Напоминание

"Работа над инструктивным материалом в классе ударных инструментов"


Автор: Боронина Ирина Леонидовна
Должность: преподаватель по классу ударных инструментов
Учебное заведение: преподаватель по классу ударных инструментов
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Работа над инструктивным материалом в классе ударных инструментов"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «РАБОТА НАД

ИНСТРУКТИВНЫМ МАТЕРИАЛОМ В КЛАССЕ УДАРНЫХ

ИНСТРУМЕНТОВ»

Введение

Работа

над

инструктивным

материалом

в

классе

ударных

инструментов

является

важнейшим

аспектом

профессионального

обучения исполнителей. В отличие от мелодических инструментов,

ударные требуют особого подхода к развитию технических навыков,

координации,

чувства

ритма

и

тембрового

слуха.

Инструктивный

материал служит основой для формирования базовых и продвинутых

исполнительских

умений,

а

его

грамотное

применение

в

педагогической

практике

способствует

систематизации

учебного

процесса.

Цель данной методической

разработки

– рассмотреть принципы

отбора,

последовательность

освоения

и

методику

работы

с

инструктивными упражнениями и этюдами для ударных инструментов.

Материал адресован педагогам детских музыкальных школ, училищ и

вузов, а также студентам, специализирующимся в области ударных

инструментов.

1.

Классификация

инструктивного

материала

для

ударных

инструментов

Инструктивный

материал

для

ударных

инструментов

можно

разделить

на

несколько

категорий

в

зависимости

от

целевого

назначения и технической направленности:

1. Ритмические упражнения – направлены на развитие точности

воспроизведения метроритмических структур, включая простые и

сложные размеры, синкопы, полиритмию.

2. Постановочно-технические

упражнения

способствуют

формированию

правильной

постановки

рук,

хватки

палочек,

удара и отскока.

3. Этюды на координацию – развивают независимость движений

рук и ног (особенно актуально для малого барабана, литавр,

ксилофона).

4. Темброво-артикуляционные

упражнения

учат

контролировать

динамику,

штрихи

и

звукоизвлечение

на

различных ударных инструментах.

5. Вибрафонные

и

маримбовые

гаммы,

арпеджио

применяются для развития беглости и точности на клавишных

ударных.

Каждая из этих категорий требует дифференцированного подхода в

зависимости от уровня подготовки ученика.

2. Принципы отбора инструктивного материала

Отбор упражнений и этюдов должен основываться на следующих

критериях:

Постепенность усложнения – от простых ритмических фигур к

комплексным полиритмическим структурам.

Актуальность

для

текущего

уровня

ученика

материал

должен быть доступен для усвоения, но содержать элементы,

требующие развития.

Разнообразие

техник

включение

различных

ударных

инструментов (малый барабан, литавры, ксилофон, вибрафон)

для формирования универсальных навыков.

Связь

с

художественным

репертуаром

инструктивные

упражнения

должны

подготавливать

ученика

к

исполнению

concertных произведений.

На

начальном

этапе

рекомендуется

использовать

классические

школы, такие как «Школа игры на малом барабане» А. Бажилина,

«Методика обучения игре на ударных инструментах» Н. Парамонова, а

также сборники этюдов Ж. Делеклюза и М. Гольденберга.

3. Методика работы над ритмическими упражнениями

Ритм – основа исполнительства на ударных инструментах. Работу

над ритмическими упражнениями следует начинать с:

Простукивания

простых

размеров

(2/4,

3/4,

4/4) с

использованием метронома.

Освоения

дробей

(восьмые,

шестнадцатые,

триоли) в

медленном темпе с постепенным ускорением.

Синкоп

и

смещений

акцентов для

развития

чувства

фразировки.

Важным

этапом

является

переход

от

изолированного

воспроизведения ритма к его совмещению с мелодическим контекстом.

Например,

ученик

может

играть

ритмический

рисунок

на

малом

барабане, одновременно пропевая мелодию или отсчитывая доли.

4. Развитие техники рук и постановки

Правильная

постановка

рук

залог свободного и

экономичного

движения. Основные аспекты работы:

Хватка

палочек (традиционная,

matched

grip)

контроль

давления пальцев для предотвращения зажимов.

Техника удара (full stroke, down stroke, up stroke, tap stroke) –

отработка различных видов звукоизвлечения.

Контроль

отскока

использование

естественной

упругости

пластика для минимизации мышечных усилий.

Упражнения на постановку следует выполнять перед зеркалом для

визуального контроля или с видеозаписью для последующего анализа.

5. Координация и независимость движений

Координация

рук

и

ног

ключевой

навык

для

барабанщиков.

Эффективные методы работы:

Игра

на

малом

барабане

с

педалью (имитация

большого

барабана или хай-хэта).

Полиритмические упражнения (например, 3 против 2, 4 против

3).

Использование

системы

Rudiments (одинарные

и

двойные

удары, парадидлы, флэмы).

Рекомендуется

начинать

с

медленного

темпа,

постепенно

увеличивая скорость только после достижения стабильности.

6. Работа над тембром и динамикой

Ударные

инструменты

требуют

осознанного

контроля

звука.

Основные направления:

Динамические

градации (от

pp

до

ff)

упражнения

на

постепенное усиление и ослабление громкости.

Штрихи (legato, staccato, marcato) – их отработка на литаврах и

клавишных ударных.

Тембровая

окраска

эксперименты

с

зонами

удара

на

барабанах и вибрафоне.

Полезно

записывать

исполнение

ученика

для

анализа

и

корректировки звукоизвлечения.

7.

Интеграция

инструктивного

материала

в

художественный

репертуар

Инструктивные упражнения должны логично переходить в работу над

concertными произведениями. Например:

Ритмические паттерны из этюдов могут встречаться в партиях

малого барабана в симфонических произведениях.

Техника рук, отработанная на малом барабане, применяется при

игре на ксилофоне или вибрафоне.

Педагог должен подбирать этюды, которые непосредственно готовят

ученика к конкретным пьесам.

Заключение

Систематическая работа над инструктивным материалом в классе

ударных инструментов позволяет сформировать прочную техническую

базу, развить музыкальность и подготовить ученика к исполнительской

деятельности. Важнейшими условиями успеха являются:

Последовательность в освоении техник.

Регулярность занятий.

Индивидуальный подход с учетом особенностей каждого ученика.

Применение

описанных

методик

способствует

эффективному

обучению и воспитанию профессиональных percussionists, способных

решать разнообразные художественные задачи.



В раздел образования