Авторы: Кругликова Надежда Васильевна, Стольная Арина Прохоровна
Должность: учитель-логопед, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №12 "Малыш"
Населённый пункт: Мысковский городской округ
Наименование материала: Проект
Тема: "От семечка до урожая"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 12 «Малыш»
Проект
"От семечка до
урожая"
Старшая группа комбинированной направленности
Подготовили: Кругликова Н.В.- учитель-логопед
Стольная А.П.- воспитатель
Мысковский городской округ 2025
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Участники проекта: дети старшей группы комбинированной направленности,
воспитатели группы, родители (законные представители).
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание
условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую
деятельность.
Проектная идея: создать в группе огород на подоконнике, вырастив из семян
рассаду; высадить рассаду на участке; получить урожай овощей.
Задачи проекта:
1. Учить правильно ухаживать за растениями.
2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, для
роста растений.
3. Развивать познавательные и творческие способности детей.
4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
Продолжительность проекта: среднесрочный, апрель - август 2025 г.
Актуальность: дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют
представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста,
их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности
и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-
исследовательской деятельности детей. Процесс ознакомления с ростом и развитием
растений можно осуществлять в весенне-летний период, начиная выращивать в
помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для
этого огород на окне, а потом высаживать растения на участке детского сада, где дети
будут продолжать наблюдать за их ростом и ухаживать за ними, а также собирать
свой урожай.
Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия педагоги – дети – родители:
Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.
Формирование разносторонних знаний о растениях, видах овощей.
Осознание цикличности в природе: смена сезонов; семя→ плод→ семя.
Развитие познавательных и творческих способностей.
Основные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта: семена, почва, контейнеры,
орудия труда.
• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен,
связанных с огородом и овощами).
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.
Взаимодействие с семьей:
• Сбор необходимого материала для создания огорода (семена, земля, контейнеры).
Практическая работа
Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация развивающей предметно – развивающей среды по теме.
• Подготовка информации для родительских уголков.
Деятельность детей:
• Посадка семян редиса, перца, томата, огурца, свеклы, гороха, подсолнуха в
землю.
• Уход за растениями - полив, рыхление, прореживание редиса, свеклы.
• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
• Участие в практической деятельности.
• Лепка овощей из пластилина.
• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
• Просмотр презентаций и мультфильмов о растениях.
• Сбор коллекций семян.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
Подведение итогов
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Презентация проекта.
• Представление опыта.
Ход проекта:
Проблема: дети нашей группы решили вырастить овощи на собственном огороде. Но
у них возник вопрос: как это сделать?
1 этап «Классификация»
В начале апреля, когда солнышко совсем обогрело землю, пришла пора сажать
семена.
Многие дети дома видели, как мама или бабушка сажали семена помидор,
огурцов, перца и др. овощей.
На первом этапе мы с ребятами собирали информацию о том, как выглядит огород,
что может расти на огороде, и где мы можем создать свой огород.
Решили организовать в группе огород на окне. Встал вопрос: «Что же нам
сеять?» Дети предлагали разные варианты овощей и фруктов. Решили выбрать
разные по форме и размеру семена. Но как выглядят семена растений, дети не знали.
Для этого собрали коллекцию семян. Рассмотрели семена различных овощей и
фруктов.
Приготовили землю, стаканчики и контейнеры.
Посеяли: огурцы, горох, подсолнух, перец, редис, фасоль, томат, петрушку, лук,
укроп, салат.
Стали наблюдать за первыми ростками и учиться за ними ухаживать. Все
изменения зарисовывали в дневнике наблюдений.
Так как при посадке в грунт, видно только как появляется и развивается росток.
Но не видно развитие корневой системы. Решили провести
совместный эксперимент. На марлю положили несколько семян фасоли и гороха.
Смочили марлю водой и стали наблюдать. Уже на следующий день семена набухли.
Через 3-4 дня появился зеленый росток и корешок. Несколько дней наблюдали за их
ростом и развитием корневой системы.
Вывод: семенам для всходов нужна вода и тепло.
2 этап. «Травянчики»
Решили сделать экологическую игрушку «Травянчики», выполненная вручную. Ее
изюминка заключается в том, что при поливе водой, через некоторое время, из ее
головы начинает расти сочная, нежная, густая трава, создавая зеленую шевелюру.
Наблюдать за этим процессом интересно и взрослым, и детям
3 этап. Уход за растениями
Стали ухаживать и наблюдать за рассадой: поливали, пололи и рыхлили. Дети с
удовольствием участвовали в данном виде деятельности.
Научились поливать растения под корень, определять, нужен ли полив, различать
культурные растения от сорняков.
Планируемые результаты:
- Познакомить детей со многими культурными растениями.
- Сформировать интерес к опытнической и исследовательской деятельности по
выращиванию культурных растений в комнатных условиях и условиях открытого
грунта.
- Расширить знания о необходимых условиях для роста растений.
- Создать в группе огород на окне.
- Вызвать интерес родителей к совместной деятельности с детьми.