Напоминание

Предмет "Слушание музыки" в системе музыкального воспитания детей


Автор: Романова Ольга Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДМШ № 3"
Населённый пункт: Альметьевск
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: Предмет "Слушание музыки" в системе музыкального воспитания детей
Раздел: дополнительное образование





Назад




Предмет «Слушание музыки» в системе музыкального воспитания детей

В последние десятилетия во всем мире заметно усилился интерес к

вопросам музыкального воспитания детей и молодежи. Это объясняется,

прежде всего, возрастанием в современных условиях воздействия музыки на

формирование эстетических и нравственных идеалов молодежи, на ее

социальное поведение. Повсеместное распространение музыки и ее

абсолютная доступность в век НТП, чрезмерное увлечение молодежи сугубо

развлекательным искусством, прежде всего, разного рода модными

эстрадными ансамблями, создали опасность забвения лучших культурных

традиций, ослабления интереса к фольклору и классике, утрате способности

по-настоящему вслушиваться в музыку. Создание эстрадных кумиров,

многомиллионное тиражирование дисков и кассет с развлекательной

музыкой является выгодным бизнесом, ради которого приносятся в жертву

нравственные и эстетические идеалы. В условиях бума музыкальной

развлекательности прогрессивные музыканты видят музыкальное воспитание

детей и молодежи как одно из средств борьбы с антикультурой, борьбы за

истинно гуманное и облагораживающее влияние музыки на человека. В этой

борьбе они опираются на традиции народного и классического искусства.

В психолого- педагогической литературе многие известные педагоги,

психологи, композиторы, музыканты освещали различные проблемы

эстетического воспитания подрастающего поколения. Общие вопросы

эстетического воспитания, разработке его понятийно-терминологического

аппарата, определению сущности и задач посвящены работы В.Г. Асеева,

Л.И. Божовича, А.И. Буровой, И.Ф. Гончаровой, В.С. Ильина, М.С. Когана,

Е.В. Квятковского, Д.Б. Кабалевского, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, Б.М.

Неменского, Г.И. Петровой, Б.М. Теплова, С.Т. Шатковского.

Формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие

писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко,

Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), -

особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном

возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в

ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает

непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает

мышление, память, волю и другие психические процессы. На уроках

«Слушание музыки» происходит формирование эстетических чувств

личности младшего школьника средствами музыки в условиях учреждения

дополнительного образования. Задачами предмета

Задачи предмета «Слушание музыки»:

- развитие эстетического сознания;

- привить эстетический вкус, эстетические потребности в детях;

- научить грамотно и логически излагать свои мысли;

- развить образное восприятие детей, их фантазию и творческие навыки;

- формирование творческой инициативы, собственного отношения к

искусству;

- пробудить интерес к слушанию и разбору музыкальных произведений;

- расширение музыкальных впечатлений учащихся;

- расширить кругозор учащихся.

Основными направлениями работы на занятии являются: слушание

музыкальных произведений, передача впечатлений от прослушанных

музыкальных произведений посредством изобразительного искусства,

передача впечатлений от прослушанных музыкальных произведений в

устной форме.

Основные формы работы на уроках слушания музыки: прослушивание

музыкальных произведений, разбор выразительных средств, жанра,

музыкальной формы произведений, определение музыкального образа,

содержания произведения.

Прослушиванию музыкальных произведений предшествует небольшой

рассказ учителя о композиторе, об истории создания произведения, возможно

применение иллюстрационного материала (репродукций картин, отрывки из

литературных произведений, образно связанных с изучаемым

произведением). При выборе музыкального материала преподавателем

должна учитываться не только тематика, но и особенности развития детей,

их возраст.

Методы обучения на занятиях: наглядно-слуховой (исполнение

музыкального произведения), наглядно-зрительный (показ иллюстраций,

применение наглядных пособий).

Предмет «Слушание музыки» является общеэстетическим предметом, в

котором прослеживается связь музыки с другими видами искусства-

литературой, живописью.



В раздел образования