Автор: Кузнецова Галина Николаевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "СДМШ"
Населённый пункт: г/о Ступино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игровые методики,как неотъемлемая часть учебного процесса при обучении детей младших классов музыкальной школы 1-3кл
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
дополнительного
ОБРАЗОВАНИЯ
«Ступинская детская музыкальная школа»
Методическая работа на тему
«Игровые методики, как неотъемлемая часть учебного
процесса при обучении детей младших классов музыкальной
школы (1 – 3 классы)»
Выполнила
преподаватель по классу
фортепиано
МБУ
ДО
«СДМШ»
Кузнецова
Галина
Николаевна.
Ступино, 2024 год
Обучение детей младших классов музыкальной школы – процесс
особенный и очень индивидуальный. Начиная с момента знакомства с
ребёнком
и
постепенному
его
приобщению
к
занятию
музыкой,
преподавателю стоит активно обращать внимание на общий уровень
развития ученика и оценивать возможности его творческого мышления. Эти
два аспекта играют одну из основных физических и психологических данных
ребёнка, позволяющих успешно развиваться в музыкальной сфере. Поэтому
важной задачей преподавателя является развитие мышления, воображения и
общих культурных знаний учеников.
Процесс
обучения
игре
на
фортепиано
–
занятие
непростое,
монотонное, часто труднодоступное для детского понимания. Нередко
возникают сложности с учениками младших классов по причине обилия
новой и специфической информации, не всегда сразу же поддающейся
пониманию. В связи с этим у учеников наблюдается отсутствие внимания и
сконцентрированности на уроке, появляется рассеянность. Перегруженность
«сухостью» информации не способствует успешному обучению.
Именно поэтому перед преподавателем стоит важная задача
преобразования простого урока во взаимодействие преподавателя и ученика,
разработка индивидуального подхода к каждому ребёнку, и, конечно же
использование личных методик разнообразия игрового процесса на уроке.
Представляю личные наработки, используемые мною во время занятий с
учениками младших классов (1-3классы)
1. «Радуга нот»
Для малыша, начавшего обучение игре на
фортепиано,
первой
сложностью
становится
изучение
и
правильное
запоминание расположения нот на клавиатуре и нотоносце. Я разработала и
использую в своей работе методику семи цветов, каждый из которых
обозначает семь нот.
На самом начальном этапе обучения нотной грамоте, на уроке вместе
с начинающим учеником мы рисуем в тетради клавиатуру в одну октаву,
подписываем ноты, начиная от «до» первой октавы и заканчивая нотой « си»
первой октавы. Дальше на выбор ученика предлагаю закрасить нарисованные
клавиши одним из семи цветов, тем самым присвоив каждой ноте свой цвет.
После этого находим вместе с учеником расположение каждой цветной
клавиши (по названию нот) на нотоносце и закрашиваем найденные нотки
цветом, соответствующим цвету закрашенной ранее клавиши.
Яркий визуальный расклад нот поможет маленькому пианисту легче
и быстрее запомнить соотношение расположения нот на нотоносце и на
клавиатуре фортепиано.
2. «Музыка-картинка». Этот игровой метод может применяться с
учениками музыкальной школы всех возрастов, но особенно эффективен для
учеников младших классов.
При работе на уроке с учениками преподаватель разъясняет ребёнку,
что музыка - это не просто набор отдельных нот и созвучий. Музыка – это
своеобразный язык общения композитора со слушателями, с исполнителем.
Именно поэтому следует обращать особое внимание
на то, что хотел
рассказать нам композитор своим произведением.
В младших классах преподавателю необходимо пробудить фантазию
ученика. Попробуйте на уроке изобразить кукушку, вспомнить с учеником,
как она кукует, попытаться передать через инструмент звуки птицы. В
целом, чтобы ребёнок смог передать «сценарий»
музыки, необходима
визуализация музыкальных произведений. Тут имеется ввиду замещение
образно-словесного представления чем-то действительным, существующим,
тем, что можно потрогать, посмотреть, понюхать. Через осязание дети лучше
воспринимают информацию. Этот факт стоит учитывать при работе
с
учениками в младших классах.
Играете «Новую куклу» из детского альбома П.И.Чайковского?
Попросите ребёнка к уроку нарисовать ту самую куклу, которую, как ему
кажется, изображает композитор в своей музыке. А может быть, ученик
принесёт на урок свою новую куклу. Посадите её на инструмент, пусть
ребёнок
более
отчётливо
будет
представлять
музыкальный
образ
и
передавать его через музыку.
3. Сказка «Про кота Фа-ми и про кошку До-си». Эта методика
рассчитана
на
маленьких
детей,
находящихся
в
процессе
изучения
расположения нот на нотном стане и на клавиатуре. Суть заключается в
рассказе преподавателем небольшой сказки, во время которой ребёнок в
нужный момент должен «сыграть имена» кошек в разных октавах в
зависимости от ситуации, происходящей в сказке.
«Жила-была кошка До-си (ребёнок играет в первой октаве правой
рукой вторым и третьим пальцем соответствующие ноты). И жил-был кот
Фа-ми (ученик играет в малой октаве левой рукой вторым и третьим пальцем
соответствующие нотки).» В процессе «озвучивания» имён кошек можно
предложить ребёнку изобразить, как мяукает кошка.
«Однажды кошка До-си (ребёнок играет в первой октаве правой рукой
вторым и третьим пальцем соответствующие ноты) и кот Фа-ми (ученик
играет
в
малой
октаве
левой
рукой
вторым
и
третьим
пальцем
соответствующие нотки) встретились и захотели поговорить. После этого
кошка пошла к себе домой, она жила на девятом этаже (ребёнку предлагается
представить, где на клавиатуре может находиться девятый этаж (верхняя
октава) и сыграть соответствующие нотки), а кот пошёл к себе домой, он жил
в подвале (аналогичная работа по поиску «подвала» на клавиатуре).
Через некоторое время кошка До-си (ученик играет) пришла в гости к
коту Фа-ми (поочередно играем имя кота, затем кошки в соответствующей
октаве, помним, что кот живёт в подвале), чтобы поесть шоколадных мышек.
После вкусного чая кошка До-си (ученик играет) и кот Фа-ми (ученик играет
забрались на крышку (ищем 3-ю октаву, представляем там имена кошек) и
увидели там звёзды: одну звали До-си (предлагаем ученику представить, что
звезды находятся выше сказочных крыш и играем в 4 октаве соответственно),
а другую Фа-ми».
Такая небольшая незамысловатая сказка открывает возможность
пофантазировать вместе с ребёнком. Ведь в цепочку событий можно
добавлять и придумывать что-то своё. Так же такое упражнение полезно для
внимательности ученика и представлению движения вверх и вниз на
инструменте.
Представленные в данной работе методики являются лишь малой
частью возможных взаимодействий преподавателя и ребёнка на уроке.
Целью данного подхода является развитие творческого мышления и
эмоционального отклика ученика. Ведь без определённой наполненности
умственной,
творческой
и
эмоциональной
составляющей
невозможно
полноценно освоить ни один из музыкальных инструментов. Игра на
фортепиано – не только мышечная работа пальчиков. В первую очередь, это
умственная работа, умение понимать музыку, слушать и «пропускать» её
через себя. Только при таком подходе можно добиться красоты и полноты
звучания инструмента.