Напоминание

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста


Автор: Ахунова Ольга Леонадовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Буратино"
Населённый пункт: город Когалым, Тюменская область
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Презентация

для родителей

«Развитие мелкой моторики у детей раннего

возраста»

Автор: Воспитатель – Ахунова Ольга Л.

МАДОУ «Буратино»

Когалым 2025

Под термином мелкая моторика понимаются

координированные движения мелких мышц пальцев и

кистей рук. Они важны не только для выполнения

различных повседневных действий, но и для

стимуляции развития детского мозга. Наряду с

развитием мелкой моторики развиваются память,

внимание, а также словарный запас вашего малыша.

В последнее время у большинства современных детей

отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии

тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы

пальцев рук у детей слабые, они не могут точно воспроизвести

заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что

большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как

застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.

Следствием слабого развития общей моторики, и в частности –

руки, является общая неготовность большинства детей к письму

или проблемы с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с

координацией движений и мелкой моторикой большинство

родителей узнают только перед школой.

Игры которыми можно играть дома:

Бизиборды

При ощупывании прикрепленных на игровые поля элементов

тренируются мышцы кистей и пальчиков. Центры мозга, которые

отвечают за моторику и речь, расположены рядом – они

взаимодействуют друг с другом. Это значит: когда ребенок

развивает координацию движений рук, он одновременно

активизирует речевые центры мозга. Поэтому в будущем легче

начинает говорить, правильно строя предложения.

Также развитие мелкой моторики влияет на улучшение:

логического мышления;

памяти;

наблюдательности.

А четкие, уверенные движения пальцев – отличный

подготовительный этап к рисованию и письму.

Игры с крупами

- Тактильные сенсорные мешочки, в которых будут насыпаны разнообразные

на ощупь крупы (манка, гречка, пшено, рис, горох, фасоль). Ребёнку

предлагается, потрогать, "помять" мешочек, и наощупь угадать, что там

спрятано внутри.

Фасоль или горох можно дать ребёнку покатать по ладошке, например,

приговаривая потешку "сорока-сорока". Фасолину можно прокатывать

пальчиком по ручке от одного пальчика к другому. При этом упражнении

развивается функционирование нервной, мышечной и костной систем.

- Можно насыпать какую нибудь крупу в коробочку с мелкими игрушками и

предложить детям найти там игрушки. Эта игра способствует

расслаблению ребёнка, развивает зрительное восприятие.

- Также можно насыпать разные крупы по тарелочкам и с завязанными

глазами предложить ребёнку на ощупь угадать, где какая крупа.

- Для детей младшего дошкольного возраста можно в коробочке смешать

несколько видов круп (гречку и горох, горох и фасоль), и предложить

ребенку разделить крупы по разным тарелочкам.

- На поднос насыпать манку и рисовать по ней пальчиком.

Игры с конструктором

Игры с конструктором развивают у детей множество навыков,

включая мелкую моторику, логическое мышление,

пространственное воображение, творческие способности и

речевые навыки. Конструирование способствует развитию

усидчивости, концентрации внимания и умения решать

проблемы. Кроме того, игры с конструктором могут помочь в

социализации, обучая детей работе в команде и коммуникации.

Игры с кинетическим песком

Игры с кинетическим песком способствуют развитию мелкой

моторики, творческих способностей, воображения, сенсорного

восприятия, речи и даже помогают в снятии стресса у детей. Этот

материал позволяет детям исследовать различные текстуры,

строить и создавать, что положительно влияет на их общее

развитие.

Игры с пирамидками

Игры с пирамидками на первом и втором году жизни ребенка

способствуют развитию интеллекта, мелкой моторики,

координации движений, а также знакомят с цветами и

формами. Эти игры развивают умение сравнивать предметы по

величине, упорядочивать их, а также учат различать и соотносить

предметы по цвету.

Игры с кубиками

Игры с кубиками развивают у детей мелкую моторику, зрительно-

моторную координацию, пространственное мышление, логическое

мышление, память, внимание, усидчивость, воображение и

творческие способности.

Виды игр с кубиками: можно построить лесенки, башенки,

складывать в коробку, перекладывать из одной руки в другую,

сортировать кубики по цвету или размеру.

Игры с блоками Дьенеша

Эти игры направлены на развитие логического мышления, умения находить

сходства и различия, а также на знакомство с цветом, формой и размером. Вот

несколько примеров таких игр:

Игры на знакомство с блоками:

"Найди такой же":

Детям показывают блок определенного цвета, формы или размера и просят найти

такой же среди остальных.

"Найди не такой как все":

Ребенку предлагают найти блок, который отличается от заданного по какому-либо

признаку (цвету, форме, размеру или толщине).

"Сортировка":

Блоки раскладываются на разные кучки по определенному признаку (например, все

красные в одну кучку, все квадраты в другую).

"Чудесный мешочек":

В мешочек кладут несколько блоков, ребенок на ощупь достает один и называет его

свойства.

Игры на развитие логики и мышления:

"Цепочка":

Дети выкладывают блоки в определенной последовательности, например, чередуя цвета или формы.

"Домино":

Фигуры делятся между детьми, и каждый должен "приставить" свой блок к уже выложенной цепочке,

соблюдая определенный признак.

"Третий лишний":

На столе выкладываются три блока, один из которых отличается от двух других по какому-либо

признаку. Ребенок должен определить, какой блок лишний и почему.

"Найди пару":

Детям предлагается найти для каждого блока пару, например, большой и маленький блок одного цвета и

формы.

Игры со строительством:

"Строим домик":

Дети используют блоки для постройки различных конструкций, например, домика для куклы или башенки.

"Собираем узор":

Дети выкладывают блоки по образцу, например, нарисованному на карточке.

"Забор":

Дети строят забор из блоков, чередуя их по цвету и форме.

Важно:

Начинать нужно с простых игр, постепенно усложняя задания.

Игры с прищепками

Игры с прищепками для детей раннего возраста развивают мелкую моторику, координацию,

внимание и речь. Они также способствуют изучению цветов, форм, животных и понятий.

Вот несколько примеров таких игр:

"Рыбки плавают":

Разложите прищепки на столе и предложите ребенку "поймать" их, открывая и закрывая

прищепку как рот рыбки. Можно использовать прищепки разных цветов и учить ребенка

их называть.

"Солнышко с лучиками":

Прикрепите прищепки-лучики к круглой заготовке солнца, развивая координацию и

цветовое восприятие.

"Домашние животные":

Используйте картинки домашних животных и прищепки. Ребенок должен прикрепить

прищепку-хвостик к соответствующему животному.

"Сними с веревки":

Развесьте на веревку небольшие предметы (носочки, платочки) и предложите ребенку

снять их при помощи прищепок.

Игры с пластилином

Для малышей от года до двух лет подойдут простые игры с

пластилином, развивающие мелкую моторику и творческое

мышление. Можно предлагать ребенку отщипывать кусочки,

катать колбаски и шарики, разминать и раскатывать пластилин,

смешивать цвета, а также прикреплять к нему различные

предметы, например, крупу.

Раскрашивание, рисование

Начните с простых форм и контуров:

Для самых маленьких подойдут раскраски с крупными элементами и

четкими контурами.

Предоставьте выбор материалов:

Позвольте ребенку экспериментировать с разными красками,

карандашами и фломастерами. Для начало можно начать рисовать

линии: прямые, волнистые и т.д. или пальчиком рисовать

дождик.

Пазлы

Пазлы - отличная развивающая игра для детей раннего возраста,

способствующая развитию мелкой моторики, логического

мышления, внимания и усидчивости. Для малышей

подходят простые пазлы с крупными элементами, например,

"половинки" или пазлы с небольшим количеством деталей (2-4

элемента). По мере взросления, можно усложнять игру, добавляя

больше деталей и используя картинки с более сложным сюжетом.

В заключении

Игры для развития мелкой моторики у детей имеют

значительное влияние на общее развитие, особенно на

речь и когнитивные навыки. Специалисты

подтверждают, что упражнения, направленные на

развитие мелкой моторики, способствуют

формированию речи, мышления, внимания,

координации и даже воображения.



В раздел образования