Напоминание

"Использование современных форм, методов и приёмов работы в процессе формирования читательской грамотности у обучающихся начальной школы в условиях группы продлённого дня".


Автор: Писарева Наталия Анатольевна
Должность: воспитатель групп продлённого дня
Учебное заведение: МОУ СОШ "Образовательный комплекс "Импульс", ЦО "Гимназия № 18 имени В.Г. Соколова"
Населённый пункт: город Рыбинск, Ярославская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование современных форм, методов и приёмов работы в процессе формирования читательской грамотности у обучающихся начальной школы в условиях группы продлённого дня".
Раздел: начальное образование





Назад




Статья

«Использование современных форм, методов и приёмов работы в процессе

формирования читательской грамотности у обучающихся начальной школы

в условиях группы продлённого дня».

«Наши дети умеют читать! Они просто не всегда умеют понимать, что они

прочитали…»

такой вывод сделали учёные по результатам Международных

исследований в области читательской грамотности. Как научить ребёнка читать,

чтобы ему это было интересно?

Воспитание

интереса

к

книге

является

одним

из

направлений

воспитательной работы в группе продлённого дня, так как одной из важнейших

задач современной школы является формирование функционально грамотных

людей.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе,

где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму

и чтению, умению слушать и проговаривать то, что прочитали. Задача педагога,

совместно с родителями, помочь ребёнку в формировании интереса к чтению и

любви к книге.

Чем отличается понятие «чтение» от понятия «функциональное чтение»?

Чтение

– это технология интеллектуального развития, посредник в

общении. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование,

которое происходит на протяжение всей жизни.

Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для

решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.

Обучающиеся,

у

которых

сформированы

навыки

функциональной

грамотности, умеют пользоваться различными видами чтения: изучающим,

просмотровым, ознакомительным. Ученик способен переходить от одного вида

чтения к другому. Основной способ развития навыков функционального чтения –

умение работать с текстом.

В деятельности воспитателя ГПД использую различные методы и приёмы

работы с текстом, которые способствуют формированию функционального

навыка техники чтения. Существуют специальные интересные упражнения для

младших школьников по развитию функционального навыка техники чтения с

использованием ресурсов современных педагогических технологий.

1.

Упражнение на развитие антиципации: «Пропавшие буквы».

Задача:

прочитать,

угадывая

буквы

и

слова,

которых

нет.

Можно

использовать новые фразы, крылатые выражения, скороговорки.

2.

Упражнение: «Зазеркалье».

«Мы попали в мир Зазеркалья! В этом мире всё наоборот. Даже слова читают

справа налево, а не слева направо». Детям поставлена задача: правильно и чётко

произносить слова, т.к. при этом способе чтения теряется смысл текста.

3.

Упражнение: «Найди слово».

Перед детьми – карточки с разными, но длинными словами разбросаны в

произвольном порядке. Воспитатель называет слово и просит обучающихся найти

его. Каждое следующее слово ученик будет находить быстрее предыдущего.

Школьник, пытаясь найти одно слово, по пути будет читать другие слова, и

запоминать, где они находятся.

4.

Упражнение: «Странная книга».

«Ребята, иногда некоторые книжки ведут себя очень странно. Они вдруг

переворачиваются вверх ногами!»

Чтение начинаем простыми, короткими словами, далее увеличиваем до

пословиц и текстов. Ребёнок читает вслух, воспитатель через какое-то время

хлопает в ладоши. Задача ученика перевернуть книгу вверх ногами и продолжить

чтение с того места, где он остановился. И так несколько раз. Развивается

координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Формируется эталон букв,

восприятие и переработка информации.

5.

Упражнение: «Тайна пропавшего предложения».

Это зрительный диктант, разработанный профессором И.Т. Федоренко.

Тексты диктантов можно найти в интернете. Один диктант можно использовать

несколько раз, если ребёнку не удаётся выполнить задание с первого раза. Всего

таких диктантов 18 штук, в каждом по шесть предложений. Карточек шесть.

Шрифт крупный, легко читаемый.

Воспитатель показывает первую карточку. Ученики читают предложение и

запоминают. Через 6-8 секунд воспитатель убирает карточку. Ребёнок по памяти

должен записать предложение, затем следующая карточка и т.д. до шестого

предложения.

Букв в первом предложении диктанта – 8, во втором – 9 и т.д., а в шестом

уже 12. Количество букв в предложении постепенно увеличивается и достигает 46

штук в последнем предложении 18 диктанта.

Заключение:

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих

себя» (В.А. Сухомлинский). Чтение является сложной деятельностью, которая

включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла прочитанного.

Они находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное

влияние друг на друга. Научить детей правильному, беглому, выразительному

чтению – одна из задач начального образования.



В раздел образования