Автор: Писарева Наталия Анатольевна
Должность: воспитатель групп продлённого дня
Учебное заведение: МОУ СОШ "Образовательный комплекс "Импульс", ЦО "Гимназия № 18 имени В.Г. Соколова"
Населённый пункт: город Рыбинск, Ярославская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование современных форм, методов и приёмов работы в процессе формирования читательской грамотности у обучающихся начальной школы в условиях группы продлённого дня".
Раздел: начальное образование
Статья
«Использование современных форм, методов и приёмов работы в процессе
формирования читательской грамотности у обучающихся начальной школы
в условиях группы продлённого дня».
«Наши дети умеют читать! Они просто не всегда умеют понимать, что они
прочитали…»
такой вывод сделали учёные по результатам Международных
исследований в области читательской грамотности. Как научить ребёнка читать,
чтобы ему это было интересно?
Воспитание
интереса
к
книге
является
одним
из
направлений
воспитательной работы в группе продлённого дня, так как одной из важнейших
задач современной школы является формирование функционально грамотных
людей.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе,
где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму
и чтению, умению слушать и проговаривать то, что прочитали. Задача педагога,
совместно с родителями, помочь ребёнку в формировании интереса к чтению и
любви к книге.
Чем отличается понятие «чтение» от понятия «функциональное чтение»?
Чтение
– это технология интеллектуального развития, посредник в
общении. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование,
которое происходит на протяжение всей жизни.
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для
решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.
Обучающиеся,
у
которых
сформированы
навыки
функциональной
грамотности, умеют пользоваться различными видами чтения: изучающим,
просмотровым, ознакомительным. Ученик способен переходить от одного вида
чтения к другому. Основной способ развития навыков функционального чтения –
умение работать с текстом.
В деятельности воспитателя ГПД использую различные методы и приёмы
работы с текстом, которые способствуют формированию функционального
навыка техники чтения. Существуют специальные интересные упражнения для
младших школьников по развитию функционального навыка техники чтения с
использованием ресурсов современных педагогических технологий.
1.
Упражнение на развитие антиципации: «Пропавшие буквы».
Задача:
прочитать,
угадывая
буквы
и
слова,
которых
нет.
Можно
использовать новые фразы, крылатые выражения, скороговорки.
2.
Упражнение: «Зазеркалье».
«Мы попали в мир Зазеркалья! В этом мире всё наоборот. Даже слова читают
справа налево, а не слева направо». Детям поставлена задача: правильно и чётко
произносить слова, т.к. при этом способе чтения теряется смысл текста.
3.
Упражнение: «Найди слово».
Перед детьми – карточки с разными, но длинными словами разбросаны в
произвольном порядке. Воспитатель называет слово и просит обучающихся найти
его. Каждое следующее слово ученик будет находить быстрее предыдущего.
Школьник, пытаясь найти одно слово, по пути будет читать другие слова, и
запоминать, где они находятся.
4.
Упражнение: «Странная книга».
«Ребята, иногда некоторые книжки ведут себя очень странно. Они вдруг
переворачиваются вверх ногами!»
Чтение начинаем простыми, короткими словами, далее увеличиваем до
пословиц и текстов. Ребёнок читает вслух, воспитатель через какое-то время
хлопает в ладоши. Задача ученика перевернуть книгу вверх ногами и продолжить
чтение с того места, где он остановился. И так несколько раз. Развивается
координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Формируется эталон букв,
восприятие и переработка информации.
5.
Упражнение: «Тайна пропавшего предложения».
Это зрительный диктант, разработанный профессором И.Т. Федоренко.
Тексты диктантов можно найти в интернете. Один диктант можно использовать
несколько раз, если ребёнку не удаётся выполнить задание с первого раза. Всего
таких диктантов 18 штук, в каждом по шесть предложений. Карточек шесть.
Шрифт крупный, легко читаемый.
Воспитатель показывает первую карточку. Ученики читают предложение и
запоминают. Через 6-8 секунд воспитатель убирает карточку. Ребёнок по памяти
должен записать предложение, затем следующая карточка и т.д. до шестого
предложения.
Букв в первом предложении диктанта – 8, во втором – 9 и т.д., а в шестом
уже 12. Количество букв в предложении постепенно увеличивается и достигает 46
штук в последнем предложении 18 диктанта.
Заключение:
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих
себя» (В.А. Сухомлинский). Чтение является сложной деятельностью, которая
включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла прочитанного.
Они находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное
влияние друг на друга. Научить детей правильному, беглому, выразительному
чтению – одна из задач начального образования.