Автор: Федотова Татьяна Аркадиевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКВСОУЦО № 10
Населённый пункт: города Георгиевска Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: "Моделирование коррекционно-развивающего урока как основы эффективного качественного образования"
Раздел: среднее образование
Муниципальное казённое вечернее (сменное) общеобразовательное
учреждение центр образования № 10
Д О К Л А Д
на тему:
«Моделирование коррекционно-
развивающего урока как основы
эффективного качественного образования»
Подготовила:
учитель математики
Федотова Т. А.
г. Георгиевск,
октябрь 2024 г.
Коррекционно-развивающее обучение — это обучение, направленное
на исправление каких-либо отклонений в развитии ребенка с одновременным
раскрытием его потенциальных возможностей, то есть развитием механизма
компенсации, которое осуществляется на программном учебном материале.
В соответствии с требованиями ФГОС к результатам обучения речь идет не
только о достижении предметных результатов, но и о развитии у учащихся
высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления).
Особенно это важно в отношении детей с ОВЗ. В данном случае учитель
обращает больше внимания не столько на количество слов, примеров,
заданий,
сколько
на
качество работы
каждого
ученика,
как
была
задействована в учебном процессе система анализаторов; как менялся вид
деятельности ученика; была ли на уроке создана ситуация, при которой
ребёнок с интеллектуальной недостаточностью самостоятельно обрабатывал
учебную информацию, и включала ли эта ситуация элементы проблемного,
познавательного
аспекта,
стимулирующих
учащихся
к
активной
мыслительной деятельности.
За основу планирования любого урока должен быть положен ряд
принципов, которые способствуют усилению коррекционной направленности
урока.
Слайд
2
1.
Принцип
усиления
мотивационной
направленности
учебного
поведения
2. Принцип мобилизации механизма компенсации каждого конкретного
ученика
3. Принцип формирования продуктивных способов обработки и
отработки учебной информации
4. Принцип развития динамичности восприятия
Слайд 3
При разработке каждого урока следует учитывать ряд факторов:
1. Каждое задание должно быть интересно и полезно каждому ученику
2. Включение в урок упражнений по развитию и коррекции высших
психических функций (внимания, памяти, восприятия…)
3. Включение в урок выполнения идентичных заданий, но разных для
каждого ученика
Сегодня мое выступление носит практическую направленность. Я
попробую смоделировать коррекционно-развивающий урок. А каждый урок
начитается с чего? Правильно, с оргмомента. Но не просто со слов
«Здравствуйте, садитесь», а именно с включения обучающихся в работу по
развитию высших психических функций.
Итак, начинаем.
Слайд 4,5
Даются задания на сравнение, например, сравнить 4 ряда чисел и найти
среди них лишний ряд. Объяснить, почему он лишний.
Задание на развитие логики: заполнить пропущенные клетки
Цель первого этапа урока достигнута. Мыслительная деятельность
готова к активной работе. Переходим ко второму этапу. И это… проверка
домашнего задания. Конечно, можно просто собрать тетради на проверку, а
можно перед тем, как это сделать, задать несколько вопросов по выполнению
домашнего задания. Например, попросить назвать ответы в примерах в
порядке возрастания или убывания, или выбрать те числа, у которых в
разряде десятков есть цифра 5.
Домашнее задание проверено. Все с ним справились и теперь
переходим к третьему этапу урока, который называется… актуализация
знаний.
Слайд 6
Перед
вами
цветочная
полянка.
Назовите
все
цветы,
которые
понадобятся для счета сотнями до 1000. Какие цветы оказались лишними?
Почему?
Найдите два числа, сумма которых составляет 500
Что такое сумма чисел? Назовите компоненты сложения.
Что называют разностью? Назовите компоненты вычитания.
Кто сможет назвать тему урока? Сложение и вычитание круглых
сотен.
Слайд 7
Выберите те примеры, которые отвечают теме урока
На
этом
этапе
урока
обязательно
определить
уровень
знаний
обучающихся, чтобы от него ориентироваться на содержание изложения
нового материала.
И значит, мы плавно подошли… к объяснению нового материала.
Слайд 8
Назовите число, которое состоит из 2 десятков, 4 сотен, 10 десятков, 1
сотни.
Учителем
объясняется
принцип
решения
примеров
на
сложение/вычитание круглых сотен с применением приема разложения чисел
на разрядные слагаемые.
Этот прием позволяет закрепить представления о составе числа. А
более слабым учащимся привычно и удобно выполнять действия с
однозначными числами, чем с многозначными.
Слайд 9
Пришло время самого подвижного этапа урока. Физминутка. Здесь
можно и нужно использовать различные приемы для переключения
внимания и расслабления разных групп мышц. Часто для расслабления мышц
глаз используют так называемый прием рисования глазами.
Слайд 10, 11
Отдохнули? И снова за работу. Пришло время закрепления изученного.
Можно предложить несколько вариантов, например работу по карточкам.
Задания дифференцированы и подобраны так, чтобы даже слабый ученик с
небольшой помощью учителя с ними справился. Для сильных учащихся
можно предложить решить примеры без подробной записи или задачу,
связанную с темой урока, с предложением составить похожую задачу и
решить ее. Вторая группа учеников решает задачу по краткой записи.
Для более слабых даются примеры, где разложение на разрядные
единицы обязательное условие.
Более сильные ученики на этом этапе могут помочь более слабым.
Слайд 12
Пришло
время
домашнего
задания.
На
дом
задаются
задания
аналогичные тем, которые решали в классе. Обязательно проговариваются те
моменты, на которые следует обратить внимание при выполнении работы.
Слайд 13
Ну что, подведем итоги.
1.
Задумайте число от 100 до 1000. Запомните его
2.
Умножьте его на 2
3.
К произведению прибавьте 3
4.
Полученную сумму умножьте на 4
5.
От полученного произведения отнимите 12
6.
Полученный ответ разделите на задуманное число
У вас получилось …8.
Прекрасное
число,
напоминающее
знак
бесконечности,
символизирующее успех в постановке и достижении целей.
После подведения итогов наступает этап рефлексии, когда у ребят
можно спросить, что нового они узнали на уроке, что было интересно, какие
трудности возникли, понравился ли урок в целом и дать оценку уроку.
Спасибо за внимание