Напоминание

"Правила игры и поведения дошкольников во время игры в шахматы"


Автор: Анаприенко Нина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Теремок"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Правила игры и поведения дошкольников во время игры в шахматы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много удовольствия, но и

действенное, эффективное средство их умственного развития,

самовоспитания.

ПРАВИЛА ИГРЫ И ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ВО ВРЕМЯ ИГРЫ В

ШАХМАТЫ

(методические рекомендации)

1. Рукопожатие

Перед партией в шахматах принято обменяться рукопожатием. Вне зависимости от пола и

возраста партнеров. Это приветствие и знак взаимного уважения. Делается это молча, здороваться

вслух не принято.

После партии также принято рукопожатие. Проигравший протягивает руку первым, поздравляя

соперника с победой. В случае ничьей - также жмем руку.

2. Молчание - золото

В шахматы играют молча. Для того, чтобы подать голос, нужны веские основания.

Необходимо соблюдать тишину. В первую очередь за доской.

3. "Взялся - ходи!"

Если вы взялись за фигуру, ход должен быть сделан этой фигурой и никакой другой.

Если вы хотите поправить фигуру, стоящую, к примеру, между полями,- необходимо

одновременно, а еще лучше до того, как вы тронули фигуру,- сказать вслух: "Поправляю"

Ход считается сделанным, когда вы отпустили руку от фигуры, которой делаете ход. Вне

зависимости переключили часы или нет.

Также во время обдумывание своего или соперника не принято прикасаться к шахматной доске.

4. Нельзя "перехаживать"

В сознании ребенка должна прочно укорениться установка: ход в шахматах действие

ответственное и необратимое.

Еще раз повторим: ход сделан тогда, когда игрок отпустил руку от фигуры, которой сделал ход.

5. При падении фигур

Это правило скорее на перспективу, когда ребенок начнет играть с часами.

Еще одна нередкая ситуация в цейтноте: падение фигур во время хода.

Поправлять позицию должен тот игрок, кто уронил фигуры. За свое время. Если фигуры упали

при вашем ходе, - извольте восстановить позицию и только после этого сделать ход.

Советы для игры при использовании шахматных часов

Нужно помнить некоторые вещи, когда вы используете в игре шахматные часы:

1. Не забывайте нажать часы, когда завершили свой ход.

2. Не забудьте проверить, не проиграл ли ваш оппонент из-за времени. Указать на то, что

оппонент проиграл из-за времени, является ответственностью игрока.

3. Нажимайте часы той же рукой, какой вы передвигали фигуру. Держать палец на часах заранее

против правил.

4. Нельзя поднимать часы или нажимать их с силой. Это может привести к вашему поражению.

5. Внимательно ведите счет, так, чтобы знать, когда вы достигнете предела ходов.

6. Узнайте точное ограничение по времени до начала игры.

Как пользоваться часами на соревнованиях по шахматам для детей

дошкольников

В начале каждой шахматной партии чёрные запускают часы, после чего белый игрок может

сделать свой ход. После каждого хода игроки нажимают кнопку, которая останавливает их

собственные часы и запускает часы соперника. Если время у одного из игроков истекает, то

говорят, что у него упал «флаг». Когда падает флаг, то партия считается проигранной, потому что

игрок не успел сделать необходимое количество ходов.

Если вы собираетесь принимать участие в шахматных соревнованиях, вам наверняка придется

использовать шахматные часы.

Шахматные часы состоят из двух часов, соединенных вместе, так, что когда одни часы

останавливаются, другие начинают идти. Часы, используемые сегодня, могут быть аналоговыми

или цифровыми. Часы помещаются в стороне от шахматной доски. Черные решают, справа или

слева.

Когда игрок завершает свой ход, он останавливает свои часы, и запускает часы своего оппонента.

Благодаря часам игрок знает, сколько времени у него осталось, чтобы сделать все свои ходы. В

начале игры часы игрока, играющего за белых, запускаются. Когда минутная стрелка указывает на

12, падает маленький флажок. На изображении аналоговых часов сверху, у левых часов стрелка

достигла 12, и флажок упал. У часов справа минутная стрелка только начинает подталкивать

флажок. Если игрок не завершил определенное количество ходов, когда упал флажок, он

проигрывает из-за времени, если только у оппонента не осталось достаточно фигур для

осуществления мата. Тогда объявляется ничья.

Существуют разные темпы игры в шахматах:

Блиц. Ограничение по времени составляет 5 минут для каждого игрока на все ходы.

Рапид (быстрые шахматы). Среднее ограничение по времени составляет 30 минут для каждого

игрока на всю партию.

Местная лига. Ограничение по времени обычно составляет 75 минут на 35 ходов, и, возможно,

еще 15 или 20 минут для завершения игры.

Международные игры (чемпионаты, турниры). Стандартно дается 40 ходов, которые нужно

успеть совершить за 2 часа, после чего дается еще час, и еще 20 ходов (общее количество ходов

составит 60). Если после этого игра все еще не закончена, партию решает финиш с молниеносным

темпом игры.

При использовании цифровых шахматных часов обычно дается увеличение вида 2-12, то есть

каждому игроку дается 2 минуты для совершения хода, и на каждом ходу добавляется 12 секунд к

времени, оставшемуся на часах. Увеличения также могут использоваться для более долгих игр.

Правила проведения шахматных турниров

Круговые турниры.

Принцип таких турниров прост: каждый играет с каждым. Например, если в турнире играют

5 человек, то каждый должен будет сыграть 4 партии - по одной со всеми участниками турнира.

Т.е. всего в этом турнире будет сыграно 10 партий. За каждую победу начисляется 1 очко, за

ничью - 0,5 очка, за проигрыш 0 очков.

Для боевых шахмат время на расстановку фигур ограничено согласно КВ турнира. В случае, если

оба игрока не завершили расстановку в назначенное время, игра автоматически заканчивается

ничьей. Если фигуры расставлены, лишь одним из игроков, ему автоматически присуждается

победа. В следующий тур не могут выходить игроки, не сыгравшие ни одной партии.

Турнирная таблица обновляется в режиме реального времени. Как только завершается турнирная

партия, ее результаты автоматически вносятся таблицу, вычисляются очки игроков

и дополнительные коэффициенты. Победа, ничья и поражение дают игроку соответственно 1,

0,5 и 0 очков. Места распределяются следующим образом:

чем больше очков, тем выше место;

при равенстве очков: чем больше SB, тем выше место;

при равенстве очков и SB место определяется по среднему рейтингу всех оппонентов, с которыми

встречался игрок в ходе турнира.

SB - это коэффициент Соннеборна - Бергера. Вычисляется так: удвоенная сумма очков

соперников, над которыми одержана победа, плюс сумма очков соперников, с которыми ничья.

Этот коэффициент учитывает разный «вес» побед, оценивая победу над сильным соперником

выше.

Турнир завершается вместе с окончанием последней партии турнира. В этот момент производится

распределение мест.

Особенности правил

Игрок не может играть две и более партий с одним и тем же соперником.

Цвета фигур в партиях должны чередоваться. Если у обоих игроков одинаковое количество

партий, сыгранных каждым цветом, то белыми играет тот, кто последнюю партию играл черными.

В любом случае, игрок не должен играть подряд более 3-х партий одним цветом. Правило не

действует для боевых шахмат, где право первого хода всегда определяется жребием.

Если соперник не явился на игру, то игрок получает очко как победитель.

Подсчет очков

Места распределяются по сумме набранных очков.

Если у игроков одинаковое количество очков, то для определения победителя используют

Коэффициент Бухгольца. Коэффициент Бухгольца игрока складывается из суммы всех очков

соперников, с которыми данный участник играл, независимо от результата встреч между ними.

Пешка – это 1 шахматный рубль (деревянный) на шахматной доске.



В раздел образования