Автор: Баранова Наталья Лазаревна
Должность: преподаватель вокала
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств №6 г. Донецка"
Населённый пункт: г.Донецк, Донецкая область
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Работа над певческим дыханием с начинающими в классе вокала ДМШ, ДШИ
Раздел: дополнительное образование
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА ИСКУССТВ №6»
ГОРОДА ДОНЕЦКА
Методический доклад
«Работа над певческим дыханием с начинающими в
классе вокала ДМШ, ДШИ»
Методический доклад
преподавателя первой категории
вокально-хорового отделения
Муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования
«Школа искусств №6» г. Донецка
Барановой Натальи Лазаревны
Донецк-
2025
Дыхание – основа основ в вокале.
Если хочешь научиться петь, то нужно правильно научиться дышать.
Следует
всегда
помнить
слова
большого
педагога-вокалиста
Ф.Ламперти, который говорил, что на раннем этапе воспитания голоса певцу
следует “учиться больше умом, а не голосом, так как утомив его, никакими
средствами не приведешь опять в хорошее состояние. “Хорошая голова –
залог успешной работы, она так же важна, как и хороший голос.
Фундаментом, основой в пении является дыхание.
Считается, что хорошее пение – это “мастерство выдоха”, но чтобы
“мастерски выдыхать”, надо научиться “вдыхать”.
Чтобы сказать или спеть на дыхании фразу, нужен достаточный объем
воздуха, который проходя постепенно, струей через связки – горло, как
смычок по струнам, заставит наш “голосовой инструмент” звучать. Конечно,
это очень упрощенная схема, но главная идея здесь показать важность
дыхания в процессе звукообразования.
Дыхание в пении должно быть активное, целенаправленное, собранное в
упругий «пучок».
Для того, чтобы навсегда освоить профессиональное вокальное
дыхание и приучить свой голос к правильному и красивому
звукоизвлечению, нужно знать несколько основополагающих принципов и
приемов, основанных на природных, естественных особенностях нашего
голоса в сочетании с современными техниками, используемых для
обучения в вокальных школах. Плюс систематические занятия.
Первый вопрос, который задает человек, желающий овладеть мастерством
вокала – как научиться петь? И с чего начать?
Прежде всего нужно обратить внимание на дыхание, ведь качество вокала
напрямую зависит от правильно поставленного певческого дыхания…
Рассмотрим типы вокального дыхания:
Грудное
(ключичное
или
верхнегрудное)
–
таким
дыханием
мы
пользуемся в обычной жизни, когда при вдохе производится расширение
грудной клетки в верхней части дыхательного аппарата, живот немного
втягивается и наблюдается легкое поднятие ключиц и плечей.
Костоабдоминальное – включаются в работу грудная клетка, диафрагма и
брюшная полость.
Диафрагматическое – задействуется диафрагма, активно сокращаются и
расширяются мышцы диафрагмы и брюшной полости, наблюдается
небольшое выдвижение живота вперед. Есть еще один нюанс —
женщины дышат больше диафрагмой, тогда как мужчины — животом.
Дыхание нужно брать в расслабленном состоянии, без напряжения, потому
как если дыхание производится в напряженном состоянии, произойдет
«зажим» гортани, что впоследствии приведет к узкому, «зажатому» звуку без
тембральной окраски. При таком состоянии верхние ноты и вокальная
техника недопустима, к тому же это нехорошо для голоса. Перед сложной
фразой или высокой нотой нужно уметь отпускать все напряжение и
начинать петь в состоянии физической свободы.
Советы:
Когда поете и берете дыхание, нужно стоять прямо, расслабленно,
ощущать опору в ногах – это залог успеха правильного дыхания;
Не нужно набирать воздуха слишком много, следует научиться брать
столько воздуха, сколько требуется для той или иной фразы;
Научитесь отдавать дыхание постепенно, плавно и бережно выдыхая в
звук без толчков, не форсируя выдох;
Запомните, что на вдохе должны раздвигаться нижние ребра, воздух при
этом уходит вниз не только в диафрагму, но и в живот, спину, бока и
поясничную часть, по всей окружности тела. При таком взятии дыхания
заполняется нижняя часть легких.
Упражнения на дыхание:
Вот некоторые упражнения на развитие дыхания, которые я использую на
уроках вокала, их также можно выполнять в домашних условиях. Каждое
упражнение выполняется по несколько минут.
1.
Работа плечами, ощущая плечевой пояс и убирая его, ощущать опору
в ногах. Научиться контролировать «вдох» без применения плечевого
пояса.
2.
Дышим носом (поочерёдно). Дыхание в живот – наполняем воздухом
(«Пупс»).
Вокальное дыхание – это когда задействован нижний пресс, косые
мышцы спины и диафрагма. Ученики ощущают на первоначальном этапе
обучения пока только нижний пресс.
3. Чтобы его почувствовать существуют упражнения:
Дети многократно произносят буквы подталкивая каждое произнесение
животом.
Кашель
Шарик - с - с - с - с –
Собачка - аф – аф - аф - аф - (Шаляпин)
Кошка - кис - кис - кис - кис –
Черепаха - ч - ч - ч - ч -
Филин - ф - ф - ф - ф –
Всадник - хэй - хэй - хэй - хэй –
4. На одном дыхании:
- С - С - С - С -
- Ч - Ч - Ч - Ч -
- Ф - Ф - Ф - Ф –
- Хэй – Хэй – Хэй – Хэй –
5.
На одном дыхании:
Длинный шарик - СССССССССССС-
- ШШШШШШШШШШ-
В конце ставя небольшую точку.
6.
На одном дыхании (усложняя гласными буквами):
- СИИИИИИИИИИИИЧЬ- (чь – точка)
- ТИИИИИИИИИИИИЧЬ- (чь – точка). Контроль за ровностью звука
на дыхании.
7.
Упражнения на дикцию:
Дикция (греч.) – произношение. Критерий достижения хорошей дикции в
хоре – это полноценное усвоение содержания исполняемого произведения
аудиторией. Формирование хорошей дикции основывается на правильно
организованной работе над произношением гласных и согласных
Массаж языка - «Маятник» - острый язык (открытый рот, закрытый
рот).
«Лошадки» - «о», «и» по 4р.
«р» - на улыбке, безпрерывная работа кончика языка.
Действие нижнего пресса – 3р, 4р, 5р.
«Трактор» - на одном дыхании (контороль).
«Ракета» - на одном дыхании (контроль).
Расширение диапозона.
Массаж губ - «Фио – Тью» (растягивание, сжатие губ). Работа мышцами
лица.
«Машинка» - работа губ с помощью выдыхаемого воздуха.
«Машинка» - контроль за дыханием (выдохом).
Массаж губ – острые губы «Салют» - «б, б, б, б» - работа нижнего пресса.
Скороговорка «Белый снег» - чёткость произношения согласных букв,
которые наряду с гласными также необходимы в пении.
Белый снег, белый мел
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела
Белой даже не была.
Работа над фразировочным дыханием (по 2 строчки).
8.
Подготовка к пению.
Массаж мочек ушей, ушных раковин.
«Киска» - зевок (расслабляем мышцы шеи) – «калейдоскоп» (показать
ямочки), (тренируем голосовые связки). Методика Б.Емельянова.
«Крокодил» - «а, о, у, ы» - на одном дыхании. Формируем
фразировочное дыхание.
«Чайки» - расслабляем мышцы шеи, тренируем голосовые связки на
исполнение высоких нот.
9. Следующие упражнения очень полезны как для формирования
привычки правильного дыхания, так и для разогрева голосового аппарата.
Предлагаемые упражнения следует петь восходящем и нисходящем
движении по полутонам.
«Колокол» - «Бом» - на выдохе промычать букву «м». Губы слегка
сомкнуты, но не сжаты. Внутри рта сохраняем купол («горячая картошка»).
Упражнение поётся ровно, без толчков. Руки следят за дыханием.
Следует воспитывать слуховой контроль (музыкальный слух) в переходах к
следующей тональности и контроля окончания дыхательной позиции.
«Паровоз» - «Ту, Ту, Ту». Упражнение поём по три слога, следим за
ровность выдыхаемого воздуха. Распевание на слоги с буквой «у»
вырабатывают высокую вокальную позицию. Хорошо для состояния
певческого аппарата – естественное положение.
Использование гласной «У», особенно на начальном этапе работы над
певческим навыком важно для выработки певческого дыхания, ликвидация
горлового пения, форсированного звучания, возникающего у певцов от
неправильного положения гортани.
«Машинка». «Ракета» (В.Кашеваров)
Упражнение «ракета» полезно для выработки интонации у начинающих
вокалистов.
10.Упражнение (терции).
«Лё» - поступенное движение мелодии вверх и вниз.
Кантилена – основа пения. Одна из основных задач руководителя –
научить петь legato. Освоение навыка пения на legato способствует
закреплению навыка дыхания.
«Кукушка» - буква «у». Контроль за дыханием на последний слог.
11.Упражнение (кварта)
«Гуси» - «НГА, НГА, НГА, гуси, гуси все сюда». Средняя буква «Г»
помогает для выработки правильной певческой позиции формирования
буквы «А» (обязательное округление звука).
Это упражнение развивает продолжительность дыхания, оно даёт
услышать то усилие, которое необходимо сделать, чтобы различные
гласные буквы звучали в одной форме, ровно. Опора на низ живота.
12.Упражнения для расширения диапозона –
Исполнение высоких звуков:
«Мышки» - «Мэй, Мэй, Мэй» - острые губки.
Чем выше звук, тем ниже мы его ощущаем.
Исполнение низких звуков – поём «осветляя» звук
«Принцесса на горошине» - «Ма, мо, му, мы».
Это упражнение развивает продолжительность дыхания, оно даёт услышать
то усилие, которое необходимо сделать, чтобы различные гласные буквы
звучали в одной форме, ровно. Опора на низ живота.
13. Упражнения на stakkato (квинта) активизирует дыхание, очень хорошо
работает пресс живота. Каждый раз забрасываем мячик со звуком.
Staccato требует более техничного и глубокого владения мышцами, при
опёртом на дыхании звуке, четкой фиксации на высоком положении
звука и чистого интонирования на высокой вокальной позиции.
«Лёх - Лёх – Лёх – Лёх – Лёх» (вверх stac) - с остановкой на последнем
звуке, проверяя мышцы живота. Вниз legato - упражнение на совмещение
legato и staccato является обязательным.
14.Упражнения на скачки увеличивают объём певческого дыхания.
Т 53 Фа – Тре – Си, мёда попроси.
Обратить внимание на интонирование терции (считается сложным
как в вокале, так и в хоровом пении) – помощь буквы «Т».
В работу с начинающими вокалистами могут быть включены вокализы
небольшого размера (8 тактов).
В результате выполнения задания по разучиванию вокализа ученик должен:
знать темп, ритм, тональность, выучить наизусть вокальную партию,
запомнить места взятия дыхания.
1.Учтя обозначенный темп, необходимо проиграть весь вокализ на
фортепиано и по возможности инструментальное сопровождение. При этом
следить за точным выполнением ритмического рисунка – петь с
дирижированием. Выделить музыкальные фразы, в зависимости от этого
обозначить места взятия дыхания.
2.Приступить к работе над каждой музыкальной фразой вокальной партии.
Найти кульминационные точки развития мелодии. При этом следует
отметить интонационные, ритмические и вокально-технические трудности
мелодии (скачки, хроматизмы, сложный ритм, подход к верхним нотам и т.
д.). После такого изучения музыкальной фразы приступить к усвоению
мелодического и ритмического рисунка. Мелодия должна усваиваться с
ясным пониманием её динамического развития.
Петь вокализы полезнее на основном звуке «А» (вокализация), с
обязательным округлением звука. Если студент затрудняется спеть вокализ
на «А» и затрудняется в исполнении интервалов, то можно петь мелодию
вначале произнося ноты, а потом перейти на вокализацию. При переходе к
вокализации ученик встретится с требованиями музыкальной фразы, и с
первых шагов желательно прививать сознательное применение «фортэ»,
«пиано» и начальных элементов филировки. Знание терминологии.
Здесь внимание ещё должно быть сосредоточено, чтобы тонус мышц
голосового аппарата оставался таким же активным как на пиано, так и на
форте.
В работе над нюансами следует избегать разного перехода к «р» или «f». Это
должно быть плавное изменение звучности, что считается очень сложным в
исполнительской практике. Для достижения крещендо необходимо
позаботится о хорошем активном пиано, и наоборот. Работа начинается с
освоения динамических переходов на одном звуке.
Вокализ необходимо заучить наизусть, для начала нужно выбирать
легчайшие вокализы, основанные на плавном пении, а затем, по мере
развития голоса, необходимо усложнять вокализы.