Напоминание

Развитие познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации


Авторы: Фасахутдинова Алина Александровна, Данкова Вероника Борисовна
Должность: обучающаяся 5 курса, научный руководитель кандидат пед. наук, доцент ипио кфу
Учебное заведение:
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ

Введение

Современное дошкольное образование ориентировано на поиск

инновационных методов, способствующих развитию познавательной

сферы

ребенка.

Одним

из

перспективных

направлений

является

использование мультипликации, которая сочетает в себе игровую,

творческую

и

обучающую

составляющие.

Мультипликация

как

инструмент педагогического воздействия позволяет активизировать

восприятие,

внимание,

память,

мышление

и

воображение,

что

особенно важно в старшем дошкольном возрасте, когда закладываются

основы будущей учебной деятельности.

В

данной

статье

рассматриваются

психолого-педагогические

аспекты влияния мультипликации на познавательное развитие детей

5–7 лет, анализируются механизмы этого воздействия и предлагаются

практические

рекомендации

по

интеграции

анимации

в

образовательный процесс.

Познавательная сфера старших дошкольников: ключевые

характеристики

Познавательная сфера детей старшего дошкольного возраста

включает

комплекс

психических

процессов,

обеспечивающих

восприятие,

переработку

и

усвоение

информации.

К

основным

компонентам относятся:

Восприятие

становится

более

осмысленным,

дифференцированным,

появляется

способность

выделять

существенные признаки объектов.

Внимание – увеличивается объем и устойчивость, формируется

произвольное внимание.

Память – развивается опосредованное запоминание, усиливается

роль словесно-логической памяти.

Мышление

преобладает

наглядно-образное

мышление,

начинает формироваться логическое.

Воображение

становится

более

управляемым,

творческим,

способствует решению познавательных задач.

Эти

процессы

тесно

взаимосвязаны,

и

их

развитие

требует

методов, сочетающих наглядность, эмоциональную вовлеченность и

активную деятельность ребенка.

Мультипликация как средство познавательного развития

Мультипликация

обладает

рядом

уникальных

особенностей,

делающих ее эффективным педагогическим инструментом:

Наглядность

и

динамичность

анимационные

образы

легко

воспринимаются,

так

как

соответствуют

особенностям

детского

мышления.

Эмоциональная

насыщенность

мультфильмы

вызывают

интерес, что повышает мотивацию к познанию.

Интерактивность

создание

мультфильмов

предполагает

активное участие ребенка, развивая его творческие и когнитивные

способности.

Многозадачность

в

процессе

работы

над

анимацией

задействуются различные психические процессы: от восприятия до

логического анализа.

Влияние мультипликации на познавательные процессы

1. Развитие восприятия и внимания

Мультипликация опирается на зрительные и слуховые стимулы,

что способствует развитию сенсорных эталонов. Дети учатся различать

цвета, формы, звуки, а также выделять главное в потоке информации.

Создание мультфильмов требует концентрации внимания на деталях,

что тренирует его устойчивость и переключаемость.

2. Совершенствование памяти

Запоминание

сюжетов,

персонажей

и

последовательностей

действий в мультфильмах способствует развитию образной памяти.

Если

ребенок

сам

участвует

в

создании

анимации,

он

вынужден

удерживать

в

памяти

этапы

работы,

что

укрепляет

оперативную

память.

3. Активизация мышления

Анализ

мультфильмов

(сравнение

персонажей,

установление

причинно-следственных связей) стимулирует логическое мышление.

При

создании

собственных

сюжетов

дети

учатся

планированию,

обобщению и классификации.

4. Развитие воображения и творческого мышления

Мультипликация

предоставляет

широкие

возможности

для

фантазии: дети придумывают персонажей, сюжеты, декорации. Это

способствует формированию гибкости мышления и оригинальности

идей.

Методика

использования

мультипликации

в

образовательном процессе

Для

эффективного

применения

мультипликации

в

развитии

познавательной сферы необходимо соблюдать ряд педагогических

условий:

1. Выбор техники анимации

В работе со старшими дошкольниками наиболее доступны:

Перекладка – перемещение плоских объектов на фоне.

Пластилиновая анимация – лепка и трансформация фигур.

Предметная анимация – использование игрушек и природных

материалов.

Каждая

из

этих

техник

развивает

мелкую

моторику,

пространственное мышление и последовательность действий.

2. Этапы создания мультфильма

Разработка

идеи

обсуждение

сюжета,

персонажей,

что

стимулирует речевое и логическое мышление.

Подготовка материалов – выбор фона, создание

героев, что

развивает художественное восприятие.

Съемка

пошаговое

фиксирование

изменений,

требующее

внимания и точности.

Озвучивание

работа над

интонацией, тембром голоса, что

обогащает речевые навыки.

3. Интеграция мультипликации в образовательные области

Речевое развитие – сочинение историй, описание персонажей.

Математические

представления

счет

кадров,

сравнение

размеров объектов.

Ознакомление с окружающим миром – моделирование природных

явлений, социальных ситуаций.

Практические рекомендации для педагогов

Постепенное усложнение задач – от простых сюжетов к более

сложным.

Совместная

деятельность

групповая

работа

развивает

коммуникативные навыки.

Использование цифровых инструментов – простые программы

для монтажа (Stop Motion Studio, FlipaClip).

Рефлексия

обсуждение

готового

мультфильма

помогает

осознать пройденные этапы.

Заключение

Мультипликация

является

эффективным

средством

развития

познавательной сферы старших дошкольников, поскольку сочетает в

себе игровую, творческую и обучающую функции. Ее использование

способствует активизации восприятия, внимания, памяти, мышления и

воображения,

а

также

формирует

предпосылки

для

успешного

обучения в школе.

Внедрение мультипликации в образовательный процесс требует

от педагога тщательной подготовки, однако результаты – повышенная

познавательная

активность и

творческая самореализация

детей

оправдывают приложенные усилия. Дальнейшие исследования в этой

области могут быть направлены на разработку конкретных методик для

разных направлений познавательного развития.



В раздел образования