Автор: Семенова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 1"
Населённый пункт: г.Чистополь, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "РАЗВИВАЕМ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАЩИХСЯ" Образовательные и воспитательные аспекты работы с одарёнными школьниками
Раздел: среднее образование
Открытый Всероссийский дистанционный конкурс докладов
«Простые истины...»
Доклад:
«
РАЗВИВАЕМ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАЩИХСЯ»
(Образовательные и воспитательные аспекты
работы с одарёнными школьниками)
Выполнила: учитель высшей
квалификационной категории
МБОУ «Лицей № 1» г. Чистополя
Семенова Татьяна Анатольевна
Чистополь – 2024
В наше время наиболее успешными становятся ученики, которые владеют
даром слова, ведь получить высокие баллы на ЕГЭ по русскому языку может
только тот, кто хорошо справится с заданием повышенной сложности -
сочинением. Так, два моих выпуска на ЕГЭ - 2020 и 2023 по русскому языку
заняли 3 и 9 места в Республике Татарстан по результатам среднего балла.
Практика подтверждает, что лучше всего с сочинением на экзаменах
справляются творчески активные учащиеся.
Как учителю методически грамотно познакомить своих новых учеников-
пятиклассников с миром творчества? Безусловно, это непросто: создание
творческих работ предполагает у их создателей наличие жизненного опыта. Но
какой жизненный опыт может быть у маленьких девочек и мальчиков?
Поэтому творческие работы с пятиклассниками начинаю с сочинений, в
которых они рассказывают о себе. В этом мне помогает детский писатель
Виктор Драгунский. После чтения его рассказов о Дениске «Что я люблю?»,
«И чего не люблю…» предлагаю своим ученикам так же весело рассказать о
себе. Рассказать о том, что каждый из них любит или не любит и объяснить –
почему.
Рамки уроков не дают нам достаточного количества времени на
творчество, поэтому на доске пишу некоторые ключевые фразы из текстов В.
Драгунского: «Я очень люблю…, потому что…», «Когда у меня хорошее
настроение, я люблю…» и др. В написанных сочинениях чувствуется детская
непосредственность: «Не люблю комаров, мух и других разных жучков: одни
жужжат, другие страшные!» (Искандер); «Люблю играть дома с моими
подружками в школу. Мне нравится на них кричать и ставить им двойки»
(Кристина); «Я люблю смотреть через вещи, в которых много кругляшков, и
представлять, что я – муха» (Влада). Эта работа настолько увлекает учеников,
что дома многие из них по собственному желанию пишут её продолжение:
детям интересно рассказывать о себе, раскрывать себя в творчестве, которое им
понятно. Старшеклассников же этому научить намного сложнее, так как они
становятся более сдержанными в проявлении своих чувств и эмоций в
творческих работах.
Помимо основных тем сочинений, предусмотренных программой
Министерства образования, для развития творческой активности у учащихся и
выявления среди них наиболее способных к творчеству, ввожу такие, как:
«Письмо в будущее», «Три желания для золотой рыбки», «Хороший ли я
сын?/Хорошая ли я дочь?», «Сон накануне открытого урока по истории» и др.
Выявление лучших творческих работ учащихся после проверки предполагает
дальнейшую работу их авторов над своими произведениями, но уже под
руководством учителя-словесника.
Например, победителю конкурса классных сочинений на тему «Сон
накануне открытого урока по истории» Абакунину Глебу я предложила
расширить круг действующих лиц его сказки (он был в ней единственным
героем). По моему совету Глеб ввёл в неё своих друзей-одноклассников –
«партнёров по плечу и лицу» и учителя истории Галину Анатольевну,
использующую элементы сингапурской методики в заданиях, которые она
предлагает ученикам, странствующим по Древнему Египту. Продолжение
работы над сказкой получилось для юного писателя сложным, но очень
интересным: консультации с учителем истории по вопросу использования
элементов сингапурской методики в сюжете сказки, беседы с «партнёрами по
плечу и лицу» о чувствах, которые они могли бы испытывать, оказавшись в его
произведении, кропотливая работа над словом под руководством учителя-
словесника... В результате у моего ученика получилось новое произведение -
«Сон с элементами сингапурской методики», выступая с которым на научно-
практических конференциях, Абакунин Глеб стал победителем и призёром.
Дети взрослеют, и сказочные сюжеты в их творчестве сменяются
рассказами. «Пишите в своих произведениях о себе! О том, что вы видите и
чувствуете. Это очень важно!» – сказал как-то участникам республиканского
творческого конкурса, проходившего в Набережных Челнах, писатель Михаил
Гоголев. И мы учим этому своих учеников: учим их наблюдать за
происходящим в жизни, замечать то, чего не видят другие, анализировать
события, пропуская их «через себя», правильно выражать чувства и эмоции.
Но крайне редко ученики могут вспомнить о себе или о других что-то
интересное – то, о чём бы они могли рассказать в своих творческих работах.
Сказывается небольшой жизненный опыт и загруженность. Хотят писать, но не
знают - о чём. Приходится «выручать» своих одарённых детей историями,
которые мне самой приходилось когда-нибудь наблюдать в повседневной
жизни. Например, поведала им о том, как однажды в поезде, в плацкартном
вагоне одна молоденькая мама слезливо рассказывала своим попутчикам о
больном сердце пятилетнего сынишки, которого она везла на операцию в
Казань. А когда ей дали большой сочный персик, чтобы она покормила им
своего ребёнка, она случайно… съела персик сама... На первый взгляд,
незначительное происшествие. Но если представить себя героиней этого
рассказа, прочувствовать всё происходящее на твоих глазах, то «случайностью»
это уже не покажется. Так появился рассказ Камилы Шарифуллиной «Три
персика», который принёс своему юному автору несколько призовых мест в
республиканских и муниципальных конкурсах.
А ещё рассказала своим ученикам о том, как на железнодорожном вокзале
однажды
наблюдала
за
неприятным
превращением
любознательного
подвижного ребёнка в сгорбленного старичка. Это произошло потому, что
родители, желая успокоить своего малыша, усадили его в железное кресло и
вложили в ручки смартфон. Мальчик «впился» глазами в телефон и больше не
двигался…
Из
этой
небольшой
истории-зарисовки
позднее
«вырос»
замечательный рассказ Вольновой Влады «Есть у Митеньки смартфон»,
заканчивающийся таким четверостишием: «Есть у Митеньки смартфон –
мобильный умный телефон, но исчез наш мир реальный, лишь появился
виртуальный». С этим произведением Влада заняла 1 место на
XIII
республиканских
Кирилло-Мефодиевских
юношеских
научных
чтениях,
почётным членом жюри которых был российский детский прозаик и поэт Борис
Вайнер.
Успех в творчестве окрыляет настоящие таланты, даёт стимул для их
дальнейшего развития. Так, после работы над образом «застывшего над
смартфоном ребёнка» моя ученица Влада начала замечать то, на что не
обращала внимания раньше: «Татьяна Анатольевна, мне страшно смотреть на
окружающих людей, застывших над сотовыми телефонами! А ведь эти люди
везде: в лицее, на улице, в транспорте… Мне кажется, что телефоны забирают
души людей, а самих людей превращают в зомби!» - заметила в разговоре со
мной моя ученица. На что получила ответ: « А ты постарайся это описать,
Владочка, - что ты видишь, чувствуешь, к каким выводам приходишь,
наблюдая за окружающими». И из отдельных зарисовок появилось на свет её
замечательное эссе «Всемирная паутина не дружит с реальным миром
природы», выступая с которым на XV республиканской научно-практической
конференции школьников им. Л.Н. Толстого моя ученица была награждена
дипломом I степени. Вот лишь несколько строк из её произведения:
«... Рано утром вхожу в школу и вижу сидящих на скамейках у дверей
учебных кабинетов девочек и мальчиков... Они ждут, когда начнутся уроки. В
коридорах ещё полумрак. Глубокая тишина, и практически отсутствует
всякое движение.
Дети здесь... но их нет. Разве такое возможно?! –
удивитесь вы. – Возможно. Это – современные дети, дети особенные. Их
особенность: жизнь в двух мирах – реальном (телом) и виртуальном (душой).
Раньше считали, что душа покидает тело, когда человек уходит в мир иной. А
сейчас это в порядке вещей: двоемирие поглотило не только детей, но и
многих взрослых...
У них иной мир. Мир, в котором другие ценности: чаты, сайты, лайки,
стикеры, статусы, гигабайты... Им не дано знать, до чего удивительно
нежны первые ярко-зелёные клейкие берёзовые листочки. Им не интересно, как
шумят столетние сосны, если вдруг поднимется сильный ветер в лесу. Для них
тихое журчание родника – пустой звук и картинка, не останавливающая
взгляд, а упоительный запах цветущей липы или трав на лугу - мелочь, не
достойная внимания...
Лишь только закончатся уроки и дети вернутся домой, как глаза их снова
устремляются в одну точку – гаджет, и оплетает их своей невидимой
паутиной виртуальный мир, в котором даже прекрасные бабочки или
безобидные огромные киты превращаются в символы смерти...»
Итак, увидеть и вовремя поддержать ростки таланта в наших учениках –
непростая задача каждого учителя. И чем раньше начинается эта работа с
детьми, тем больших успехов в обучении они достигают. Учитель становится
для девочек и мальчиков проводником не только в мир творчества, но и в мир
реальной жизни, в мир чувств людей, помогает своим ученикам видеть и
понимать эту непростую жизнь. А ещё - исполнить мечту с выбором
профессии: ведь высокие баллы на ЕГЭ, которые получают мои учащиеся,
открывают перед ними множество новых дорог!