Напоминание

Формы работы с родителями как фактор влияния на ситуацию успеха в учебной деятельности 10.11.2024 г.


Автор: Щебетина Вера Геннадьевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа п. Красный Текстильщик"
Населённый пункт: муниципального образования "Город Саратов"
Наименование материала: выступление
Тема: Формы работы с родителями как фактор влияния на ситуацию успеха в учебной деятельности 10.11.2024 г.
Раздел: среднее образование





Назад




Формы работы с родителями как фактор влияния на ситуацию

успеха в учебной деятельности

Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в

процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе

стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - важный механизм их

развития.

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые

подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря

семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин

демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является

сотрудничество школы и семьи.

Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и

востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так

учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей,

порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же

в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога,

взаимоотношениями в детском коллективе.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа

с их родителями».

Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются

корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном

здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».

В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители

часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в

учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту,

который часто отстает от современных требований.

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен

в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно

актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления

личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой

общественной ситуации. Наблюдаются процессы, приводящие к обострению

семейных проблем. Это прежде всего падение материального уровня большинства

семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение

числа неполных и имеющих одного ребенка семей.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется

квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия

педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности

школьника.

Ни для кого не секрет, что выражение «трудный ребенок» появляется в школе

вовсе не из-за так называемой трудности самого ребенка, а из-за противоречий во

взглядах на воспитание молодого человека у родителей между собой и между

родителями и учителями. Родителям необходимо помогать становиться хорошими

родителями. В этом процессе роль классного руководителя очень важна! Ведь смысл

педагогического взаимодействия семьи и школы заключается в создании условий для

нормальной жизни ребёнка – комфортной, радостной и, конечно, счастливой. Всем

известно, что результат обучения и воспитания детей будет тогда на высоком уровне,

когда будет единство 3 звеньев: учитель, родитель и ребёнок. Если 1 звено выпадает,

то результата не будет. Недаром В.А. Сухомлинский сказал: «Только вместе с

родителями, общими усилиями учителя могут дать детям большое человеческое

счастье».

В своей работе с родителями учащихся я использую разные формы

взаимодействия, как коллективные, так и индивидуальные:

Индивидуальные:

1. Индивидуальные консультации педагога.

2. Переписка.

3. Приглашение в школу.

4. Посещение на дому.

1. Индивидуальные консультации педагога.

Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей.

Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.

Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В

процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке я выясняю необходимые

для профессиональной работы сведения, даю рекомендации и советы.

2. Переписка. В работе с родителями переписку использую довольно широко.

Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в

состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут, не имеют

доступ к электронному журналу. Это удобная форма взаимодействия.

В переписке информирую родителей об успехах их детей, извещаю о

предстоящей совместной деятельности в школе, поздравляю с праздниками, даю

советы и пожелания в воспитании детей. Выставляю фото и видео с мероприятий.

Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

3.Приглашение в школу.

Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться

на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения

вызывают у родителей негативное отношение к школе. Приглашать желательно для

объявления успеха в учёбе или каких-либо, достижений.

Но к сожалению, родители приглашаются в том случае, если снизилась

успеваемость или ученик имеет неудовлетворительное поведение.

4. Посещение семьи на дому.

Эту форму работы я использую редко, при острой необходимости и кто в этом

нуждается.

Посещая учащихся на дому, выясняю условия семейного воспитания.

Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об

ориентации родителей в вопросах воспитания. Меня интересуют условия жизни

ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не

имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.

Коллективные формы:

1. Родительское собрание – одна из основных универсальных форм

взаимодействие школы с семьями учащихся. Это школа повышения у родителей

компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское

общественное мнение.

Задачи, которые решаются на собраниях:

- Организационные (выбор классного родительского комитета; выбор

представителей в совет школы;

- Аналитические (ориентированные на разрешение возникающих проблем

педагогического просвещения родителей). Например, «Трудности подросткового

возраста», «Режим дня школьников», «Компьютер в жизни школьника» и др.

- Итоговые (направленные на подведение итогов работы класса за определенный

период времени: четверть, полугодие, год).

Организуя родительские собрания, придерживаюсь следующих принципов:

родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать

ошибки и неудачи детей в учебе;

тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им

возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;

родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании

является четкость, лаконичность, системность;

каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений

и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.

2. Общешкольные родительские собрания проводятся 2-4 раза в год. Тематика

таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период

времени. На них выступают директор, заместители, отчитывается о работе

родительский попечительский совет школы. В конце учебного года награждаются

семьи, активно участвующие в жизни школы. В нашей школе такие награждения

проходят.

3. Участие родителей в методической неделе.

Родители в этом учебном году принимали участие в методической неделе и могли

посетить любые уроки и мероприятия.

Так же в школе проводятся концерты, творческие отчёты по внеурочной

деятельности, выставки работ в которых принимают участие и мои ученики.

Но главным взаимодействием семьи и школы является – совместная деятельность.

В течение учебного года внутри класса проводятся различные мероприятия

Родители помогают в организации и проведении конкурсов, экскурсий, походов,

праздников, поездок в театры, классных часов. При проведение таких мероприятий

родители ещё лучше сближаются между собой, со своими детьми, налаживается

контакт между учителем и родителями.

Большую помощь родители оказывают своим детям в подготовке

исследовательских проектов. Именно в тесном сотрудничестве, вместе с родителями

рождается исследовательская работа и когда добиваешься результатов, понимаешь,

что совместный труд был не напрасен.

Мои ученики, многие отлично выступили на защите проектов. Учителя отметили

некоторых учеников и дали им рекомендации, выступить на школьных и городских

конференциях.

Заключение.

Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально-экономических

условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей.

Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной

деятельности педагога.

Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск

совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям

нужна от нас, учителей поддержка, помощь и просто добрый совет.

Таким образом, все индивидуальные и коллективные формы работы с родителями

призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность

процесса обучения и воспитания детей в семье и школе.

И если мы найдём ключик к каждой семье и детской душе – то несомненно

подарим частичку своего сердца и воспитательный процесс обязательно будет иметь

положительный результат!



В раздел образования