Напоминание

Урок по теме "Папоротники"


Автор: Бернгардт Ирина Николаевна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: ЧОУ "Гимназия №212"
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка урока по биологии в 7 классе
Тема: Урок по теме "Папоротники"
Раздел: среднее образование





Назад




ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 212»

Методическая разработка урока по биологии в 7 классе

по теме «Папоротники»

Автор: Бернгардт Ирина Николаевна

Екатеринбург

2025 год

Цель урока

Изучить внешнее строение папоротников, их жизнедеятельность, значение в природе и для челове-

ка

Планируемые

образовательные

результаты

Личностные (формирование целостных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе

развития познавательных интересов, учебных мотивов; формируются ценностно-смысловые уста-

новки по отношению к окружающему миру, происходит осознание необходимости бережного от-

ношения к растениям и их охраны, понимание основных факторов, определяющих взаимоотноше-

ния человека и природы).

Метапредметные: обучающиеся овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отве-

чать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оце-

нивать свои достижения на уроке; развивают навыки речевого общения, пользоваться учебным тек-

стом, сравнивать, обобщать и доказывать.

Предметные: внешнее строение папоротниковидных и их жизнедеятельность (наличие органов,

питание, размножение, значение в природе и для человека).

Развитие у обуча-

ющихся УУД

Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этиче-

ское оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные УУД: (организация учащимися своей учебной деятельности): учить делать целепо-

лагание, планировать свою работу, осуществлять самоконтроль и самооценку; адекватно восприни-

мать оценку учителя.

Познавательные УУД: навыки поиска информации, составление опорных схем, структурирование

знаний, монологическую речь, умения сравнивать, строить логические рассуждения, анализировать

и обобщать, приводить доказательства.

Коммуникативные УУД: постановка вопросов, построение речевых высказываний в соответствии

с задачами и условиями коммуникации, умение вести диалог.

Методы и формы

обучения

Проблемный, эвристическая беседа, объяснительно-иллюстративный. Фронтальная, индивидуаль-

ная, групповая. Практическая работа.

Оборудование

ПК, медиапроектор.

Наглядно-

демонстрацион-

Таблица «Папоротник», гербарии папоротников, комнатные папоротники. Дидактический матери-

ный материал

ал. Коллекция «Каменный уголь», микроскопы с микропрепаратом «Сорус папоротника».

Основные

поня-

тия, термины

Органы растений. Папоротниковидные. Каменноугольный период. Каменный уголь. Споры. Сору-

сы.

Ход урока

Этап урока. Цель.

Деятельность учителя

Деятельность обуча-

ющихся

Формируемые УУД

1 Этап. Организационный момент

Задача: настроить детей на работу.

Приветствие. Мы продолжаем путеше-

ствовать по миру растений и изучать

раздел биологии - ботанику.

Встают. Приветствуют.

Отвечают

на

вопрос

учителя.

Регулятивные. Готовят рабочее ме-

сто.

2 этап. Мотивационный этап

Основной целью этапа мотивации

(самоопределения) к учебной дея-

тельности является выработка на

личностно значимом уровне вну-

тренней

готовности

выполнения

нормативных требований учебной

деятельности.

Фронтальная беседа

Мы изучаем царство Растения в течение

нескольких уроков. Давайте вспомним

главный признак царства.

Учёные разделяют царство на 2 подцар-

ства. Какие?

На каких признаках основано это деле-

ние?

Какие группы растений относятся к низ-

шим? Почему?

К высшим?

Предлагаю вам решить ребус, который

поможет определить тему урока.

1.Отвечают на вопросы

Автотрофы

Высшие и низшие

Тело раздело на органы

или нет.

Водоросли - нет деле-

ния на органы

Тело разделено на орга-

ны.

Папоротник

Личностные:

- сформированность потребности в

самовыражении а самореализации,

- сформированность позитивной мо-

ральной самооценки и моральных

чувств.

Коммуникативные:

- умение передавать информацию

интонацией,

- слушать,

- интегрироваться в группу сверстни-

ков и строить продуктивное взаимо-

действие

и

сотрудничество

со

сверстниками

и

взрослыми,

- умение выражать свои мысли в со-

ответствии с условиями коммуника-

ции,

- планирование учебного сотрудни-

чества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

Предлагаю начать работу с чтения ле-

генды о папоротнике.

С древних времён наш народ хранит па-

мять о летнем языческом празднике сла-

вян - дне Иваны Купалы. В этот день

принято водить хороводы, прыгать че-

рез костёр и искать огненно-красный

цветок

папоротника

с

волшебными

свойствами. По поверью расцветает он

ровно в полночь. И кто его найдёт, об-

ретёт огромное счастье, доступ к богат-

ствам и магическую силу. Но найти его

непросто. По легенде, он распускается

всего на одно мгновение. Именно в этот

миг нужно оказаться в нужном месте.

Если удастся сорвать цветок, надо креп-

ко зажать его в руке, бежать без оглядки

домой. Иначе нечистая сила выхватит

его, и ты навсегда останешься неудач-

ником.

Что вам известно об этих растения?

Что хотели бы узнать?

Чтение легенды вслух.

Анализируют

Цель изучить папорот-

ники.

Задачи:

узнать

строение, размножение,

виды, значение, какие

цветки у папоротника и

т.д.

- умение строить речевое высказы-

вание,

- анализ объектов с целью выделения

признаков,

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уров-

ня усвоения знаний.

3 этап. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Целью является подготовка мыш-

ления учащихся, организация осо-

знания ими внутренней потребно-

сти к построению учебных дей-

ствий и фиксирование каждым из

них индивидуального затруднения в

пробном действии.

Прием «Сравнение»

Чтобы понять процессы жизнедеятель-

ности растений важно рассмотреть его

жизненный цикл. Давайте вспомним на

примере мхов и попробуем определить

для папоротников.

Подписывают

схемы

(индивидуально)

Личностные:

- сформированность потребности в

самовыражении а самореализации,

позитивной моральной самооценки и

моральных чувств.

Коммуникативные:

-

умение

задавать

вопросы,

- формулирование собственного мне-

ния,

Познавательные:

- поиск и выделение информации,

- умение строить речевое высказы-

вание,

- анализ объектов с целью выделения

признаков,

-

синтез,

- выбор оснований и критериев для

сравнения,

-

классификация

объектов,

-

подведение

под

понятие,

- выдвижение гипотез; их обоснова-

ние,

- сравнение, сериация, классифика-

ция, синтез.

Регулятивные:

-

планирование

своих

действий,

- различение способа и результата

действий,

- внесение необходимых корректив в

действие.

4 этап. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоре-

чия

Организовать

анализ

учащимися

возникшей ситуации и на этой осно-

ве выявить места и причины затруд-

нения, осознать то, в чем именно

состоит недостаточность их знаний,

умений или способностей.

Ребята, удалось ли заполнить схемы? В

какой схеме возникли проблемы? Чем

они отличаются схемы? Почему не воз-

никло трудностей с жизненным циклом

мхов? Почему не получилось выпол-

нить аналогично?

На схеме для папорот-

ников закрыт один из

этапов,

возникает

проблема, мы не знаем,

какой

этап

должен

быть. Может на папо-

ротнике расцветает цве-

ток? Может там образу-

ются семена?

Личностные:

- развитие "Я-концепции" и самоо-

ценки

личности,

- формирование самоидентификации,

адекватной позитивной самооценки,

самоуважения и самопринятия.

Коммуникативные:

- построение понятных для парт-

нёров

высказываний,

- использование речи для регуляции

своих действий.

Познавательные:

- использование знаково-символиче-

ских средств, в том числе моделей и

схем

для

решения

задач,

- поиск разнообразных способов ре-

шения

задач,

-

структурирование

знаний,

- установление причинно-следствен-

ных

связей,

- построение рассуждения в форме

связи простых суждений об объекте,

его строении, свойствах и связях,

-

формулирование

проблемы,

- создание способов решения пробле-

мы.

5 этап Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, по-

иск оптимального решения

Постановка целей учебной деятель-

ности и на этой основе – выбор

способа и средств их реализации.

Как выяснить, что должно быть в схеме

жизненного цикла папоротника? Как ре-

шить задачи, поставленные на урок.

Предложите план действий.

Сегодня я предлагаю поработать с ли-

стом знаний изучения папоротника (вы-

дать всем)

Выясняем, что известно о папоротнике,

как о растении (работа в парах):

Могут быть предложе-

ния:

найти

ответ

в

учебнике, составить и

заполнить таблицу или

схему. Рассмотреть па-

поротник на гербарии,

рассмотреть комнатное

растение.

Посмотреть

какие –либо органы в

микроскоп.

Личностные:

- формирование ценностных ориен-

тиров и смыслов учебной деятельно-

сти на основе: развития познаватель-

ных интересов , учебных мотивов,

формирование мотивов достижения,

формирования границ собственного

знания и "незнания".

Коммуникативные:

-учёт разных мнений и стремление к

координации различных позиций в

сотрудничестве,

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной за-

дачи,

- планирование своих действий в со-

ответствии с поставленной задачей и

условиями её реализации,

Познавательные:

Строение

(высшие

растения,

имеют

Стебель, лист, корень?)

Размножение (маленькие точки –спо-

ры?)

Питание (Как питаются растения?)

Жизненные формы (какие бывают? где

растут?)

Виды папоротников

Значение (каменный уголь и т.д.)

- выделение существенной информа-

ции,

- формулирование проблемы, само-

стоятельное создание способов ре-

шения

проблемы,

- поиск разнообразных способов ре-

шения

задачи,

- структурирование знания.

6 этап Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происхо-

дит "открытие" нового знания.

Построение

учащимися

нового

способа действий и формирование

умений его применять как при ре-

шении задачи, вызвавшей затрудне-

ние, так и при решении задач такого

класса или типа вообще.

Для реализации этой цели учащиеся

должны:

на основе выбранного метода

выдвинуть и обосновать гипотезы,

при построении нового зна-

ния использовать предметные дей-

ствия с моделями, схемами и т.д.,

применить

новый

способ

действий для решения задачи, вы-

звавшей затруднение,

зафиксировать в обобщен-

ном виде новый способ действий в

речи

и

знаково

зафиксировать

преодоление возникшего ранее за-

труднения.

Сегодня я предлагаю поработать с ли-

стом знаний изучения папоротника (вы-

дать всем)

Выясняем, что известно о папоротнике,

как о растении (работа в парах):

Строение

(высшие

растения,

имеют

Стебель, лист, корень?)

Размножение (маленькие точки –спо-

ры?)

Питание (Как питаются растения?)

Жизненные формы (какие бывают? где

растут?)

Виды папоротников

Значение (каменный уголь и т.д.)

Вспомните правила работы с микроско-

пами. Лабораторная работа с микро-

препаратом «Сорус папоротника»

При необходимости уточняю, корректи-

рую ответы, дополняю.

Работа с учебником, со

справочным

материа-

лом.

Работа с гербарием, за-

дают вопросы, заполня-

ют лист знаний, осмыс-

ливают учебный мате-

риал.

Работа с микроскопами

Личностные:

- формирование ценностных ориен-

тиров и смыслов учебной деятельно-

сти на основе: развития познаватель-

ных интересов , учебных мотивов,

формирование мотивов достижения,

формирования границ собственного

знания и «незнания».

Коммуникативные:

- формулирование собственного мне-

ния

(позиции),

- использование речи для регуляции

своего

действия,

- построение монологического вы-

сказывания.

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной за-

дачи,

- учёт правила в планировании и

контроле способа решения, различе-

ние способа и результата действия.

Познавательные:

- использование знаково-символиче-

ских средств, в том числе моделей и

схем

для

решения

задач,

- поиск разнообразных способов ре-

шения

задач,

Установление

причинно-следствен-

ных связей.

Физкультминутка 1 мин.

6 этап. Первичное закрепление нового знания

Усвоение учащимися нового спосо-

ба действия при решении типовых

задач.

Для реализации этой цели необхо-

димо,

чтобы

учащиеся:

решили (фронтально) несколько ти-

повых заданий на новый способ

действия при этом проговаривали

вслух выполненные шаги и их обос-

нование – определения, алгоритмы,

свойства и т.д. вопрос.

Подведение итогов по листу знаний.

Идет фронтальная работа.

Слушают одноклассни-

ков.

Обобщают полученные

знания.

Личностные:

- формирование мотивов достижения

целей,

Формирование границ «знания» и

«незнания».

Коммуникативные:

- понимание возможности различных

позиций других людей, отличных от

собственной,

- ориентировка на позицию партнёра,

- стремление к координации различ-

ных

позиций

в

сотрудничестве,

- умение договариваться, приходить

к

общему

решению,

-

контроль

действий

партнёра,

- построение понятных для партнёра

высказываний, учитывающих, что он

знает,

а

что

нет,

- использование речи для регуляции

своего действия.

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной за-

дачи,

- учёт правила в планировании и

контроле

способа

решения,

- различение способа и результата

действия.

Познавательные:

-

структурирование

знаний,

- построение речевого высказывания

в

устной

и

письменной

форме,

- установление причинно-следствен-

ных

связей,

- доказательство.

7 этап. Самостоятельная работа и проверка по эталону

Интериоризация

(переход

извне

внутрь) нового способа действия и

исполнительская рефлексия (кол-

лективная и индивидуальная) до-

стижения цели пробного учебного

действия, применение нового зна-

ния в типовых заданиях.

Для этого необходимо:

организовать

самостоятель-

ное выполнение учащимися типо-

вых заданий на новый способ дей-

ствия

организовать

самопроверку

учащимися своих решений по эта-

лону

создать (по возможности) си-

туацию успеха для каждого ребенка

для учащихся, допустивших

ошибки, предоставить возможность

выявления причин ошибок и их ис-

правления

Выполните тест (индивидуально)

"Блиц-контрольная"

Контроль проводиться в высоком темпе

для выявления усвоения степени про-

стых учебных навыков, которыми обя-

зательно должны

овладеть

учащиеся

для успешной работы (6 заданий по ми-

нуте на каждое).

Выполняют тест. Само-

проверка,

оценивание

результатов.

Личностные:

- развитие самооценки личности,

- формирование адекватной позитив-

ной

самооценки,

- формирование границ собственного

«знания» и «незнания».

Регулятивные:

- планирование своих действий в со-

ответствии

с

задачей,

- учёт правил в контроле способа ре-

шения,

- осуществление итогового и поша-

гового

контроля

по

результату.

- оценка правильности выполнения

действия на уровне адекватной ре-

троспективной

оценки,

- внесение необходимых корректив

действие после его завершения на

основе его оценки и характера сде-

ланных ошибок.

8 этап. Включение в систему знаний и умений

Повторение и закрепление ранее

изученного и подготовка к изуче-

нию следующих разделов курса,

выявление границы применимости

нового знания и использование его

в системе изученных ранее знаний,

повторение учебного содержания,

необходимого для обеспечения со-

держательной

непрерывности,

включение

нового

способа

дей-

"Восстанови текст"

Заполнить «слепой» текст словами

ПАПОРОТНИКИ

Папоротники  — это ___________ (А)

растения, поскольку размножаются спо-

рами, которые образуются в особых ор-

ганах  — сорусах. Из споры развивается

___________ (Б)  — особая стадия раз-

вития папоротника, образующая гаме-

ты. Для успешного слияния гамет и об-

Выполняют индивиду-

ально,

проверка

(ис-

пользование цвета)

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной за-

дачи,

- различение способа и результата

действия,

- оценка правильности выполнения

действия на уровне адекватной ре-

троспективной

оценки,

- выполнение учебных действий в

материализованной громко речевой

ствий в систему знаний.

разования ___________ (В) в ходе поло-

вого размножения папоротникам необ-

ходима ___________ (Г), поэтому в на-

ших лесах они встречаются в тенистых

местах.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) вода

2) заро-

сток

3)мине-

ральная

соль

4) про

росток

5) семя-

зачаток

6) зиго-

та

7) спо-

ровые

8) цвет

ковые

и умственной форме.

Познавательные:

-

структурирование

знаний,

- построение рассуждения в форме

связи простых суждений об объекте,

его строении, свойствах и связях,

- доказательство.

9 этап Рефлексия

Самооценка учащимися результатов

своей учебной деятельности, осо-

знание метода построения и границ

применения нового способа дей-

ствия.

учащиеся соотносят цель и ре-

зультаты своей учебной деятельно-

сти и фиксируют степень их соот-

ветствия,

намечаются цели дальнейшей дея-

тельности и определяются задания

для самоподготовки (домашнее за-

дание с элементами выбора, творче-

ства)

Задает вопросы о том, что на уроке по-

нравилось, что не понравилось. Прием

незаконченных предложений.

Я узнал…

Я научился….

Мне понравилось…

Я затруднялся …..

Мое настроение…

Все что запланировал, на уроке сделал

(да, нет)

Обучающиеся оценива-

ют свою работу.

Личностные:

- формирование самоидентификации,

адекватной позитивной самооценки,

самоуважения

и

самопринятия,

- формирование границ собственного

«знания « и «незнания».

Регулятивные:

-

восприятие

оценки

учителя,

- адекватная самооценка.

Познавательные:

- построение речевого высказывания

в устной и письменной форме,

- анализ,

- синтез,

- установление причинно-следствен-

ных связей.

Приложение1

Тест

1 вариант

Часть А

A1. В отличие от мхов, у папоротников имеются

1) стебли

2) листья

3) корни

4) побеги

А2. Папоротники размножаются

1) семенами

2) спорами

3) гифами

4) слоевищем

А3. Залежи отмерших папоротников образовали

1) торф

2) известняк

3) железную руду

4) каменный уголь

Часть Б

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Папоротники цветут ранней весной.

Б. В клетках листьев папоротников происходит фотосинтез.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) неверны оба суждения

Б2. Установите соответствие между строением тела и видом растения.

Строение тела

А) Спорангии со спорами располагаются на нижней стороне листа

Б) Тело состоит из листьев и стеблей

В) Органы взрослого растения: корень, стебель, листья

Г) Прикрепляется к почве ризоидом

Вид растения

1) Мох кукушкин лён

2) Папоротник орляк

Часть В

B1. Заполните таблицу, используя слова ниже. В графах слова могут повто-

ряться.

Сравнение строения кукушкина льна и щитовника

Органы мха ку-

кушкина льна

Органы папоротни-

ка щитовника

1. Корень

2. Стебель

3. Ризоид

4. Лист

Тест

2 вариант

Часть А

А1. В теле папоротников отсутствует такой орган, как

1) цветок

2) стебель

3) лист

4) корень

А2. Папоротник щитовник, обитающий в лесах средней полосы России, пред-

ставляет собой

1) однолетнее травянистое растение

2) многолетнее травянистое растение

3) кустарник

4) дерево

А3. Полезное ископаемое каменный уголь формировался из отмерших тел

1) болотных мхов

2) бактериальных клеток

3) древовидных папоротников

4) морских многоклеточных водорослей

Часть Б

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Хвощи и плауны — это растения, родственные папоротникам.

Б. В настоящее время крупные древовидные папоротники преимущественно

произрастают во влажных тропических лесах.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) неверны оба суждения

Б2. Установите соответствие между строением тела и видом растения.

Строение тела

А) Тело — слоевище

Б) Имеет настоящие органы

В) Прикрепляется к грунту нижними клетками

Г) Удерживается в почве корнем

Вид растения

1) Водоросль ламинария

2) Папоротник щитовник

Часть В

B1. Заполните таблицу, используя слова ниже.

Сравнение строения водоросли ламинарии и папоротника орляка

Строение водорос-

ли ламинарии

Строение папорот-

ника орляка

1. Корень

2. Слоевище

3. Лист

4. Стебель

Приложение 2

Строение

Стебель

представлен утолщённым под-

земным корневищем, от него отходят

придаточные корни, надземный укоро-

ченный стебель, листья - чаще сложные,

перистые, их называют вайи.

Молодой

лист похож на улитку, для него характерен

верхушечный рост.

Папоротники имеют настоящие корни, хо-

рошо развитые проводящие сосуды в сте-

бле, крупные листья. Это говорит об

усложнении этих растений.

Размножение

Папоротники - споровые растения, они не цветут. Размножа-

ются спорами. Споры созревают в сорусах на нижней стороне

листа. Сорусы представляют собой небольшие коричневые бу-

горки. На одном растении может образовываться до 50 млн.

спор. При созревании спор оболочка лопается, и споры высы-

паются на землю. Для развития споры должны попасть во

влажную почву, именно поэтому папоротники предпочитают

влажные места обитания.

Питание

Папоротники питаются автотрофно, то

есть самостоятельно производят органиче-

ские вещества из неорганических, исполь-

зуя процессы фотосинтеза.

Жизненные формы

Папоротники природной зоны тайги – многолетние травяни-

стые растения, обитатели преимущественно влажных мест. Па-

поротники очень широко распространены по всему земному

шару; встречаются в самых разных местах обитания - от пу-

стынь до болот, озёр, рисовых полей. Но всё- таки наи-

большее разнообразие наблюдается во влажных тропиче-

ских лесах. Размеры папоротников колеблются от нескольких

мм до 25 м у древовидных тропических форм. Самый малень-

кий папоротник азолла обитает в Северной Африке, длина его

листьев 12мм. Самый большой папоротник растёт на островах

южной части Тихого океана, его вайи достигают 4-5 м. Есть та-

кие папоротники во влажных тропических лесах, которые посе-

ляются на стволах и ветвях деревьев. Их называют эпифиты.

Систематика

В прошлое геологическое время, особенно

в каменноугольный период, папоротники

занимали господствующее положение в

растительном покрове Земли. В настоящее

время они играют более скромную роль,

но продолжают процветать и представле-

ны 10 тыс. видами.

На территории нашей страны –это не-

большие многолетние растения. В средней

полосе России произрастают такие папо-

ротники, как щитовник, кочедыжник, ор-

ляк.

Более 2 тыс. видов папоротников пригод-

ны для выращивания в комнатных услови-

ях, например, нефролепис, адиантум (или

венерин волос), асплениум (птичье гнез-

до), платицериум (оленьи рога) и др. Эти

древнейшие растения с яркой зеленью дав-

но заслужили любовь цветоводов.

Значение

Средообразующий компонент

В зарослях папоротников обитает множество мелких живот-

ных, гнездятся птицы. В зарослях корней водных папоротни-

ков, например, сальвинии, укрываются водные беспозвоночные

и мальки; рыбы используют их как субстрат для откладывания

икры.

Выделение кислорода

Как и все зелёные растения, папоротники выделяют кислород,

однако их вклад в формирование кислородной атмосферы Зем-

ли незначителен.

Образование каменного угля

Отпечатки древних папоротников хорошо сохранились на ка-

менноугольных пластах, таким образом, виды этой группы рас-

тений принимали участие в образовании ископаемого каменно-

го угля. Сегодня уголь — это важнейший вид топлива и сырья

для химической промышленности..

Пищевой продукт

Молодые листья некоторых видов папоротников (орляка, стра-

усника) употребляют в пищу.

Сырьё для производства лекарственных препаратов

Из ядовитого папоротника щитовника получают лекарственные

препараты для выведения паразитических червей.

Декоративные растения

Некоторые папоротники (нефролепис, адиантум) используются

в качестве комнатных растений, другие, например страусник,

— при создании интерьеров в парках, садах, скверах.

Приложение 3



В раздел образования