Автор: Зайнуллина Альфия Вахитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 132 комбинированного вида"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: методическая разработка конспекта
Тема: Конспект занятия "Семейные доходы и расходы"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №132 комбинированного вида»
Кировского района
Конспект
образовательной деятельности
«Семейные доходы и расходы»
занятия по основам финансовой грамотности
для детей в старшей группе
Зайнуллина Альфия Вахитовна
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Программное содержание:
Цель
Создать условия для формирования финансовой
грамотности
Задачи
Образовательные:
-формировать представление о том, что такое бюджет,
из чего он складывается.
- познакомить с понятиями «доход», «расход», с
некоторыми составляющими бюджета: зарплатой,
пенсией, стипендией и др.
Развивиающие:
-развивать познавательный интерес к основам финансовой
грамотности;
-развивать память, мышление, воображение;
Воспитательные:
-воспитывать финансовую культуру;
-воспитывать бережливость, трудолюбие, желание учиться.
Оборудование
Интерактивная доска
Демонстрационны
й материал
Картинки с графическим изображением
Раздаточный
материал
сигнальные карточки(зеленого и красного цвета),
плакат,
листы, цветные карандаши, фломастеры
Предшествующая
работа
Чтение художественной литературы.
Изготовление картинок с заданиями
Предварительная
работа с детьми
Подготовка атрибутики: кошелек,
Методы
и
методические
рекомендации
Наглядно-практические,
игровые,
словесные.
Дети
учатся
работать
в
команде
и
индивидуально.
Сопереживать,
искать
решение,
думать.
Для
этого
необходимо только направлять действия, а не диктовать
рамки
Словарная работа
определение понятий и введение в словарь дошкольников
слов:
заработная плата, стипендия, пенсия, премия,
бюджет, доход, расход, бюджет
Ход занятия:
Воспитатель:
Я рада видеть вас всех в хорошем настроении!
Мне хотелось бы, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого
вечера.
А для этого мы должны чаще улыбаться. Давайте будем радовать друг друга!
Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом!
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел дядя Федор из
Простоквашино.
Дядя Федор:
Мы с котом Матроскиным
и Шариком
решили завести
домашнее хозяйство. Но нас предупредили, что сначала будет расход на
нужды хозяйства. А потом мы получим - доход. А что такое расход, доход
мы не знаем. Помогите нам выяснить, что это такое?
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем дяде Федору разобраться?
Дети: Да, поможем.
Воспитатель: Чтобы объяснить жителям Простоквашино, что такое доход,
приведем следующий пример: ваши родители ходят каждый день на работу.
Для чего они ходят на работу?
Дети: Что заработать деньги, получить зарплату.
Воспитатель: Правильно. А что такое зарплата?
Дети: Родители выполняют работу, и им за эту работу платят деньги.
Воспитатель: Совершенно верно, ребята. Зарплата – это оплата труда за
месяц, или за неделю, или за день.
Воспитатель: Зачем нужна зарплата?
Дети: Зарплату родители приносят домой, чтобы в дальнейшем потратить ее
на необходимые вещи.
Воспитатель:
Все деньги, которые попадают в семью, называют доходом.
Пенсия бабушек и дедушек, стипендия – если в семье есть студенты - тоже
является доходом семьи. Есть доходы в виде дополнительных заработков,
выигрышей, денежных подарков.
(Просмотр слайдов презентации)
Воспитатель: К доходам семьи относятся зарплата родителей
Воспитатель: Доходом также являются деньги, полученные в результате
продажи различных товаров.
Воспитатель: Дядя Федор, если ваша корова даст больше молока, вы
сможете продать его и получить деньги. Это и будет являться доходом.
Дядя Федор: Понятно.
Воспитатель: Ребята, как еще можно получить доход в сельской местности?
Как вы думаете?
Дети: Можно собирать работать в саду и а огороде и продавать фрукты и
овощи.
Воспитатель: Правильно
Воспитатель: Дядя Федор, можно получить доход таким способом.
Дядя Федор: Вот здорово! Коту Матроскину можно за коровой ухаживать. А
Шарику предложить поработать со мной в огороде.
Физкульминутка
«Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и
безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный
палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув
все пальцы).
Воспитатель: Ребята, вот в стихотворении мы с вами считали денежки,
которые получили родители в качестве зарплаты. А на что тратят родители
зарплату?
Дети: Родители платят за квартиру, за свет, за газ, в магазине покупают
продукты питания, игрушки и другое.
(Просмотр слайдов презентации)
Воспитатель: Трата денег на какие - либо нужды семьи называется расход.
Воспитатель: А теперь , поиграем в игру «Доход или расход». Я буду
задавать вопросы о доходах и расходах. Вы должны показать сигнальную
зеленую карточку, если ответ на вопрос будут «доход», красную сигнальную
карточку – «расход».
Дидактическая игра «Доход или расход»
Воспитатель: Ребята, как выдумаете , какие расходы будут у дяди Федора?
Дети: Дяде Федору должен будет оплатить за газ, электричество в доме.
Также надо будет потратить деньги на корм для коровы, купить бутылки
(тару) для молока на продажу. Для работы в огороде надо будет купить
семена на посадку, различные инструменты для обработки земли.
Воспитатель: Согласна с вами. Дядя Федор, ребята рассказали тебе , какие
могут быть расходы.
Дядя Федор: Да, теперь я понимаю, что такое ДОХОД и РАСХОД
Воспитатель: Давайте, ребята, нарисуем плакат для дяди Федора, чтобы он
объяснил коту Матроскину и Шарику, что такое ДОХОД и РАСХОД.
(Дети рисуют плакат )
Воспитатель: Ребята, мы с вами для дяди Федора расписали , как
запланированы доходы и расходы .
Планирование доходов и расходов называется БЮДЖЕТ.
Воспитатель: Значит, как мы можем назвать наш плакат?
Дети: БЮДЖЕТ
Воспитатель: Как можем в виде рисунка изобразить слово «бюджет»?
Дети: Можно изобразить в виде кошелька.
Воспитатель: Хороший вариант. Давайте, передать этот плакат дяде Федору.
Дядя Федор: Большое Вам спасибо, ребята, за то что, оказали нам помощь.
Обязательно воспользуемся полученными знаниями. До свидания!
(Дети прощаются с героем).
Рефлексия.
Воспитатель: О чем мы с вами говорили на занятии?
(Ответы детей)
Воспитатель: Мы с вами выяснили, что такое доходы и расходы, бюджет.
И вы поняли, что, чтобы получить доход, нужно хорошо поработать. Также
нужно бережно расходовать деньги. Также нужно планировать бюджет.
Воспитатель: Молодцы! Вы активно работали на занятии, а главное -
помогли нашему герою.