуточные превращения.

Цель: побуждать детей к участию игре сочетать движения с речью.

Воспитатель спрашивает у детей

ребята, вы малыши – карандаши? (Да!) - выполняют движения под

весёлую музыку

дошколята, вы озорные жеребята? (Да!) - чокают язычком

дошколята, вы весёлые - медвежата (Да!) - ходят вперевалочку

дошколята, вы маленькие – крольчата (Да!) - ручки впереди прижаты к

груди, прыгают на двух ногах как крольчата.

Карточка 7. Игра на имитацию движений

Цели: поощрять творческую инициативу, побуждать дошкольников к

активному общению через игру.

Педагог говорит детям:

Дети, вы знаете, как ходят малыши?

Быстрые ножки бегут по дорожке.

Топ - топ– топ - топ, топ– топ - топ– топ.

Большие ножки идут по дорожке топ– топ, топ - топ.

(Малыши в начале идут маленькими шагами, потом огромными -

шагами.)

Ходят медвежата как?

Ходят мышата как?

Катится колобок– румяный бок как?

Бежит лиса по лесу, ищет зайчат?

Заяц прижимает уши, бежит от лисы как?

Волк по лесу рыщет как?

Птички летают и крылышками машут как?

Карточка 8. Игра «Как видишь, так и покажи»

Цель: развивать воображение, пантомимические навыки.

Задание.

Представить себя в образе:

Листочка – лежит он на земле, подул ветерок и приподнял листок..

Ветерка – сначала он слабо дует, затем всё сильнее и сильнее, вот он

превратился в бурю…

Зайчика – грустит, вот сейчас заплачет…

(лягушки, лисички, мячика, воздушного шара, вертолёта, птички,

щенка). Каждый ребёнок изображает выбранный образ, а потом

рассказывает то, что показывал. Пантомиму можно сопровождать

музыкальным произведением.

Карточка 9.

Игры на развитие образно – выразительного умения

Пантомимика «Фрукты».

Савелий взял на столе

блюдо с апельсинами, яблоками и бананами

пригласил своих друзей Колю, Севу и Мишу, Машу и Галю. Ребята берут,

фрукты благодарят Савелия. Коля и Сева очищают апельсин от кожуры,

кладут по одной дольки в рот. Маша взяла банан и очистила его от кожуры

и откусывает небольшие кусочки. Гали взяла яблоко. Оно кислое яблоко.

Галя морщится. Яблоко ей не понравилось. Кладёт его обратно на поднос.

Мальчики улыбаются и угощают Галю апельсином. По лицам ребят, видно,

что им нравится угощение Савелия, они улыбаются.

Мимика: жевательные движения, улыбка.

Блок 2

.

Мини – сценки и театрализованные игры.

Примерные варианты использования театральных этюдов.

Цели:

научить

детей

понимать

эмоциональное

состояние

героев

и

изображать их. Побуждать детей изображать черты характера персонажей с

помощью мимики и жестов, позы.

Карточка 1. Мини-сценка «Два друга и волк»

Цель: развивать у дошкольников среднего возраста диалогическую речь.

Педагог: Идут по лесу два друга еж и заяц. Песни поют да, разговор

ведут.

Заяц: Я ни кого не боюсь. С белками играю, сорокой – говорухой

болтаю, с тобой ёж грибы да ягоды собираю.

Ёж: Не хвастайся заяц. Лиса да волк по лесу бродят. Обидеть нас могут.

Надо держаться вместе.

Заяц: Ой, ой, ой волк за деревом стоит и на нас глядит. Бежим.

Волк: А, вот и два друга заяц да ёж. Поймаю, обоих съем.

Педагог: Погнался волк за зайцем. Вот- вот - вот догонит зайца.

Ёж: Надо спасать друга. Скручусь в колючий колобок да волку в бок.

Педагог: Покатился ёж с пригорка колючим колобком.

Волк: Ага, попался заяц. Из моих лап не вырвешься!

Заяц: Волк – серый бок, отпусти меня домой.

Педагог: А тут ёж с горки скатился да прямо волку в нос колючками

угодил. Волк от боли взвыл.

Волк: У-У-У. Уколол прямо в нос, прямо в нос. У- у – у.

Педагог: Подпрыгнул волк отболи вверх и в лес умчался.

Ёж: Вставай мой дружок. Убежал волк – серый бок. Больше не

вернётся.

Заяц: Ох, как страшно было мне. Спасибо тебе ёж, спас ты меня от

волчих лап.

Педагог: Обнялись заяц да ёж, больше заяц не хвастался, а друга своего

ёжа слушался.

Карточка 2. Мини – сценка «Лягушонок и кузнечик»

Цель: изображать лягушонка и кузнечика передавая характерные черты их в

движениях, пытаться передавать голоса персонажей.

-Эй, ты кто?

-Спросил кузнечик.

-Я весёлый лягушонок!

-Смотри, как прыгаю, ловко!

-И я умею так.

-Сказал кузнечик. И прыгнул словно человечек.

- Я могу поплавать в луже. Вот так!

-Сказал весёлый лягушонок.

-А я могу пострекотать. Вот так!

-Сказал кузнечик.

-И я бы смог, да не хочу. И прыгнул в лужу вот и всё.

Карточка 3. Инсценирование по знакомым сказкам.

Цели:

научить детей понимать эмоциональное состояние героев и

изображать их. Побуждать детей изображать черты характера персонажей с

помощью мимики и жестов, позы.

Педагог: Застал муравья на полянке сильный дождь, Вымок муравей.

Думает где спрятаться, чтобы переждать дождь? Осмотрел всю полянку

муравей и нашёл маленький грибок, там и спрятался.

Педагог: А дождь все сильнее и сильнее льёт, только под грибом сухо и

тепло. Увидела бабочка муравья и подумала, попрошусь под грибок.

Бабочка: Муравей, пусти, меня под гриб крылья мои вымокли, не могу

летать.

Муравей: Тут места мало.

Бабочка: Пусти, пожалуйста.

Муравей: Заходи.

Педагог: Сидят они вдвоём под грибом да песни поют…

Бабочка и муравей:

Тут сухо и тепло.

Дождик не достанет!

Мы стоит вдвоём

И песни поём

Педагог: Бежала мимо мышка – норушка. Вымокла вся, хвостик

дрожит.

Мышка: Пустите меня под грибок! Вымокла, я вся дрожу!

Все: Тут места мало.

Бабочка: Пусти меня, пожалуйста!

Все: Тут сухо и тепло

Дождик не достанет!

Мы стоит втроём

И песни поём!

Педагог: Смотрят муравей, бабочка да мышка – норушка к ним скачет

серый воробей. Перышки мокрые, хвостик по земле волочиться.

Воробей: Пусти меня под гриб. Крылышки намокли, хвост по земле

волочиться, улететь не могу, силы нет.

Все: Тут место под грибом совсем не осталось.

Воробей: Пустите, пожалуйста.

Педагог стало их под грибком четверо. Стоят под грибом песни

распевают!

Все: Тут сухо и тепло

Дождик не достанет!

Мы стоит вчетвером

И песни поём!

Педагог: Вот на полянку заяц выскочил. Бегает никак места не найдёт.

Вокруг гриба обежал и сказал:

Заяц: Пустите меня, под грибок за мной лиса гонится.

Все: Заходи!

Педагог: Спрятался заяц, среди друзей, а лиса тут как тут.

Лиса: Заяц не пробегал? А то я его ищу.

Все: Не видели, не пробегал.

Лиса: Погляжу - ка под грибом!

Все: Тут места мало, где тут ему спрятаться.

Педагог: Стала лиса гриб обнюхивать. Обежала она его вокруг, нет

нигде зайца. Не нашла, облизнулась и убежала. Обрадовались друзья и

запели.

Тут сухо и тепло

Дождик не достанет!

Мы стоит впятером

И песни поём!

Педагог: Закончился дождь. Вылезли друзья

из - под гриба,

обрадовались, что дождь закончился, солнышко вышло, полянку осветила

стали радоваться, да обниматься.

Муравей: Как же так? Я один под грибом помешался, еле, еле место

мне хватало. А сейчас нас вот сколько.

Педагог: Скакала мимо лягушка – квакушка

ква – ква - ква.

Остановилась она возле них и посмотрела на гриб.

Лягушка: А гриб-то вырос, поэтому вам место и хватило.

Дождик шёл и гриб рос. Вот он, какой огромный стал.

Педагог: Посмотрели друзья на гриб и, правда, вырост огромный стал.

Обрадовались все и от радости танцевать начали.

Танцевальная импровизация на усмотрения педагога.

Карточка 4.Театрализованная игра «Кочеток Серое - перышко»

Маланья. Жил – был у меня на дворе кочеток - Серое пёрышко. Раньше

всех вставал ку - ка - ре - ку кричал. Заболело у него горлышко, голос охрип,

не поёт. Что же делать? Как же быть, как же кочетку, горлышко полечить.

Бежали мимо утки белые грудки.

Уточки. Кряк – кряк – кряк!

Кряк – кряк – кряк!

Утки: Кочеток - Серое пёрышко, что с тобой? Что ты рано не встаёшь,

громко песни не поёшь?

Кочеток – Серое пёрышко. Заболело у меня горлышко. Голос охрип.

Поэтому не пою.

Маланья: Пожалели утки былые грудки кочетка – Серое пёрышко, и

решили ему помочь, принесли ему дождевого червяка.

Утка: Съешь, червяка глядишь, и горлышко пройдёт.

Маланья: Съел кочеток - Серое перышко червяка, голос хрипнет, а

горлышко не проходит, болит. Сидит кочеток печальный, расстроился, чуть

не плачет.

Приходили гуси красные лапки к кочетку – Серое пёрышко и

спрашивали…

Гуси красные лапки: Гак – гак – гак!

Гак – гак – гак!

Что ты грустный такой, по двору не ходишь, цыплят с курочкой не

водишь?

Кочеток: Голос мой охрип, да горло всё болит.

Маланья: Побежали, гуси красные лапки на лужок травки пощипать, да

кочетка - Серое перышко травкой полечить.

Гуси красные лапки: Поешь травки зелёной горлышко и пройдёт.

Маланья: Кочеток - Серое пёрышко травку поклевал, горлышко стало

меньше болеть.

Маланья: Шла мимо курочка – пеструшка поводу. Увидела кочетка -

Серое перышко.

Маланья: Спрашивает его курочка – пеструшка.

Курочка – пеструшка: Кочеток! Почему рано не встаёшь, да песни нам

не поёшь?

Маланья: Рассказал ей Кочеток - серое пёрышко о том, что горлышко у

него болит, решила Курочка – пеструшка помочь ему.

Курочка – пеструшка: Я принесу тебе водицы дам тебе напиться,

тёплым чаем напою.

Маланья: Напоила кочетка курочка водицей, да чаем с малиной, и

горлышко у петушка прошло. И стал Кочеток - серенькое перышко по -

прежнему рано вставать всех будить, песни петь, да спасибо всем говорить.

Маланья - читает стихотворения Л. Огурцова

Спозаранку Петушок

Чистит хвост и гребешок,

Прочищает горлышко,

Ищет лапкой зёрнышко.

Любит Петя всех будить,

«Кукареку» выводить:

Ку – ка – ре – ку! Ку –ка –рей!

Просыпайтесь поскорей!

Маланья: Проснулись рано утром курица пеструшка

и цыплята.

Повела курица цыплят зёрнышки искать да травку на лугу щипать.

А мы

с вами покружились, покружились и в жёлтых цыпляток

превратились. Маланья - раздаёт детям шапочки – маски цыплят для игры.

Проводится подвижная игра « Курочка и цыплята».

Карточка5.Театрализованная

игра с элементами кукольного

театра «Как повадился козёл бородатый в огород ходить»

Цели: подвести к созданию выразительного образа в театрализованной

игре с элементами кукольного театра. Поощрять танцевальные и игровые

импровизации детей. Развивать у детей диалогическую речь.

Педагог: Жила – была баба Дарья, да был у неё огород. Хороший

огород там росли лучок с чесночком, морковка с капустой. Пришло время,

поспели овощи на её огороде. Да вот беда повадился кто – то в огород

ходить, да проказничать. То морковку выдернет и бросит, то капусту

разбросает.

(

На ширме появляется кукла би – ба – бо козёл бородатый, ходит по огороду,

срывает листья с капусты, откусывает маленькие кусочки и разбрасывает.)

Баба Дарья: Это кто в мой огород зашёл? Да овощи мои портит? Уходи

вон! Уходи!

Козёл бородатый (спокойно): Я тебя не боюсь баба Дарья. Уходи сама,

а то, как головой замотаю, бородой затрясу, рогами забодаю! Стал угрожать

Дарье.

(Дарья голову наклонила, заплакала и прочь пошла. )Шёл мимо ослик.

Ослик. Что случилось, что за беда у тебя Дарья?

Баба Дарья: Повадился в мой огород козёл бородатый ходить, да овощи

мои портить.

Ослик: Пойдём я козла прогоню.

(

Ослик идёт, голову приподнял, хвостиком помахивает и говорит козлу

бородатому

).

Ослик: Уходи козёл бородатый с огорода. Уходи прочь, кому говорю!

Козёл бородатый: Не боюсь я тебя ослик! Сейчас головой замотаю,

бородой затрясу, рогами забодаю.

( Испугался ослик и убежал.)

Баба Дарья: Испугался ослик и не прогнал козла. Сидит и плачет.

Пёс: Что ты баба Дарья плачешь, горьки слёзы льёшь?

Баба Дарья: Был у меня огород, да повадился козёл бородатый ходит,

да проказничать в нём.

Пёс: Я тебе в твоей беде помогу. Козла бородатого прогоню.

Пёс: Угоди с огорода Козёл. Р. – р. – р. Р.- р.- р.

Козёл бородатый: Не боюсь я тебя ослик! Сейчас головой замотаю,

бородой затрясу, рогами забодаю.

(

испугался пёс и убежал)

( А тут пчёлы не далеко летали, пыльцу с цветов собирали, увидели они бабу

Дарья, закружились возле неё.)

Звучит музыка, дети импровизируют летающих пчёл, которые собирают с цветов

пыльцу.

Пчёлка: Что ты баба Дарья грустная сидишь?

Баба Дарья: Как же милая пчёлка – труженица мне не плакать. Был у

меня огород, да повадился козёл бородатый ходить да овощи мои, топтать, да

портить.

Пчёлка: Ж. – ж. – жалко мне тебя, Дарьюшка. Пойдём, я твоему горю

помогу!

Баба Дарья: Куда тебе, ослик не прогнал, пёс испугался и убежал.

Пчёлка:

Подлетела пчела труженица к козлу бородатому

. Уходи, прочь с

чужого огорода!

Ты, чего натворил. Всё потоптал. Капустные листы порвал и разбросал.

Овощи не сажал, не поливал не тебе их и есть.

Козёл бородатый: Не боюсь я тебя пчела! Сейчас головой замотаю,

бородой затрясу, рогами забодаю.

Пчела: Ж – ж – ж – уже - жалю, уже - жалю! Ужалила она козла

бородатого в ухо.

(

Стал козёл прыгать, да бодаться, разозлил пчелу, ужалила пчела его в нос,

заблеял козёл бородатый мее, мее и убежал.)

Дарья: Спасибо тебе пчёлка труженица. Спасла мой огород от козла

бородатого! Правда, в народе говорят: «Мал да удал».

Пчёлка (скромно). Да что уж – же там!

Педагог раздаёт детям шапочки маски, танцевальная импровизация

«Огородная – хороводная»

4. Заключение

Введение ребят в мир театрализованной деятельности на примере

сборника театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста

игровых заданий (тематических карточек) дает положительный результат.

Участвуя

в

театрализованных

играх,

дети

научились

думать,

анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над

выразительностью

реплик

персонажей,

собственных

высказываний

активизировался словарь ребенка, совершенствовалась звуковая культура его

речи, ее интонационный строй. У детей появилась способность распознавать

эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение

ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные

способы содействия. Театрализованные игры позволили ребенку решать

многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.

Дети научились преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Таким образом, театрализованные игры помогли всесторонне развивать

ребенка.

Полученные результаты убедили в правильности определенных нами

задач. При реализации сборника наблюдается положительная динамика.

Практический материал этого сборника может быть полезен педагогам

практикам дошкольных учреждений, которые работают с детьми старшего

дошкольного

возраста.

Подборка

театрализованных

игр,

заданий,

представленных для организации работы, поможет, сделайте жизнь детей

интересной, содержательной, наполненной радостью творчества.

5. Оглавление

Предисловие стр. 2-3

Введение стр. 4-5

Основная часть стр. 6-16

Заключение стр. 17

Оглавление стр. 18



В раздел образования