Напоминание

Влияние цвета на работоспособность


Автор: Шавалдина Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Катюша
Населённый пункт: с. Угра
Наименование материала: статья
Тема: Влияние цвета на работоспособность
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Катюша»

С. Угра

Воспитатель 1 категории Шавалдина Ю.А.

Влияние цвета на работоспособность

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных

времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло

отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных

религиозных и мистических учениях.

В настоящее время учеными делаются активные попытки использовать

влияние цвета на психофизиологию человека в коммерческих и

бытовых

целях. При этом, как уже отмечалось, каждый человек воспринимает цвет по-

своему. Поэтому декораторы и дизайнеры, конструируя интерьер помещений,

всегда

должны

учитывать социально-демографические

особенности - пол,

возраст, профессию и т.д. Однако имеются и некоторые общие характеристики

воздействия цветов на человека. Преобладание какого-

либо цвета

(или

сочетания

цветов)

в

оформлении

помещения

создает

определенную

эмоционально-деловую среду. Даже немногие

бизнесмены знают, что цвет

влияет не только на работоспособность сотрудников, но и на результаты

деловых переговоров.

Так, голубой цвет способствует лучшему усвоению информации и

установлению дружеских взаимоотношений, поэтому его рекомендуется

использовать для оформления групповой комнаты. А, казалось бы, близкий к

нему

синий,

наоборот,

рассеивает

внимание

и

снижает

работоспособность

человека. Так что многие взрослые даже не догадываются, что причиной резкого

снижения динамики в развитии детей вполне может стать... шикарный

евроремонт, выполненный в очень модном нынче стиле «небесной синевы».

Зеленый цвет успокаивающе действует на нервную систему, снимает

головную

боль, усталость, раздражительность, снижает кровяное давление.

Красный

увеличивает

содержание

адреналина

в

крови,

повышает

работоспособность и активизирует двигательную активность ребёнка, поэтому

избыток

красного

и

зеленого

на

уровне

подсознания

пробуждает

гиперактивность, а красный, помимо прочего, повышает агрессивность.

Фиолетовый цвет улучшает работу сердца и легких, увеличивает

выносливость организма. И, тем не менее, им не стоит злоупотреблять: этот

цвет является

подпороговым

катализатором

усталости.

Так

что

если

вам

захотелось купить фиолетовую кофточку, значит, пора в отпуск.

Переход в помещении от желтого цвета к синему, успокаивает. По розовому

полу ходят с опаской, по коричневому - уверенно. Белый люминесцентный

цвет раздражающе действует на нервную систему, а желто-оранжевый свет

ламп способствует творческому мышлению и хорошему настроению.

Подмечено

также,

что

в

общественных

местах,

где

окраска

ограничивается

белым,

черным и

серым,

люди

без

слишком большой

необходимости

не

задерживаются.

Цвета

могут

визуально

расширять

помещения (например,

желтый

и

желто-зеленый)

или

сужать

их

(красно-

оранжевый). При этом в красной комнате кажется на 3-4 градуса теплее, чем в

оранжевой, а в оранжевой - на 3-4 градуса теплее, чем в сине-зеленой.

Каждый из цветов несет свою эмоциональную нагрузку, которую

необходимо

учитывать

при

оформлении детских комнат.

Так,

сочетание

красного и сине-зеленого цвета стимулируют общую работоспособность.

Желтый

или

желто-зеленый

с

оранжевым

снимают

умственное

утомление, а желтый цвет отдельно способствует стимуляции умственной

деятельности. Голубой цвет рекомендуется в комнатах детского труда,

розовый

-

в

спортивном зале. В целом, во время занятий, наиболее

оптимальны желто-зеленые

тона

в

различных сочетаниях и

оттенках.

Во

время еды предпочтительны оранжево-красные тона, а в часы отдыха

важен не столько тон, сколько динамика красок.

Так каким же цветам рекомендуется отдавать предпочтение при

оформлении детских уголков? Лучше использовать желтые, персиковые или

абрикосовые тона, но в небольших количествах.

Большие дозы желтого

порождают излишнюю активность, а небольшие - стимулируют мозговую

деятельность и повышают эффективность умственного труда. Умеренные

дозы желтого способствуют успеху, поскольку стимулируют стремление

к творчеству.

Каждый человек отдает предпочтение какому-то одному цвету, по

крайней мере, не больше чем двум-трем (в зависимости от того, где эти

цвета используются — в одежде, обстановке, цвете автомобиля и т.д.).

Приятное или неприятное чувство, которое вызывает тот или иной цвет, может

меняться с течением времени. Но в любом случае цвет, которому вы отдаете

предпочтение, многое может рассказать о вашем характере и эмоциональном

складе. Психологи в таких случаях используют цветовой тест, разработанный

швейцарским психологом Максом Люшером в конце 1940-х годов. Тест

Люшера, используемый профессиональными психологами, требует для своего

применения

специальной

подготовки.

«Облегченный»

же

вариант

люшеровского теста может легко проверить на себе каждый желающий,

используя при этом обычную настройку современного цветного телевизора.

Психологи утверждают: если преобладает красный цвет, значит владелец

телевизора доверчив, но излишне эмоционален и агрессивен. Если явно

выделяется желтый, то такой человек внушает окружающим доверие,

является оптимистом и высказывает дружелюбие. Но постоянная улыбка на его

лице чаще всего - маска, за которой скрывается сильное внутреннее

напряжение. Преобладающий сине-зеленый цвет свидетельствует о том, что

человек робок и слаб, но опасен, если кто-то станет на его пути. И, наконец,

предпочитающие светло-синий — сговорчивы, ленивы и не знают меры в еде и

питье.

Опытному наблюдателю может представить дополнительную информацию о

человеке также предпочитаемый им цвет автомобиля. В доказательство этому

можно привести данные американского психолога Бертольда Шварца, который

утверждает,

что

по

цвету

автомобиля

можно

судить

о

некоторых

психологических особенностях его владельца.

Так, собственники красных и желтых автомобилей — оптимисты, жизнелюбы

и считают себя счастливыми. В зеленых ездят любители природы и реалисты.

Синие

выбирают

люди

с

уравновешенным характером. Обладатели белых

автомобилей придерживаются

консервативных взглядов, а в черных ездят

деловые люди. Серые и серебристые

по вкусу самолюбивым людям, а

коричневые предпочитают почтенные супруги и отцы

больших семейств.

Ниже приводится описание основных цветов. На основании предпочтения того

или иного цвета каждый самостоятельно может сделать вывод о своих

психологических особенностях.

белый — синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом. В

нем заложен многозначительный смысл, поскольку он одновременно

передает и блеск света, и холод льда. Этому цвету может отдать

предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает;

черный — цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие

жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное, нередко воспринимает

жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии,

поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая

смена костюма или платья черного цвета на другой, более яркий, броский,

свидетельствует

о

том,

что

пессимистические

настроения

часто

развеиваются. Постоянный выбор черного свидетельствует о наличии

некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие

мира или себя (вспомним черные знамена анархистов). Дети, остро

переживающие отсутствие заботы и любви, часто используют черную

штриховку в рисунке. В норме черный цвет, как правило, отвергается;

серый — любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые

долго думают, прежде чем принять какое-либо решение. Это также

нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко

заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель

импульсивного, легкомысленного характера. Часто серый цвет

оказывается, также предпочтительным при сильных переутомления как

барьер, отгораживающий от раздражителей внешнего мира. В ситуациях

психологического тестирования этот цвет используется как средство

защиты от проникновения другого во внутренний мир испытуемого.

красный - цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек

смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный. К тому же

альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает - комплекс

неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению,

стабильности в отношениях. Красный цвет символизирует возбуждение,

энергетизм. Этот цвет также является символом эротизма. Отвращение,

игнорирование красного отражает органическую слабость, физическое

или психическое истощение. Военнопленные, годами вынужденные жить

в угрожающих жизни условиях, особенно часто отвергали его. Красный

цвет наиболее предпочитаем подростками;

коричневый — выбирают те, кто твердо и уверенно стал на ноги. Люди,

которые имеют слабость к нему, ценят традиции, семью. Предпочтение

коричневого

отражает,

прежде

всего,

стремление

к

простым

инстинктивным переживаниям, примитивным чувственным радостям.

Вместе с тем, выбор этого цвета в качестве наиболее предпочитаемого

указывает также на определенное физическое истощение. В норме, наряду

с черным, коричневый цвет отвергается наиболее часто;

желтый — символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях

с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает

общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и

получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе

людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном,

пессимистически настроенным, с которым трудно завязать знакомство.

Желтый цвет получается от смешивания зеленого и красного и является

цветом энергетизма. Наибольшее предпочтение желтому отдают

беременные женщины, ожидающие благополучного исхода родов, а также

люди, склонные к перемене мест. Желтый также трактуется как цвет

озарения (ореол Христа или Будды);

синий — цвет неба, покоя, расслабления. Если он нравится, то это

говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно

отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности,

благожелательность окружающих. В неприятии этого цвета раскрывается

человек, который хочет произвести впечатление, что может все на свете.

Но, в сущности, он — образец неуверенности и замкнутости. Безразличие

к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, хотя и

скрытом под маской обходительности. Короче говоря, выбор синего цвета

в качестве наиболее предпочитаемого отражает физиологическую и

психологическую потребность человека в покое, а отрицание его

означает, что человек избегает расслабления. При заболевании или

переутомлении потребность в синем цвете увеличивается;

зеленый — цвет природы, естества, самой жизни, весны. Тот, кто его

предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так

как для него это жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится

житейских проблем, превратностей судьбы, вообще, всех трудностей.

Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию,

отражает степень волевого напряжения, поэтому люди, предпочитающие

зеленый цвет, стремятся к самоуверенности и уверенности вообще. Люди

же эксцентричные, добивающиеся поставленных задач не

целенаправленной

волевой

активностью,

а

посредством

эмоций,

отвергают зеленый цвет как несимпатичный. Наряду с ними, зеленый

цвет

отвергают

люди,

находящиеся

на

грани

психического

и

физического истощения.

О психологических особенностях состояния человека могут поведать и

другие

цвета.

Так,

оранжевый

любимый

цвет

людей,

обладающих

интуицией, и

страстных мечтателей. В геральдике этот цвет означает также лицемерие

и притворство. Розовый — это цвет жизни, всего живого. Он говорит о

необходимости любить и быть добрее. Те, кому он нравится, могут

разволноваться по самому незначительному поводу. У людей же

излишне прагматичных этот цвет вызывает раздражение. Фиолетовый

цвет

символизирует

присущую

человеку

инфантильность

и

внушаемость, потребность в поддержке, опоре. В этом смысле выбор

или отрицание

фиолетового цвета выступает своеобразным индикатором психической

и половой зрелости.

Исследования, проведенные российскими психологами В.Ф. Петренко

и В.В. Кучеренко, подтверждают имеющуюся взаимосвязь между

эмоциональными состояниями человека и выбором им определенных цветов

в качестве предпочитаемых. Так, в ситуациях радости, веселья особое

предпочтение

вызывают

энергонасыщенные

цвета

(желтый

и

красный), одновременно отрицаются цвета покоя и расслабленности

(синий и

коричневый), а также цвет небытия (черный). Для ситуаций, когда человек

испытывает чувство вины за различные поступки, характерно, наоборот,

отрицание энергонасыщенного красного и желтого и предпочтение серого и

синего цветов. Синий, таким образом, отражает не только безмятежный покой

и отдых, но в сочетании с серым соответствует состоянию пассивной

подавленности. В ситуациях, представляющих для человека какую-либо

опасность,

характерно

предпочтение

зеленого

цвета,

связанного

с

волевым

напряжением, и желтого как энергонасыщенного, связанного с потребностью

в быстрой разрядке напряжения. Причем, если для страха характерно

преобладание зеленого и серого цветов при отвержении желтого, красного и

фиолетового, то для агрессивного возбуждения в ответ на опасность

характерно

сочетание

желтого с

зеленым при

отрицании

черного

и

коричневого.

Литература.

1.

Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета. -

Вестн. Моск. ун-та - сер 14. - 2018. - №3.



В раздел образования