Автор: Щебетина Вера Геннадьевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа п. Красный Текстильщик"
Населённый пункт: муниципального образования "Город Саратов"
Наименование материала: выступление
Тема: Формы работы с родителями как фактор влияния на ситуацию успеха в учебной деятельности 10.11.2024 г.
Раздел: среднее образование
Формы работы с родителями как фактор влияния на ситуацию
успеха в учебной деятельности
Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в
процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе
стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - важный механизм их
развития.
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые
подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря
семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин
демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является
сотрудничество школы и семьи.
Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и
востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так
учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей,
порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же
в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога,
взаимоотношениями в детском коллективе.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа
с их родителями».
Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются
корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном
здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».
В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители
часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в
учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту,
который часто отстает от современных требований.
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен
в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно
актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления
личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой
общественной ситуации. Наблюдаются процессы, приводящие к обострению
семейных проблем. Это прежде всего падение материального уровня большинства
семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение
числа неполных и имеющих одного ребенка семей.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется
квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия
педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности
школьника.
Ни для кого не секрет, что выражение «трудный ребенок» появляется в школе
вовсе не из-за так называемой трудности самого ребенка, а из-за противоречий во
взглядах на воспитание молодого человека у родителей между собой и между
родителями и учителями. Родителям необходимо помогать становиться хорошими
родителями. В этом процессе роль классного руководителя очень важна! Ведь смысл
педагогического взаимодействия семьи и школы заключается в создании условий для
нормальной жизни ребёнка – комфортной, радостной и, конечно, счастливой. Всем
известно, что результат обучения и воспитания детей будет тогда на высоком уровне,
когда будет единство 3 звеньев: учитель, родитель и ребёнок. Если 1 звено выпадает,
то результата не будет. Недаром В.А. Сухомлинский сказал: «Только вместе с
родителями, общими усилиями учителя могут дать детям большое человеческое
счастье».
В своей работе с родителями учащихся я использую разные формы
взаимодействия, как коллективные, так и индивидуальные:
Индивидуальные:
1. Индивидуальные консультации педагога.
2. Переписка.
3. Приглашение в школу.
4. Посещение на дому.
1. Индивидуальные консультации педагога.
Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей.
Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В
процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке я выясняю необходимые
для профессиональной работы сведения, даю рекомендации и советы.
2. Переписка. В работе с родителями переписку использую довольно широко.
Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в
состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут, не имеют
доступ к электронному журналу. Это удобная форма взаимодействия.
В переписке информирую родителей об успехах их детей, извещаю о
предстоящей совместной деятельности в школе, поздравляю с праздниками, даю
советы и пожелания в воспитании детей. Выставляю фото и видео с мероприятий.
Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
3.Приглашение в школу.
Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться
на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения
вызывают у родителей негативное отношение к школе. Приглашать желательно для
объявления успеха в учёбе или каких-либо, достижений.
Но к сожалению, родители приглашаются в том случае, если снизилась
успеваемость или ученик имеет неудовлетворительное поведение.
4. Посещение семьи на дому.
Эту форму работы я использую редко, при острой необходимости и кто в этом
нуждается.
Посещая учащихся на дому, выясняю условия семейного воспитания.
Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об
ориентации родителей в вопросах воспитания. Меня интересуют условия жизни
ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не
имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.
Коллективные формы:
1. Родительское собрание – одна из основных универсальных форм
взаимодействие школы с семьями учащихся. Это школа повышения у родителей
компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское
общественное мнение.
Задачи, которые решаются на собраниях:
- Организационные (выбор классного родительского комитета; выбор
представителей в совет школы;
- Аналитические (ориентированные на разрешение возникающих проблем
педагогического просвещения родителей). Например, «Трудности подросткового
возраста», «Режим дня школьников», «Компьютер в жизни школьника» и др.
- Итоговые (направленные на подведение итогов работы класса за определенный
период времени: четверть, полугодие, год).
Организуя родительские собрания, придерживаюсь следующих принципов:
родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать
ошибки и неудачи детей в учебе;
тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им
возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;
родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании
является четкость, лаконичность, системность;
каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений
и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.
2. Общешкольные родительские собрания проводятся 2-4 раза в год. Тематика
таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период
времени. На них выступают директор, заместители, отчитывается о работе
родительский попечительский совет школы. В конце учебного года награждаются
семьи, активно участвующие в жизни школы. В нашей школе такие награждения
проходят.
3. Участие родителей в методической неделе.
Родители в этом учебном году принимали участие в методической неделе и могли
посетить любые уроки и мероприятия.
Так же в школе проводятся концерты, творческие отчёты по внеурочной
деятельности, выставки работ в которых принимают участие и мои ученики.
Но главным взаимодействием семьи и школы является – совместная деятельность.
В течение учебного года внутри класса проводятся различные мероприятия
Родители помогают в организации и проведении конкурсов, экскурсий, походов,
праздников, поездок в театры, классных часов. При проведение таких мероприятий
родители ещё лучше сближаются между собой, со своими детьми, налаживается
контакт между учителем и родителями.
Большую помощь родители оказывают своим детям в подготовке
исследовательских проектов. Именно в тесном сотрудничестве, вместе с родителями
рождается исследовательская работа и когда добиваешься результатов, понимаешь,
что совместный труд был не напрасен.
Мои ученики, многие отлично выступили на защите проектов. Учителя отметили
некоторых учеников и дали им рекомендации, выступить на школьных и городских
конференциях.
Заключение.
Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально-экономических
условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей.
Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной
деятельности педагога.
Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск
совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям
нужна от нас, учителей поддержка, помощь и просто добрый совет.
Таким образом, все индивидуальные и коллективные формы работы с родителями
призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность
процесса обучения и воспитания детей в семье и школе.
И если мы найдём ключик к каждой семье и детской душе – то несомненно
подарим частичку своего сердца и воспитательный процесс обязательно будет иметь
положительный результат!