Напоминание

Проектная деятельность: ключ к разностороннему развитию младших школьников


Автор: Мазеина Валерия Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №32
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность: ключ к разностороннему развитию младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




В.Н.Мазеина

Учитель начальных классов

МАУ СОШ № 32

Екатеринбург

Проектная деятельность: ключ к разностороннему развитию младших школьников

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию роли внеурочной проектной

деятельности в начальных классах как средства стимулирования познавательной активности

учащихся и формирования их личностных качеств. В статье рассматриваются основные

принципы организации проектной деятельности, ее влияние на развитие познавательных и

творческих способностей, а также коммуникативных навыков детей.

Чтобы ученик добился успеха и научился эффективно применять свои

знания,

необходимо

развивать

в

нем

предметные

и

метапредметные

компетенции. Однако на уроках зачастую не удается уделить этому достаточно

времени, поскольку в каждом классе обучаются дети с разными уровнями

способностей и возможностей. Одним из эффективных способов формирования

этих компетенций является внеурочная деятельность, в частности проектно-

исследовательская работа.

Основная идея проектно-исследовательской деятельности заключается в

том,

что

учебно-познавательный

процесс

ориентирован

на

достижение

результата, который возникает при решении личностно и социально значимой

проблемы, будь то практическая или теоретическая задача. Этот результат

принято

называть

проектом.

Ключевым

элементом

проектно-

исследовательской

деятельности

должен

стать

интеллектуальный

поиск,

который играет важную роль в процессе обучения.

Актуальность

проектной деятельности заключается в том, что она

позволяет учащимся интегрировать знания из разных предметов, что делает

обучение более комплексным. Активное участие в проектной деятельности

способствует повышению интереса к учебе, так как дети могут выбирать темы

проектов, которые им интересны. Внеурочная проектная деятельность также

помогает ученикам развивать личностные качества, такие как ответственность,

самодисциплина, умение работать в команде и коммуникативные навыки.

Проект

для

ученика

представляет

собой

возможность

интересно

заниматься чем-то самостоятельно, в группе или наедине, максимально

используя свои способности. Это деятельность, которая позволяет проявить

индивидуальность, испытать свои силы, применить знания, принести пользу и

публично представить полученные результаты.

С точки зрения учителя, учебный проект является дидактическим

инструментом,

помогающим

обучать

методам

проектирования,

т.е.

целенаправленной деятельности по поиску решений для проблем путем

выполнения задач, вытекающих из этих проблем в определенной ситуации. При

организации проектной деятельности в начальной школе важно учитывать

возрастные

и

психолого-физиолого-гигиенические

особенности

младших

школьников.

Опыт показывает, что эффективным способом применения проектного

метода в начальных классах является его поэтапная модификация. В 1 классе

чаще всего применяются краткосрочные проекты, такие, как «Продолжи

рассказ или сказку», «Измени конец сказки», «Придумай сказку про …»

(Голубой Беретик), «Придумай загадку о…», «Что произойдет на земле, если

вдруг…».

Со временем задания усложняются, например, «Представь, что ты птичка

или осенний листочек. Расскажи, как пройдёт твой день, что ты чувствуешь,

что делаешь». Также детям можно предложить придумать сказку или историю

к концу: «… так у Вани появился лучший друг», «…это путешествие я запомню

надолго», «… теперь я не боюсь собак» и т.д.

Для

развития

у

детей

творческого

мышления

без

стереотипов

предлагается

придумать

различные

способы

использования

обыденных

предметов (таких как карандаш, кусочек мела, картонная коробка и многие

другие). Цель заключается в нахождении как можно большего количества

нестандартных, но при этом реальных способов использования этих предметов.

Поощряются самые оригинальные и неожиданные идеи, и, конечно, чем

больше их будет, тем лучше.

Краткосрочный тренировочный проект

В качестве первого, тренировочного мини-проекта был выбран самый

простой формат – информационный. Класс делится на несколько групп,

обычно по пять. Эти творческие группы также выполняют дежурные функции:

каждая группа дежурит в свой определённый день недели. Учитель формирует

состав групп так, чтобы в каждой было представлено несколько детей с

различным уровнем развития, благодаря чему сильные учащиеся могут помочь

тем, кто слабее.

Каждая группа располагается за общим столом, в центре которого

находятся карточки с этапами и темами проекта. Учитель сообщает, что

сегодня

ученики

будут

заниматься

увлекательной

научной

работой,

аналогичной той, что выполняют взрослые ученые. Вначале каждая группа

должна выбрать тему своего исследования, руководствуясь карточкой с

указанием на выбор темы, например, «Морские жители», «Времена года» и т.д.

Затем детям объясняется, что их задача заключается в подготовке небольшого

сообщения по выбранной теме и эстетическом оформлении этого материала для

презентации перед классом.

Для детей младшего школьного возраста сбор информации является

новым и достаточно сложным процессом. Поэтому их заранее информируют о

том, что существует множество способов получения необходимой информации.

Им задают вопросы, такие как:

- Что вы должны сделать перед тем, как начать собирать информацию?

- Как вы считаете, с чего начинает свою работу учёный?

На эти вопросы дети предлагают различные варианты действий. Однако

важно направить их к мысли о том, что нужно продумать, какая именно

информация необходима по данной теме. После того как дети осознают это, на

столе появляется карточка с символом «подумать». Затем им задаётся

следующий вопрос:

- Где вы можете найти что-то полезное по вашей теме?

Отвечая

на

заданные

вопросы,

дети

постепенно

формируют

последовательность карточек: «подумать», «спросить у другого», «получить

информацию из книг», «понаблюдать», «обсудить в группе», «подвести итоги»,

«оформить результаты», «представить результаты выполненных проектов в

виде материального продукта (плакат, доклад, схема, рисунок, поделка и т.д.)»

и «презентовать проект».

Педагог

заранее

подбирает

дополнительную

литературу

по

предложенным темам. Дети находят доступную

информацию в различных справочниках и детских

энциклопедиях,

которые

являются

отличным

источником знаний во время работы над проектом.

После сбора и анализа информации учитель

начинает подготовку выступления с результатами работы каждой группы. Когда

проект будет готов, каждый участник группы представит свой вклад в процесс.

Перед началом презентации учитель уведомляет детей о том, что у них будет

возможность задать вопросы авторам проекта после завершения защиты. Важно

не забыть похвалить докладчиков за их работу и отметить наиболее сильные

стороны проекта.

В первом классе наиболее распространенной формой проекта являются

творческие задания, которые могут быть выполнены на уроках окружающего

мира и технологии, а также в рамках коллективных творческих мероприятий,

проводимых внеурочно.

Так в первом классе на основе работы творческих групп дети сначала

выяснили какие бывают азбуки, собрали о них информацию, составили

различные азбуки: «Растительная азбука», «Звериная азбука», «Цветочная

азбука», «Съедобная азбука», «Птичья азбука» и др.

На уроке окружающего мира детям было предложено узнать о морских,

речных, озерных рыбах. На уроке технологии каждая группа сначала создала

эскиз морского, речного, озерного подводного пейзажа, определились кого из

морских жителей будут делать, а потом из природного материала создали панно.

Защита проектов состоялась перед родителями класса.

Другой вид работы включал в себя составление хокку об окружающем

мире и оформление для презентации таким образом, чтобы художественное

оформление работы соответствовало выбранной теме.

В 3 – 4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно

сложные проекты. Продолжительность работы над такими проектами составляет

от 1 до 6 месяцев.

В 2020 году возникла проблема нехватки бумаги. Эта проблема

подтолкнула к созданию проекта «Вторая жизнь бумаги». Учащиеся 4 «Б» класса

МАУ СОШ №32 не только изучили историю возникновения бумаги, но и

опытным путем под руководством классного руководителя сами создали бумагу

из использованных газет и тетрадей. В рамках проекта с детьми были посещены

экскурсии, выставки, музеи, связанные с темой проекта. Мы узнали, что в

Екатеринбурге есть «Немузеймусора» и производственные цеха по переработке

бумаги. Продуктом проекта стали работы детей из старых газет, яичных ячеек,

втулок из-под туалетной бумаги.

Во время работы над проектом «Свердловскому трамваю 90 лет» тема

проекта стала шире. Проект назвали «История общественного транспорта

Екатеринбурга». Во время работы над проектом класс посетил музей истории,

науки и техники Свердловской железной дороги, музей истории трамвайно-

троллейбусного управления. Каждая группа создала буклет, посвященный

истории своего вида транспорта: трамвая, троллейбуса, автобуса, метро,

городской электрички.

Еще

один

проект

история

денег.

Работая над проектом, учащиеся посетили

Монетный двор, где дети не только увидели, но

и смогли прикоснуться к старинным монета.

Продуктом проекта были созданы эскизы своих

личных денег.

В прошлом году вся параллель 4 классов работала над одной общей темой

– творчество Г.Х. Андерсена. Дети класса прочитали большое количество

малоизвестных сказок автора, узнали его биографию. Продуктом проектом стал

спектакль по мотивам сказки «Пятеро из одного стручка». Над созданием

спектакля работал коллектив учителей эстетического отделения. В создании

декораций принимали участие родители класса.

К

работе

над

проектами

обязательно

привлекаются

родители.

На

родительском собрании дается объяснение, как строится работа над проектом и

почему это важно для детей. Когда родители активно помогают своим детям и

учителю, то конечный результат значительно лучше.

В результате работы над созданием групповых проектов дети стали

участвовать в различных конкурсах, а том числе международных. Так, ученица 4

«Б» класса Каримова Варвара заняла 1 место во Всероссийском экологическом

конкурсе

«Новое

из

старого»

и

в

V

Международном

конкурсе

исследовательских работ школьников «Science Start 2024»

Кроме того, проектная работа позитивно влияет на отношения в

коллективе и воспитание личностных качеств школьников. Участие в проектной

работе требует от учеников совместного выполнения задач, что способствует

формированию

командной

работы.

Ученики

учатся

делиться

идеями,

распределять роли и работать вместе, что укрепляет их связь и взаимодействие.

Также проектная работа подразумевает обсуждение идей, ведение диалога и

обмен мнениями. Это помогает развивать навыки общения, учит выражать свои

мысли

и

учитывать

мнение

других.

Работая

над

проектом,

учащиеся

объединяются вокруг общей цели.

Таким образом, работа над проектами помогает не только стимулировать

познавательную

деятельность,

но

и

способствует

созданию

дружеских

отношению в классе. Вместе с учителем дети помогают воспитательному

процессу. Воспитываются такие качества как ответственность, взаимовыручка.

Кроме того, дети учатся давать адекватную оценку не только одноклассникам,

но и себе.

Список литературы

1.

Байбородова,

Л.В.

Проектная

деятельность

как

средство

профессионального самоопределения школьников / Л.В. Байбородова,

Л.Н. Серебренников// Ярославский педагогический вестник. – 2014. – №

2.

Т.

II

(Психолого-педагогические

науки).

С.

65–70.

Нимаева, Е. Г. Проектная деятельность в начальной школе // Проблемы и

перспективы развития образования: материалы VI Международной

научной конференции. Пермь : Меркурий, 2015. С. 182–184.

2.

Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-

Бад. – М.: Большая российская энциклопедия, 2002. – 527 с.

3.

Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников: роль родителей

/ Е.Н. Землянская, М.К. Чугреева // Начальное образование, 2006. № 5. С.

31–35.



В раздел образования