Напоминание

Игровые методики,как неотъемлемая часть учебного процесса при обучении детей младших классов музыкальной школы 1-3кл


Автор: Кузнецова Галина Николаевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "СДМШ"
Населённый пункт: г/о Ступино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игровые методики,как неотъемлемая часть учебного процесса при обучении детей младших классов музыкальной школы 1-3кл
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

дополнительного

ОБРАЗОВАНИЯ

«Ступинская детская музыкальная школа»

Методическая работа на тему

«Игровые методики, как неотъемлемая часть учебного

процесса при обучении детей младших классов музыкальной

школы (1 – 3 классы)»

Выполнила

преподаватель по классу

фортепиано

МБУ

ДО

«СДМШ»

Кузнецова

Галина

Николаевна.

Ступино, 2024 год

Обучение детей младших классов музыкальной школы – процесс

особенный и очень индивидуальный. Начиная с момента знакомства с

ребёнком

и

постепенному

его

приобщению

к

занятию

музыкой,

преподавателю стоит активно обращать внимание на общий уровень

развития ученика и оценивать возможности его творческого мышления. Эти

два аспекта играют одну из основных физических и психологических данных

ребёнка, позволяющих успешно развиваться в музыкальной сфере. Поэтому

важной задачей преподавателя является развитие мышления, воображения и

общих культурных знаний учеников.

Процесс

обучения

игре

на

фортепиано

занятие

непростое,

монотонное, часто труднодоступное для детского понимания. Нередко

возникают сложности с учениками младших классов по причине обилия

новой и специфической информации, не всегда сразу же поддающейся

пониманию. В связи с этим у учеников наблюдается отсутствие внимания и

сконцентрированности на уроке, появляется рассеянность. Перегруженность

«сухостью» информации не способствует успешному обучению.

Именно поэтому перед преподавателем стоит важная задача

преобразования простого урока во взаимодействие преподавателя и ученика,

разработка индивидуального подхода к каждому ребёнку, и, конечно же

использование личных методик разнообразия игрового процесса на уроке.

Представляю личные наработки, используемые мною во время занятий с

учениками младших классов (1-3классы)

1. «Радуга нот»

Для малыша, начавшего обучение игре на

фортепиано,

первой

сложностью

становится

изучение

и

правильное

запоминание расположения нот на клавиатуре и нотоносце. Я разработала и

использую в своей работе методику семи цветов, каждый из которых

обозначает семь нот.

На самом начальном этапе обучения нотной грамоте, на уроке вместе

с начинающим учеником мы рисуем в тетради клавиатуру в одну октаву,

подписываем ноты, начиная от «до» первой октавы и заканчивая нотой « си»

первой октавы. Дальше на выбор ученика предлагаю закрасить нарисованные

клавиши одним из семи цветов, тем самым присвоив каждой ноте свой цвет.

После этого находим вместе с учеником расположение каждой цветной

клавиши (по названию нот) на нотоносце и закрашиваем найденные нотки

цветом, соответствующим цвету закрашенной ранее клавиши.

Яркий визуальный расклад нот поможет маленькому пианисту легче

и быстрее запомнить соотношение расположения нот на нотоносце и на

клавиатуре фортепиано.

2. «Музыка-картинка». Этот игровой метод может применяться с

учениками музыкальной школы всех возрастов, но особенно эффективен для

учеников младших классов.

При работе на уроке с учениками преподаватель разъясняет ребёнку,

что музыка - это не просто набор отдельных нот и созвучий. Музыка – это

своеобразный язык общения композитора со слушателями, с исполнителем.

Именно поэтому следует обращать особое внимание

на то, что хотел

рассказать нам композитор своим произведением.

В младших классах преподавателю необходимо пробудить фантазию

ученика. Попробуйте на уроке изобразить кукушку, вспомнить с учеником,

как она кукует, попытаться передать через инструмент звуки птицы. В

целом, чтобы ребёнок смог передать «сценарий»

музыки, необходима

визуализация музыкальных произведений. Тут имеется ввиду замещение

образно-словесного представления чем-то действительным, существующим,

тем, что можно потрогать, посмотреть, понюхать. Через осязание дети лучше

воспринимают информацию. Этот факт стоит учитывать при работе

с

учениками в младших классах.

Играете «Новую куклу» из детского альбома П.И.Чайковского?

Попросите ребёнка к уроку нарисовать ту самую куклу, которую, как ему

кажется, изображает композитор в своей музыке. А может быть, ученик

принесёт на урок свою новую куклу. Посадите её на инструмент, пусть

ребёнок

более

отчётливо

будет

представлять

музыкальный

образ

и

передавать его через музыку.

3. Сказка «Про кота Фа-ми и про кошку До-си». Эта методика

рассчитана

на

маленьких

детей,

находящихся

в

процессе

изучения

расположения нот на нотном стане и на клавиатуре. Суть заключается в

рассказе преподавателем небольшой сказки, во время которой ребёнок в

нужный момент должен «сыграть имена» кошек в разных октавах в

зависимости от ситуации, происходящей в сказке.

«Жила-была кошка До-си (ребёнок играет в первой октаве правой

рукой вторым и третьим пальцем соответствующие ноты). И жил-был кот

Фа-ми (ученик играет в малой октаве левой рукой вторым и третьим пальцем

соответствующие нотки).» В процессе «озвучивания» имён кошек можно

предложить ребёнку изобразить, как мяукает кошка.

«Однажды кошка До-си (ребёнок играет в первой октаве правой рукой

вторым и третьим пальцем соответствующие ноты) и кот Фа-ми (ученик

играет

в

малой

октаве

левой

рукой

вторым

и

третьим

пальцем

соответствующие нотки) встретились и захотели поговорить. После этого

кошка пошла к себе домой, она жила на девятом этаже (ребёнку предлагается

представить, где на клавиатуре может находиться девятый этаж (верхняя

октава) и сыграть соответствующие нотки), а кот пошёл к себе домой, он жил

в подвале (аналогичная работа по поиску «подвала» на клавиатуре).

Через некоторое время кошка До-си (ученик играет) пришла в гости к

коту Фа-ми (поочередно играем имя кота, затем кошки в соответствующей

октаве, помним, что кот живёт в подвале), чтобы поесть шоколадных мышек.

После вкусного чая кошка До-си (ученик играет) и кот Фа-ми (ученик играет

забрались на крышку (ищем 3-ю октаву, представляем там имена кошек) и

увидели там звёзды: одну звали До-си (предлагаем ученику представить, что

звезды находятся выше сказочных крыш и играем в 4 октаве соответственно),

а другую Фа-ми».

Такая небольшая незамысловатая сказка открывает возможность

пофантазировать вместе с ребёнком. Ведь в цепочку событий можно

добавлять и придумывать что-то своё. Так же такое упражнение полезно для

внимательности ученика и представлению движения вверх и вниз на

инструменте.

Представленные в данной работе методики являются лишь малой

частью возможных взаимодействий преподавателя и ребёнка на уроке.

Целью данного подхода является развитие творческого мышления и

эмоционального отклика ученика. Ведь без определённой наполненности

умственной,

творческой

и

эмоциональной

составляющей

невозможно

полноценно освоить ни один из музыкальных инструментов. Игра на

фортепиано – не только мышечная работа пальчиков. В первую очередь, это

умственная работа, умение понимать музыку, слушать и «пропускать» её

через себя. Только при таком подходе можно добиться красоты и полноты

звучания инструмента.



В раздел образования