Напоминание

"Применение кейс технологии в преподавании биологии в СПО "


Автор: Быкова Елена Владиславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Свердловский областной педагогический колледж"
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Применение кейс технологии в преподавании биологии в СПО "
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Быкова Е.В.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ

БИОЛОГИИ В СПО»

Введение

Современное

образование

в

системе

среднего

профессионального

образования

(СПО)

требует

активного

внедрения

инновационных

педагогических технологий, способствующих формированию у студентов не

только предметных знаний, но и профессиональных компетенций. Одним из

эффективных методов, отвечающих этим требованиям, является кейс-

технология.

Кейс-метод

предполагает

анализ

реальных

или

смоделированных

проблемных ситуаций, что позволяет развивать у обучающихся критическое

мышление, умение принимать решения и работать в команде. В контексте

преподавания биологии данный метод особенно актуален, поскольку

биологические

дисциплины

тесно

связаны

с

практикой,

медициной,

экологией и сельским хозяйством.

Цель

данной

методической

разработки –

обосновать

эффективность

применения кейс-технологий в преподавании биологии в СПО, раскрыть

методические аспекты их использования и предложить

практические

рекомендации для преподавателей.

1.

Теоретические основы кейс-технологии

1.1.

Понятие и сущность кейс-метода

Кейс-технология (от англ.

case study – «анализ случая») – это метод

активного обучения, основанный на разборе конкретных ситуаций,

имеющих

профессиональную

или

образовательную

значимость.

В

отличие

от

традиционных

форм

обучения,

где

преобладает

монологическое

изложение

материала,

кейс-метод

предполагает

вовлечение студентов в процесс анализа, обсуждения и поиска решений.

Кейс

представляет

собой

описание

реальной

или

искусственно

смоделированной ситуации, содержащей проблему, требующую разрешения.

В биологии это могут быть случаи, связанные с генетическими нарушениями,

экологическими

катастрофами,

эпидемиологическими

вспышками

или

вопросами биотехнологии.

1.2.

Классификация кейсов

В педагогической практике выделяют несколько типов кейсов:

Практические кейсы

основаны на реальных событиях и

направлены

на

отработку

профессиональных

навыков

(например,

диагностика заболевания по симптомам).

Обучающие кейсы

создаются для освоения теоретических

знаний

через

практические

примеры

(анализ

механизмов

наследственности на конкретных случаях).

Научно-исследовательские

кейсы

предполагают

углублённый

анализ

биологических

явлений

с

элементами

эксперимента (изучение влияния факторов среды на рост растений).

Выбор типа кейса зависит от учебных целей и уровня подготовки

студентов.

2.

Методика

применения

кейс-технологий

в

преподавании

биологии

2.1.

Этапы работы с кейсом

Эффективное использование кейс-метода требует чёткой организации

процесса обучения. Можно выделить следующие этапы:

1.

Подготовительный этап

o

Определение учебных целей.

o

Подбор или разработка кейса с учётом профессиональной

направленности СПО.

o

Формирование

групп

(если

предполагается

командная

работа).

2.

Ознакомление с кейсом

o

Предоставление

студентам

материала

(текст,

видео,

лабораторные данные).

o

Чтение и первичный анализ информации.

3.

Анализ и обсуждение

o

Выявление ключевой проблемы.

o

Поиск

возможных

решений

на

основе

биологических

закономерностей.

o

Аргументация позиций.

4.

Презентация решений

o

Публичное представление выводов.

o

Дискуссия, сравнение различных подходов.

5.

Рефлексия и оценка

o

Анализ эффективности предложенных решений.

o

Корректировка знаний (при необходимости).

2.2.

Примеры кейсов по биологии

1.

Кейс «Генетическая задача»

o

Описание:

у

семьи

родился

ребёнок

с

наследственным

заболеванием.

Необходимо

определить

тип

наследования

и

вероятность проявления болезни у следующих поколений.

o

Цель: закрепить знания по основам генетики, научиться строить

родословные.

2.

Кейс «Экологическая катастрофа»

o

Описание: в регионе произошёл массовый мор рыбы в реке.

Студенты должны выдвинуть гипотезы о причинах и предложить

меры по восстановлению экосистемы.

o

Цель: развить умение анализировать антропогенное влияние на

природу.

3.

Кейс «Диагностика заболевания»

o

Описание: пациент обратился с симптомами (температура, сыпь).

На

основе

данных

необходимо

определить

возможное

заболевание и методы лечения.

o

Цель: применить знания по анатомии и физиологии человека в

профессиональной деятельности.

3.

Преимущества и ограничения кейс-метода

3.1.

Дидактические преимущества

Активизация познавательной деятельности

студенты не

просто запоминают информацию, а учатся её применять.

Формирование

профессиональных

компетенций

моделирование

реальных

ситуаций

готовит

обучающихся

к

будущей работе.

Развитие soft skills

работа в команде, аргументация,

критическое мышление.

3.2.

Возможные трудности

Недостаточная

подготовленность

студентов

слабые

теоретические знания затрудняют анализ кейса.

Временные затраты

глубокий разбор ситуации требует

больше

времени, чем традиционный урок.

Сложность разработки качественных кейсов – необходимость

учитывать

актуальность,

научную

достоверность

и

методическую

целесообразность.

4.

Рекомендации по внедрению кейс-технологий

1.

Постепенное

внедрение

начинать

с

простых

кейсов,

увеличивая сложность.

2.

Интеграция с

другими

методами

сочетать

с

лекциями,

лабораторными работами.

3.

Использование цифровых ресурсов – мультимедийные кейсы

повышают наглядность.

4.

Обратная

связь

регулярно

анализировать

эффективность

метода через анкетирование или обсуждения.

Заключение

Применение

кейс-технологий

в

преподавании

биологии

в

СПО

способствует формированию у студентов не только глубоких предметных

знаний, но и ключевых профессиональных навыков. Данный метод позволяет

приблизить учебный процесс к реальным условиям будущей работы, что

особенно важно в условиях среднего профессионального образования.

Для

успешного

внедрения

кейс-метода

преподавателю

необходимо

тщательно разрабатывать учебные материалы, адаптировать их под уровень

группы и активно вовлекать студентов в процесс анализа и решения проблем.

При

грамотном

использовании

кейс-технология

становится

мощным

инструментом в подготовке квалифицированных специалистов.

Таким образом, систематическое применение кейсов в обучении биологии

не

только

повышает

мотивацию

студентов,

но

и

способствует

их

профессиональному становлению.

Список использованных источников:

1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. Под

ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. М.: Педагогика, 2001.

2. Статья: Мастерских Вера Сергеевна ГБПОУ МО «Серпуховский

колледж». г.Серпухов, Московской области.

3.

Акимов

Н.А

Психодиагностика

педагогических

способностей:

Методическое

пособие.

Н.А.Аминов,

Н.А.Морозова,

А.Л.Смятских.-

М.;Издательство

исследований

центра

проблем

качества

подготовки

специалистов. 1994-221 с.

4.

Андюсев

Б.Е.

Кейс-технология

инструмент

формирования

компетентностей [Текст] / Б.Е. Андюсев // Директор школы. – 2010. – №4. –

С. 61-69.

5. Возрастная физиология и школьная гигиена. Учебное пособие для

педагогических институтов, М.: АКАДЕМИЯ, 2001.

6. Психологические основы эффективной организации учебного процесса.

М.М. Безруких, М-2006г;

7. Психофизиология ребенка. Н.В. Дубровская, Д.А. Фарбер. М.: Владос,

2000.

8. Скляренко А.Н. Инновационные технологии в обучении [Текст] / А.Н.

Скляренко. – М.: Издательство Международного юридического института,

2011. – 225 с.



В раздел образования