Напоминание

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК СРЕДИ ПОДРОСТКОВ: МОТИВАЦИЯ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ


Автор: Перевертина Татьяна Дмитриевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА №1353
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК СРЕДИ ПОДРОСТКОВ: МОТИВАЦИЯ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Раздел: среднее образование





Назад




АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК СРЕДИ ПОДРОСТКОВ: МОТИВАЦИЯ И

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Введение

В условиях глобализации владение английским языком становится

ключевым навыком для профессиональной и социальной реализации.

Подростковый

возраст

является

критическим

периодом

для

формирования

устойчивых

языковых

компетенций,

однако

эффективность обучения во многом зависит от мотивации учащихся и

применяемых педагогических методик.

Цель данной статьи – проанализировать факторы, влияющие на

мотивацию

подростков

к

изучению

английского

языка,

а

также

рассмотреть

современные

методы

обучения,

доказавшие

свою

эффективность в образовательной практике.

1. Мотивация подростков к изучению английского языка

1.1. Виды мотивации

Мотивация

в

изучении

иностранного

языка

подразделяется

на инструментальную и интегративную (по

классификации

Р.

Гарднера).

Инструментальная

мотивация связана

с

прагматическими

целями:

сдача

экзаменов,

поступление

в

вуз,

карьерные

перспективы.

Для

подростков

значимым

фактором

является

возможность использования языка в цифровой среде (соцсети,

игры, зарубежный контент).

Интегративная мотивация предполагает интерес к культуре и

желание взаимодействовать с носителями языка. В подростковом

возрасте она часто формируется через увлечение музыкой, кино

или литературой на английском.

Исследования показывают, что сочетание обоих типов мотивации

повышает вовлечённость и результативность обучения.

1.2. Факторы, снижающие мотивацию

Несмотря на очевидную пользу английского языка, многие подростки

теряют интерес к его изучению. Основными причинами являются:

Отсутствие видимой пользы – если язык воспринимается как

абстрактный школьный предмет, а не инструмент коммуникации.

Методические ошибки – чрезмерный акцент на грамматике в

ущерб разговорной практике.

Недостаток персонализации – игнорирование индивидуальных

интересов учащихся.

Для

поддержания

мотивации

важно

интегрировать

язык

в

повседневные интересы подростков, используя актуальные темы и

интерактивные форматы.

2. Современные методы обучения английскому языку

2.1. Коммуникативный подход

Доминирующей

методикой

в

современной

лингводидактике

является коммуникативный

подход,

который

фокусируется

на

практическом использовании языка. Его основные принципы:

Имитация

реальных

ситуаций

ролевые

игры,

дискуссии,

проектная работа.

Минимизация

прямого

исправления

ошибок для

снижения

языкового барьера.

Использование

аутентичных

материалов

подкасты,

видеоблоги, статьи.

Подростки лучше усваивают язык, когда видят его применимость в

жизни, а не только в учебном контексте.

2.2. Технологии в обучении

Цифровые

инструменты

значительно

расширяют

возможности

языкового образования:

Мобильные

приложения (Duolingo,

Quizlet)

обеспечивают

игровую форму обучения.

VR и AR-технологии – создают эффект погружения в языковую

среду.

Социальные сети и мессенджеры – позволяют организовывать

взаимодействие с носителями.

Использование

технологий

соответствует

привычным

для

подростков форматам коммуникации, что повышает их вовлечённость.

2.3. Дифференцированное обучение

Учитывая

разный

уровень

подготовки

и

интересы

учащихся,

эффективным

методом

является дифференцированный

подход,

который включает:

Гибкие

учебные

траектории

возможность

выбора

тем

и

заданий.

Смешанное обучение (blended learning) – комбинация онлайн-

и офлайн-форматов.

Геймификацию

введение

элементов

соревновательности и

поощрений.

Такой

подход

позволяет

адаптировать

обучение

под

индивидуальные запросы подростков.

3. Роль педагога в мотивации учащихся

Учитель играет ключевую роль в формировании интереса к языку.

Среди наиболее эффективных стратегий:

Создание позитивной атмосферы – поощрение инициативы,

минимизация критики.

Демонстрация практической ценности языка – организация

встреч с носителями, участие в международных проектах.

Использование

актуального

контента

обсуждение

тем,

значимых для подростков (технологии, мода, экология).

Педагог должен выступать не только как источник знаний, но и как

наставник, помогающий увидеть перспективы владения языком.

Заключение

Изучение

английского

языка

подростками

требует

комплексного

подхода,

сочетающего

мотивационные

стратегии

и

современные

методики. Ключевыми факторами успеха являются:

интеграция языка в повседневные интересы учащихся;

применение интерактивных и цифровых технологий;

персонализация

обучения

с

учётом

индивидуальных

потребностей.

При

соблюдении

этих

условий английский

язык

перестаёт быть

формальным

предметом

и

становится

инструментом

для

самореализации,

открывающим

новые

возможности

в

глобализированном мире.

Таким

образом,

эффективное

обучение

подростков

английскому

языку

возможно

только

при

условии

сочетания

педагогических

инноваций и глубокого понимания их мотивационной сферы.



В раздел образования