Напоминание

"Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ"


Автор: Ветрова Наталия Николаевна
Должность: мбдоу"детский сад"лукоморье" структурное подразделение "созвездие"
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад"Лукоморье" структурное подразделение "Созвездие"
Населённый пункт: г .Михайловка, Волгоградская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ

Аннотация

В данной публикации рассматривается значение опытно-исследовательской

деятельности в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).

Раскрываются ее цели, методы организации и влияние на познавательное

развитие детей. Материал будет полезен воспитателям, педагогам

дополнительного образования и родителям, заинтересованным в развитии

исследовательских навыков у дошкольников.

Введение

Дошкольный возраст – это период активного познания окружающего мира.

Опытно-исследовательская деятельность позволяет детям не только получать

новые знания, но и развивать критическое мышление, любознательность и

самостоятельность. В условиях ФГОС ДОУ такая деятельность становится

неотъемлемой частью образовательного процесса, способствуя

формированию у детей основ научного мировоззрения.

Цель публикации – познакомить с методами организации исследовательской

деятельности в ДОУ, ее формами и практическими примерами.

Основная часть

Понятие и значение опытно-исследовательской деятельности

Опытно-исследовательская деятельность – это процесс познания, в ходе

которого ребенок самостоятельно или с помощью взрослого изучает свойства

предметов и явлений, устанавливает причинно-следственные связи и делает

выводы.

Основные цели:

- Развитие познавательной активности и любознательности.

- Формирование навыков наблюдения, анализа и экспериментирования.

- Стимулирование творческого и логического мышления.

Формы и методы организации исследовательской деятельности

В ДОУ используются различные формы работы:

- Экспериментирование (опыты с водой, воздухом, магнитами и др.).

- Наблюдения (за природными явлениями, растениями, животными).

- Исследовательские проекты (краткосрочные и долгосрочные, например,

«Почему тает снег?»).

- Проблемные ситуации (постановка вопросов и поиск решений).

Примеры опытов и исследований

- «Тонет – не тонет» (изучение плавучести предметов).

- «Волшебные краски» (смешивание цветов).

- «Где живет воздух?» (опыты с воздушными шариками, водой и

соломинками).

Роль педагога и родителей

Педагог выступает в роли наставника, который направляет детей, задает

наводящие вопросы, но не дает готовых ответов. Родители могут поддержать

интерес к исследованиям через домашние эксперименты и совместные

проекты.

Выводы

Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ:

- Способствует развитию познавательных процессов и творческих

способностей.

- Формирует у детей навыки самостоятельного поиска информации.

- Учит анализировать, сравнивать и делать выводы.

Включение таких методов в образовательный процесс делает обучение более

увлекательным и эффективным, закладывая основы будущей учебной

деятельности.

Список литературы

1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для

дошкольников. – М.: Сфера, 2021.

2. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском

саду. – М.: ТЦ Сфера, 2020.

3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших

дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2019.

4. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности

дошкольников. – М.: Аркти, 2022.

5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. –

М.: Национальный книжный центр, 2021.

6. ФГОС ДО – Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования.



В раздел образования