Автор: Ахунова Ольга Леонадовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Буратино"
Населённый пункт: город Когалым, Тюменская область
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Презентация
для родителей
«Развитие мелкой моторики у детей раннего
возраста»
Автор: Воспитатель – Ахунова Ольга Л.
МАДОУ «Буратино»
Когалым 2025
Под термином мелкая моторика понимаются
координированные движения мелких мышц пальцев и
кистей рук. Они важны не только для выполнения
различных повседневных действий, но и для
стимуляции развития детского мозга. Наряду с
развитием мелкой моторики развиваются память,
внимание, а также словарный запас вашего малыша.
В последнее время у большинства современных детей
отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии
тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы
пальцев рук у детей слабые, они не могут точно воспроизвести
заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что
большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как
застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.
Следствием слабого развития общей моторики, и в частности –
руки, является общая неготовность большинства детей к письму
или проблемы с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с
координацией движений и мелкой моторикой большинство
родителей узнают только перед школой.
Игры которыми можно играть дома:
Бизиборды
При ощупывании прикрепленных на игровые поля элементов
тренируются мышцы кистей и пальчиков. Центры мозга, которые
отвечают за моторику и речь, расположены рядом – они
взаимодействуют друг с другом. Это значит: когда ребенок
развивает координацию движений рук, он одновременно
активизирует речевые центры мозга. Поэтому в будущем легче
начинает говорить, правильно строя предложения.
Также развитие мелкой моторики влияет на улучшение:
логического мышления;
памяти;
наблюдательности.
А четкие, уверенные движения пальцев – отличный
подготовительный этап к рисованию и письму.
Игры с крупами
- Тактильные сенсорные мешочки, в которых будут насыпаны разнообразные
на ощупь крупы (манка, гречка, пшено, рис, горох, фасоль). Ребёнку
предлагается, потрогать, "помять" мешочек, и наощупь угадать, что там
спрятано внутри.
Фасоль или горох можно дать ребёнку покатать по ладошке, например,
приговаривая потешку "сорока-сорока". Фасолину можно прокатывать
пальчиком по ручке от одного пальчика к другому. При этом упражнении
развивается функционирование нервной, мышечной и костной систем.
- Можно насыпать какую нибудь крупу в коробочку с мелкими игрушками и
предложить детям найти там игрушки. Эта игра способствует
расслаблению ребёнка, развивает зрительное восприятие.
- Также можно насыпать разные крупы по тарелочкам и с завязанными
глазами предложить ребёнку на ощупь угадать, где какая крупа.
- Для детей младшего дошкольного возраста можно в коробочке смешать
несколько видов круп (гречку и горох, горох и фасоль), и предложить
ребенку разделить крупы по разным тарелочкам.
- На поднос насыпать манку и рисовать по ней пальчиком.
Игры с конструктором
Игры с конструктором развивают у детей множество навыков,
включая мелкую моторику, логическое мышление,
пространственное воображение, творческие способности и
речевые навыки. Конструирование способствует развитию
усидчивости, концентрации внимания и умения решать
проблемы. Кроме того, игры с конструктором могут помочь в
социализации, обучая детей работе в команде и коммуникации.
Игры с кинетическим песком
Игры с кинетическим песком способствуют развитию мелкой
моторики, творческих способностей, воображения, сенсорного
восприятия, речи и даже помогают в снятии стресса у детей. Этот
материал позволяет детям исследовать различные текстуры,
строить и создавать, что положительно влияет на их общее
развитие.
Игры с пирамидками
Игры с пирамидками на первом и втором году жизни ребенка
способствуют развитию интеллекта, мелкой моторики,
координации движений, а также знакомят с цветами и
формами. Эти игры развивают умение сравнивать предметы по
величине, упорядочивать их, а также учат различать и соотносить
предметы по цвету.
Игры с кубиками
Игры с кубиками развивают у детей мелкую моторику, зрительно-
моторную координацию, пространственное мышление, логическое
мышление, память, внимание, усидчивость, воображение и
творческие способности.
Виды игр с кубиками: можно построить лесенки, башенки,
складывать в коробку, перекладывать из одной руки в другую,
сортировать кубики по цвету или размеру.
Игры с блоками Дьенеша
Эти игры направлены на развитие логического мышления, умения находить
сходства и различия, а также на знакомство с цветом, формой и размером. Вот
несколько примеров таких игр:
Игры на знакомство с блоками:
"Найди такой же":
Детям показывают блок определенного цвета, формы или размера и просят найти
такой же среди остальных.
"Найди не такой как все":
Ребенку предлагают найти блок, который отличается от заданного по какому-либо
признаку (цвету, форме, размеру или толщине).
"Сортировка":
Блоки раскладываются на разные кучки по определенному признаку (например, все
красные в одну кучку, все квадраты в другую).
"Чудесный мешочек":
В мешочек кладут несколько блоков, ребенок на ощупь достает один и называет его
свойства.
Игры на развитие логики и мышления:
"Цепочка":
Дети выкладывают блоки в определенной последовательности, например, чередуя цвета или формы.
"Домино":
Фигуры делятся между детьми, и каждый должен "приставить" свой блок к уже выложенной цепочке,
соблюдая определенный признак.
"Третий лишний":
На столе выкладываются три блока, один из которых отличается от двух других по какому-либо
признаку. Ребенок должен определить, какой блок лишний и почему.
"Найди пару":
Детям предлагается найти для каждого блока пару, например, большой и маленький блок одного цвета и
формы.
Игры со строительством:
"Строим домик":
Дети используют блоки для постройки различных конструкций, например, домика для куклы или башенки.
"Собираем узор":
Дети выкладывают блоки по образцу, например, нарисованному на карточке.
"Забор":
Дети строят забор из блоков, чередуя их по цвету и форме.
Важно:
Начинать нужно с простых игр, постепенно усложняя задания.
Игры с прищепками
Игры с прищепками для детей раннего возраста развивают мелкую моторику, координацию,
внимание и речь. Они также способствуют изучению цветов, форм, животных и понятий.
Вот несколько примеров таких игр:
"Рыбки плавают":
Разложите прищепки на столе и предложите ребенку "поймать" их, открывая и закрывая
прищепку как рот рыбки. Можно использовать прищепки разных цветов и учить ребенка
их называть.
"Солнышко с лучиками":
Прикрепите прищепки-лучики к круглой заготовке солнца, развивая координацию и
цветовое восприятие.
"Домашние животные":
Используйте картинки домашних животных и прищепки. Ребенок должен прикрепить
прищепку-хвостик к соответствующему животному.
"Сними с веревки":
Развесьте на веревку небольшие предметы (носочки, платочки) и предложите ребенку
снять их при помощи прищепок.
Игры с пластилином
Для малышей от года до двух лет подойдут простые игры с
пластилином, развивающие мелкую моторику и творческое
мышление. Можно предлагать ребенку отщипывать кусочки,
катать колбаски и шарики, разминать и раскатывать пластилин,
смешивать цвета, а также прикреплять к нему различные
предметы, например, крупу.
Раскрашивание, рисование
Начните с простых форм и контуров:
Для самых маленьких подойдут раскраски с крупными элементами и
четкими контурами.
Предоставьте выбор материалов:
Позвольте ребенку экспериментировать с разными красками,
карандашами и фломастерами. Для начало можно начать рисовать
линии: прямые, волнистые и т.д. или пальчиком рисовать
дождик.
Пазлы
Пазлы - отличная развивающая игра для детей раннего возраста,
способствующая развитию мелкой моторики, логического
мышления, внимания и усидчивости. Для малышей
подходят простые пазлы с крупными элементами, например,
"половинки" или пазлы с небольшим количеством деталей (2-4
элемента). По мере взросления, можно усложнять игру, добавляя
больше деталей и используя картинки с более сложным сюжетом.
В заключении
Игры для развития мелкой моторики у детей имеют
значительное влияние на общее развитие, особенно на
речь и когнитивные навыки. Специалисты
подтверждают, что упражнения, направленные на
развитие мелкой моторики, способствуют
формированию речи, мышления, внимания,
координации и даже воображения.