Автор: Бойцова Ольга Владимировна
Должность: педагог-организатор, заместитель по вр
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №633 Калининского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Создание календаря традиций класса с помощью метода "Мировое Кафе" как способ проявления активной жизненной позиции учащихся.
Раздел: среднее образование
ГБОУ СОШ №633
Автор: Бойцова Ольга Владимировна
Создание календаря традиций класса с помощью метода
«Мировое Кафе» как способ проявления активной жизненной
позиции учащихся.
Пояснительная записка
Актуальность проблемы развития активной жизненной позиции учащихся в
школе
В современном мире, где изменения происходят с невероятной скоростью, важно
воспитывать активных и ответственных граждан, способных принимать решения и
вносить свой вклад в развитие общества. Школа является одним из ключевых институтов,
формирующих личность учащегося, и развитие активной жизненной позиции становится
важной задачей образовательного процесса.
Активная жизненная позиция предполагает не только наличие определённых
знаний и умений, но и способность применять их на практике, стремление к саморазвитию
и самореализации. Развитие такой позиции у учащихся способствует формированию
гармоничной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям и успешно
решать возникающие задачи. Этот процесс способствует формированию гражданской
ответственности, патриотизма и уважения к культурному наследию своей страны.
Таким образом, развитие активной жизненной позиции у учащихся является
актуальной
задачей
современной
школы,
которая
способствует
формированию
гармонично развитой личности, готовой к успешной самореализации.
Основная цель мероприятия — формирование у учащихся активной жизненной
позиции, которая будет способствовать их личностному и профессиональному развитию,
а также участию в жизни не только школы, но и общества. В решении поставленных задач
в данном случае поможет форма работы под названием «Мировое кафе»
Мировое кафе
(The World Cafe) — это метод группового обсуждения в
расслабленной и непринуждённой обстановке. Его активно используют в различных
областях: обучении, психологии, бизнесе, поскольку он имеет ряд преимуществ.
Количество участников в мировом кафе может варьироваться от нескольких
десятков до сотен человек. Для проведения дискуссии не требуется специальное
оборудование, она может проходить как в помещении, так и на открытом воздухе.
Управление дискуссией не вызывает сложностей: необходимо распределить роли и
выбрать участников, которые будут контролировать обсуждение в группах.
Сценарий мероприятия
«Создание календаря традиций класса с помощью метода «Мировое Кафе»
Цель: создать календарь традиций школы, который будет отражать активную
жизненную позицию учащихся.
Задачи:
1.
Организовать мероприятие с использованием метода «Мировое кафе».
2.
Собрать идеи и предложения от учащихся по созданию календаря традиций.
3.
Разработать структуру и содержание календаря.
4.
Создать макет календаря и представить его учащимся.
5.
Вовлечь учащихся в процесс создания и реализации традиций.
Описание метода «Мировое кафе»:
«Мировое кафе» — это метод, который позволяет организовать коллективную
работу над определённой темой. Он основан на принципах сотрудничества, обмена
идеями и опытом.
В рамках мероприятия учащиеся будут разделены на группы, каждая из которых
будет отвечать за определённую традицию или идею. Каждая группа будет обсуждать
свои идеи, а затем передавать их другим группам. Таким образом, все участники смогут
внести свой вклад в создание календаря традиций.
Мероприятие будет проходить в несколько этапов:
1.
Подготовка.
Необходимо
подготовить
помещение,
материалы
и
оборудование для работы. Также необходимо провести инструктаж для участников.
Превратите класс в кафе. Расставьте импровизированные столики (5 штук, по 2 учебных
месяца на один стол): сдвиньте две парты в одну. Положите на стол все, что нужно для
обсуждения: бумагу, ручки, стикеры. Оптимальный вариант, когда за столом сидят четыре
человека, максимум — пять.
2.
Распределение по группам.
Участники будут разделены на группы
случайным образом. Это позволит создать более разнообразный и интересный результат.
Начните с дружественного приветствия. Расскажите ученикам, что целью сегодняшней
встречи является создание «Календаря традиций класса» и что у каждого столика – будут
свои вопросы для обсуждения. Расскажите, в каком формате проходит мировое кафе, что
нужно делать и какие правила соблюдать. Постарайтесь создать атмосферу доверия,
чтобы каждый мог смело высказывать свое мнение и делиться идеями. Календарь
традиций класса – все важные даты, события и праздники, которые вы хотели бы вместе
отмечать ежегодно. Лучше всего описать сразу, как именно та или иная традиция
выполняется. (Пример: 5 декабря Россия и весь мир отмечают День волонтера. Вы
планируете в этот день волонтерский выезд в приют для животных или проводите в школе
акцию по сбору гуманитарной помощи и отвозите её в приют и т.д.)
3.
Подготовьте вопросы. Подготовьте заранее вопросы для обсуждения. Это
должны быть открытые вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет». Если вы
замечаете, что некоторые группы отвлеклись от основной темы, направляйте ход
обсуждения.
Примерные вопросы:
Стол 1: Какие традиции вы бы хотели соблюдать в школе в сентябре и октябре?
Почему? С какими важными праздниками могут быть связаны традиции нашего класса?
Как именно выбранные традиции будут реализовываться?
Стол 2: Какие традиции вы бы хотели соблюдать в школе в ноябре и декабре?
Почему? С какими важными праздниками могут быть связаны традиции нашего класса?
Как именно выбранные традиции будут реализовываться?
Стол 3: Какие традиции вы бы хотели соблюдать в школе в январе и феврале?
Почему? С какими важными праздниками могут быть связаны традиции нашего класса?
Как именно выбранные традиции будут реализовываться?
Стол 4: Какие традиции вы бы хотели соблюдать в школе в марте и апреле?
Почему? С какими важными праздниками могут быть связаны традиции нашего класса?
Как именно выбранные традиции будут реализовываться?
Стол 5: Какие традиции вы бы хотели соблюдать в школе в мае и июне? Почему?
С какими важными праздниками могут быть связаны традиции нашего класса? Как
именно выбранные традиции будут реализовываться?
4.
Начните обсуждение в группах. Поделите учеников на группы и укажите
каждой, за какой стол сесть. В каждой группе выберите «хозяина стола» — этот человек
останется за столом на протяжении всего упражнения и будет фиксировать итоги
обсуждений. На каждый стол раздайте по вопросу. Засеките время раунда. Время урока
ограничено, поэтому обсуждение можно сократить до 7 минут.
5.
Обмен идеями. По окончании раунда каждая группа переходит за новый
стол и приступает к новому вопросу. «Хозяина стола» встречает группу и коротко
рассказывает, к каким идеям привели предыдущие обсуждения. Это позволит участникам
увидеть разнообразие идей и предложений.
6.
Подведение
итогов.
Ученики
должны
делиться
своими
идеями
и
результатами обсуждения в группе. Самый удобный вариант — подводить итоги в самом
конце, когда участники посидят за каждым столом и вернутся на свое место. Помните о
том, что идеи нужно записывать, чтобы ученики видели ход обсуждения. Поставьте на
видное место меловую доску или флипчарт, чтобы ребята записывали свои выводы.
Постарайтесь создать отдельный список традиций, который хотели бы предложить
выполнять вместе всем классам.
Когда все традиции будут выбраны и обозначены, можно приступить к созданию
Календаря Традиций Класса. Формат каждый класс выбирает свой. Это может быть
календарь, размером с ватман, где каждый месяц прописан, может быть круг со всеми
сезонами года, может быть меняющийся шаблонный месяц на липучках. Ответственным
ребятам можно выдать задание на выходные – оформить один месяц для календаря или
какой-то другой элемент.
7.
Разработка структуры и содержания календаря. На основе полученных
идей и предложений участники разработают структуру и содержание календаря традиций.
Они могут использовать различные методы, такие как мозговой штурм, дискуссия,
голосование и т. п.
8.
Создание макета календаря. Участники создадут макет календаря,
который будет включать в себя название, описание, дату и время проведения каждой
традиции. Макет может быть выполнен в виде презентации, плаката, брошюры и т. п.
9.
Презентация календаря.
Участники представят календарь учащимся и
администрации школы. Они расскажут о его содержании и целях.
(Пример представления календаря)
10.
Реализация традиций. Учащиеся будут вовлечены в процесс реализации
традиций, которые были включены в календарь благодаря их инициативам. Они будут
помогать в организации мероприятий, подготовке материалов и т. п.
Этот метод позволит учащимся проявить свою активную жизненную позицию и
создать календарь традиций, который будет интересен и полезен для всей школы. А
следующим, более масштабным этапом работы, станет создание календаря традиций
школы. Где каждый класс представит свои традиции класса, из лучших идей будут
выбраны события, которые станут традициями всех классов и всей школы.
Ожидаемые результаты:
Создание календаря традиций, который отражает интересы и потребности
учащихся.
Повышение активности и вовлечённости учащихся в жизнь школы.
Развитие навыков сотрудничества, обмена идеями и опытом у учащихся.
Выявление и поддежрка активной жизненной позиции учащихся.
Календарь традиций в школе может быть полезным инструментом для достижения
различных целей. Происходит сохранение и укрепление культурной идентичности.
Календарь помогает знакомить учащихся с культурными традициями, обычаями и
праздниками разных народов, что способствует формированию толерантного отношения к
другим культурам. Также он помогает в воспитании уважения к истории и культуре своей
страны. Календарь позволяет школьникам узнать больше о значимых событиях и датах в
истории своей страны, а также о традициях и обычаях своего народа. Таким образом,
календарь традиций является эффективным инструментом для развития активной позиции
учеников, их интереса к культуре и традициям, а также для формирования уважения к
историческому наследию своего народа.