Авторы: Шульженко Татьяна Анатольевна, Дьяченко Екатерина Ивановна
Должность: преподаватели дисциплин профессионального цикла
Учебное заведение: МОУ "Учебно-профориентационный центр" г. Тирасполя
Населённый пункт: Приднестровская Молдавская Республика
Наименование материала: Доклад к педсовету "Эффективность педагогического поиска учителя по внедрению новых технологий на занятиях по профориентации"
Тема: "Инновационная деятельность на занятиях профориентации"
Раздел: среднее образование
Муниципальное образовательное учреждение
«Учебно-профориентационный центр» г. Тирасполя
Инновационная деятельность
на занятиях профориентации
Материал к педсовету
Выполнили:
Дьяченко Екатерина Ивановна,
Шульженко Татьяна Анатольевна
преподаватели дисциплин
профессионального цикла
Тирасполь 2025
Роль
профориентации
в
настоящее
время
приобретает
особую
актуальность и значимость по ряду причин: мир профессий стал более
дифференцированным и многообразным, на рынке труда появляются новые
профессии и специальности. Для многих сделать профессиональный выбор
стало значительно сложнее, соответственно, возрастает актуальность помощи
в данном вопросе. Тревожная статистика последних лет, когда молодые
специалисты
после
окончания
вуза
работают
не
по
специальности,
свидетельствует о том, что механизмы профориентации школьников слабо
задействованы или работают неэффективно.
Чтобы повысить эффективность профориентационной деятельности мы
используем инновационные технологии.
Инновации в образовании – это целенаправленные нововведения, целью
которых является получение стабильных и более эффективных результатов.
Цель
инновационной
деятельности:
научить
ребёнка
учиться,
подготовить его к жизни в постоянно меняющемся мире.
«…Именно
профориентация,
понимаемая
как
специально
организованное
сопровождение
профессионального
и
личностного
самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он
вообще учится». Н.С. Пряжников
Реализация
работы
по
профессиональному
самоопределению
школьников в Учебно-профориентационном центреведётся по 16 блокам
(восемь – в 8 классе и восемь – в 9 классе).
С нашей точки зрения, профессиональное самоопределение — это не
только выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной
жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности.
Современный взгляд на профессиональную успешность заключается в
том, что она формируется в трудовой деятельности, а не дана человеку от
рождения. Для овладения профессиональным мастерством необходимы
соответствующие способности, на основе которых формируются навыки, а
также положительная профессиональная мотивация, то есть интерес к работе.
«Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что
талант – в сущности его – и есть только любовь к делу, процессу работы…
Талант – это любовь к своей работе» (М.Горький).
Внимание к особенностям ребенка, оригинальное решение проблем
организации школьной жизни, разнообразные эксперименты по активизации
учебного процесса, интенсивные поиски новых форм и методов– все это
вписывается в поиски решений задач, стоящих перед образованием и
воспитанием подрастающих поколений в 21 веке.
Сегодня
наряду
с
результатами
учебной
деятельности
по
всем
предметам
значимыми
показателями
качества
образования
являются
личностное
развитие,
профессиональное
самоопределение,
состояние
здоровья, сформированность навыков здорового образа жизни и безопасного
поведения учащихся, успешное трудоустройство выпускников, а также
качество образовательного процесса и образовательной среды. Успех урока
как основной формы обучения определяется многочисленными факторами:
эмоциональностью педагога, уровнем развития учащихся, мотивацией к
учению, организацией взаимодействия учащихся друг с другом, характером
их деятельности и интересом к теме урока.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий
наиболее приемлемыми являются:
проблемное обучение и технология сотрудничества;
игровые технологии;
проектно-исследовательская деятельность;
информационно-коммукативные технологии;
интернет-технологии;
модульные технологии;
интерактивные методы в обучении и воспитании;
коллективно-творческая деятельность;
технология развития критического мышления.
Каждый преподаватель стремится сделать процесс обучения ярче,
веселее и интереснее. Ведь необычность ситуации заставляет детей лучше
запоминать информацию.
Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на одном из
приемов, используемом втехнологии развития критического мышления.
Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это
естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора
информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и
критически
ее
оценить,
осмыслить,
применить.
Встречаясь
с
новой
информацией,
учащиеся
должны
уметь
рассматривать
ее
вдумчиво,
критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы
относительно точности и ценности данной информации.
Приёмы и методы технологии критического мышления
особенно
эффективны при введении, закреплении и обобщении материала.
Одним
из
элементов
данной
технологии
является
кластер
-так
называется графический метод организации информации, позволяющий
сделать наглядными мыслительные процессы. Тут выделяются главные
смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей
между ними. Образовательный кластер – это изображение, которое
способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит
наглядной схемой-подспорьем для учащегося.
Прием «кластер» развивает умение формирования собственного мнения
на
основе
опыта
и
наблюдений.
Кроме
того,
он
содействует
самообразовательной деятельности учеников, умению работать как в группе,
так и самостоятельно, активизирует учебную деятельность. У ребят есть
возможность вносить исправления в готовые схемы.
При помощи этого приема на блоках «Экология и туризм» и «Основы
рекламного дела» учащиеся создают на листах А-4 графическое изображение
профессиограмм. Это позволяет расширить знания о выбранной профессии,
стимулирует активную умственную работу учащихся и приводит в систему
полученные знания.
На блоках «Творческая проектная деятельность» и «Профессия и
карьера» этим приёмом создаётся схема обдумывания итоговых проектов.
Применение кластера имеет следующие достоинства:
он позволяет охватить большой объем информации;
вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это
интересно;
дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха
ошибиться, высказать неверное суждение.
Одной из эффективных интерактивных технологий профессионального
самоопределения учaщихся является квeст. Это технология развивающего
обучения, специальным образом организованный вид исследовательской
деятельности, для выполнения которой учащиеся осуществляют поиск
информации по указанным адресам.
Цель квeст-тeхнoлогии в профориентации: формирование представления
о
мире
профессий,
профессиональном
самоопределении,
знакомство
учащихся
с
принципом
обоснованного
выбора
профессии
с
учетом
интересов,
способностей,
образовательных
возможностей
города
и
особенностей современного рынка труда.
Виды квест-технологий
В зависимости от сюжета квесты могут быть:
линейными, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно
задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не
пройдут весь маршрут;
штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень
точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути
решения задач;
кольцевыми, они представляют собой тот же «линейный» квест, но
замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут
для них финишными.
Примеры заданий.
Заготавливается лист с профессией (разрезается на пазлы), на обратной
стороне каждого пазла пишется одна буква, заданной профессии. Чтобы
собрать пазл, учащимся необходимо выполнить столько заданий, сколько
букв в данном слове.
Например викторина Знай свой город: даётся задание, ограниченное
временем:
1. объект находится по улице 25 Октября напротив посольства РФ (памятник
первой электростанции)
2. Чьё имя носит гуманитарно-математическая гимназия (школа № 6)?
(Зелинского)
3. Памятник, установленный возле центральной библиотеки (А.С. Пушкину)
и т.д.
Отыскав правильный ответ, учащийся получает один пазл с буквой и
так далее, пока не соберёт все буквы заданного слова, затем собирается пазл
с профессией.
Выполнив это задание, команда переходит к следующему: рассказать об
этой профессии по плану.
Бывает так, что ни один член команды не может ответить на вопрос,
тогда команда может воспользоваться
Интернетом. За это очки не
снимаются, но теряется время.
В
целом
нетрадиционные
технологии,
использующиеся
в
образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют
обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного
достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.
Сближение теории и практики даёт самые благотворные
результаты, и не одна только практика выигрывает,
сама наука развивается под её влиянием.
Чебышев П.Л.