Автор: Чугай Анастасия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ СОШ имени Героя РФ летчика-испытателя Н.Д. Куимова
Населённый пункт: г.о. Подольск, пос. Молодежный
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование толерантности"
Раздел: дошкольное образование
«формирование толерантности»
Показателем политической и экономической стабильности любой страны
является сбалансированность ее внутринациональной политики. В любой
демократической стране толерантность считается нормой гражданского
общества.
Толерантность не понимается как любовь ко всем и каждому. Она означает
готовность к бесконфликтному взаимодействию с людьми различающимися
по языку, культуре, верованиям, внешнему облику.
Такое взаимодействие отражено в законе нашей страны, которое требует от
нас совершенствования воспитательной работы с детьми с акцентом на
патриотизм и повышение гражданского самосознания.
И поскольку мы живем в многонациональной стране и в каждой группе
детского сада
воспитываются дети самых разных национальностей, воспитание
толерантности приобретает важнейшее значение. Свое отношение к человеку
иной национальности начинается у ребенка с 4 лет.
Дети старшего дошкольного возраста обычно не вступают в конфликт с
детьми других национальностей. Вместе с тем можно заметить проявление
иного отношения; осмеяние передразнивание опасение и др. В их основе
лежат детская непосредственность, детская бестактность, ограниченный
жизненный опыт, отсутствие представлений о культуре и людях других
национальностей.
Поскольку формирование толерантности у человека проходит ряд знаний
можно выделить уровни проявления толерантности
-когнитивный- знание ребенком законов и правил человеческого общения
-эмоционально-оценочной-осознание того, что мир неоднороден признание
права на
отличие
-поведенческо-рефлексивный-устойчивое проявление толерантности в
поведении при различных ситуациях критическое отношение к своему
поведению самоанализ
Исходя из этого мы нашли возможность построить свою воспитательно-
образовательную работу в форме путешествий по своей стране и по странам
мира. Для этого мы создали Клуб путешественников «Удивительный
жирафик» Это не просто долгосрочный проект, а целая система работы,
расчитанная на два года с четкими целями, задачами, структурой, но самым
неожиданным наполнением, по запросу детей.
Плакат Клуб путешественников
-Дверь
-Шар (дети главные, имееет значение их имя, день рождения, время года,
когда родился
Что он пришел в сад (сколько мальчиков и сколько девочек)
-Виды транспорта –мир велик, разнообразен и удивителен
-багаж (примерить на себя сборы в путешествие и расширить представление
о самых разных предметах
-Карты (отдельный, ознакомительный проект о разнообразии мира вокруг
нас; континенты, горы, моря, океаны, люди, живущие в разных природных
условиях и потому очень разные).
-Энциклопедии, глобус, атласы, пазлы ( расширяют горизонты, позволяют
самостоятельно добывать знания, искать ответы на вопросы, решать где и у
кого они могут узнать ответы на свои вопросы)
-Мини-музей ( в ходе получения знаний, научаясь творить своими руками ,
подражая национальным образцам появляется множество предметов,
результатов совместного творчества, которые собираются в музей предметов
очередной изучаемой страны).
Путешествовать по странам с максимальной пользой для детей и ничего не
меняя в предметно-развивающей среде, имея на вооружении стандартные
технологии НЕВОЗМОЖНО! Это будет очень формальный подход. Поэтому
мы взяли на вооружение очень эффективные. давно уже прекрасно
зарекомендовавшие себя технологии-это здоровьесберегающая технология
Базарного, Воскобовича и технологии, предлагаемые новой Программой
Вдохновение. Но это не значит что на этом можно остановится, в ходе
Путешествия, я думаю придется осваивать и другие технологии.
Нас покорила технология Базарного потому, что жизнь в современном мире
- очень ёмко одним словом – «спешка». Современного человека часто
сравнивают
с
белкой
в
колесе,
которая
практически
никогда
не
останавливается.
Еще 7-10 лет назад ребенка в детский сад приводили пешком за ручку.
А сейчас? Подвозят до ворот детского сада малышей – на коляске, постарше
-на машине. Притом, что и детский сад и дома, находящиеся вокруг детского
сада как были, так и остаются в шаговой доступности. Причина, со слов
родителей – нехватка времени.
Действительно, исследования отечественных ученых показывают, что у
людей почти в три раза снизилась физическая нагрузка, и во столько же раз
увеличилась интеллектуальная.
И еще один факт. Еще 10-15 лет назад много ли детей – дошкольников,
носящих очки вы видели? Наша практика показывает, что самое большое - 1
ребенок на весь детский сад. А сейчас? Как минимум – 1 ребенок в группе,
начиная с младшего дошкольного возраста! Наше предположение, что одной
из причин -является использование детьми гаджетов уже с младенческих лет!
«Не усади!» – заповедь Владимира Филипповича Базарного, учёного,
врача, хирурга – офтальмолога, музыканта и педагога-новатора, доктора
медицинских наук, почётного работника общего образования Российской
Федерации. И мы полностью разделяем эту заповедь. Владимир Филиппович
-
основатель нового направления в науке – здоровьеразвивающей
педагогики «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». Его
разработки признаны научным открытием, защищены патентами, одобрены
Минздравом, утверждены Правительством, дают гарантированный результат
оздоровления.
Давайте рассмотрим основные принципы технологии В. Базарного:
Во-первых: внедрение свободы динамических поз, которые дети меняют
в процессе занятий ,осуществляется посредством конторок. Их особенность
состоит в том, что рабочая поверхность находится под наклоном от 14 до 18
градусов. Изменение динамических поз на работу у конторки, сидя на
стульчике, на ковре на начальном этапе адаптации детей к ним происходит
через каждые 15 минут.
Во-вторых: для работы с наглядностью используется сенсорно-
дидактическая подвеска, крест или коромысло. Вместо близорукого
обучения, дидактический материал размещается на максимально возможном
от детей удалении на «коромыслах», которые подвешены к потолку в
четырех углах комнаты. Педагог ставит перед детьми задачу, решение
которой нужно найти, добыть только ознакомившись со всем дидактическим
материалом на всех коромыслах, хотя ответ может быть где угодно в группе.
Чтобы выполнить задание, дети должны совершить десятки поисковых
движений глазами, головой, туловищем, вынуждены тянуться вверх, вдаль,
выпрямив спины и вытянув шеи, что ведет к вестибулярной стойкости тела и
психики.
Мы усовершенствовали одну из сенсорно-дидактических подвесок
Базарного и оформили ее в виде Дерева, на котором располагается
дидактический материал на такой высоте, чтобы ребенок на пальчиках мог
дотянуться до него и снять. Древо – используется нами и как символ
объединения детей в единое целое – дошкольную семью. И каждое утро,
приходя в детский сад, они прикрепляют на веточки дерева свои фото.
В-третих: физкультминутки проводятся с
использованием офтальмотренажера. Это своего рода траектории, по
которым дети «бегают» глазами. При этом движения глаз должны сочетаться
с движением головы. Каждая траектория отличается по цвету, это делает
схему яркой, красочной, привлекающей внимание.
В -четвертых: с целью расширения зрительных горизонтов, развития
творческого воображения на занятиях должен применяться "Экологический
букварь” (картина-панно), расположенный на одной из стен группы и
изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и
рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью
специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты . Это даёт
возможность практически "бескнижного” обучения в детском саду и в
начальной школе, что исключает формирование у детей шизоидной
психической конституции и раннюю потерю зрения.
В пятых: технология Базарного предполагает раздельное гендерное
обучение из-за различий в уровне развития, готовности к обучению,
восприятию окружающего мира. (Девочки хорошо воспринимают материал,
расположенный вблизи, мальчики лучше различают, оперируют предметами,
находящимися вдали ( мужчины не находят колбасу в холодильнике)
- мальчики могут выполнять одно действие, девочки несколько
одновременно (Женщина может говорить по телефону , мужчина чтобы
ответить на звонок выключает звук у телевизора)
-мужчинам чтобы пережить стресс нужно уединиться, осознать проблему,
принять решение по преодолению трудностей, женщинам нужно позвонить
всем подружкам и всем всем)
мальчикам необходимы точные задания, конкретные вопросы, девочкам
более расширенные). Такова генная предрасположенность различных полов,
которую мы должны учитывать в работе с детьми, давая мальчикам
конкретные задания, и только одно за раз, указывать на предметы
расположенные вдали, давать время на осмысление поступков и событий.
Для этих целей мы создали «Школу принцесс и джентльменов», в которой
изучаем не только этикет, решаем ситуативные задачи, но и обращаем
внимание на различия в правилах поведения, нравственных основах у
разных народов, ( на примерах из сказок, рассказов (Кукушка) нанайская
сказка)
Таким образом, люди гораздо больше отличаются друг от друга не по
разрезу глаз, а по половому признаку. Мужчины и женщины действительно
как будто прибыли с других планеты. Например: Шестой пункт
здоровьесберегающей технологии Базарного предполагает широкое
применение русской народной музыкальной и песенной культуры. Мы,
совместно с музыкальным руководителем сада, стараемся включать в
воспитательно- образовательной деятельности больше элементов народного
музыкального творчества, что благоприятно влияет на эмоциональное
состояние, психическое здоровье детей.
Здесь мы используем замечательный опыт одной из семей наших
воспитанников: семьи Болотниковых. Они энтузиасты изучения и
популиризации культурного наследия русского народа. Они регулярно
выступают всей семьей в родильных домах и женских консультациях
Подольского района, чтобы научить молодых мам «Главной песни в жизни».
Со второй младшей группы они ставят с нашими детьми русские народные
сказки, строят русские избу, разучивают колыбельные песни.
Название «колыбельная песня» произошло от слов колыбель, колыбать
(качать). Было подмечено, что при определенном ритме покачивания
ребенок быстро засыпал. Колыбельная песня – один из древнейших жанров
фольклора. Неизменно у всех народов колыбельная не требует каких либо
инструментов для ее исполнения, достаточно только голоса.
Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную
песню, он успокаивается, затихает, засыпает. Его убаюкивают мягкие,
спокойные, теплые интонации голоса матери, ласковое обращение,
монотонность пения. Ритм колыбельных приближен к ритму спокойного
сердцебиения (68–72 удара в минуту), поэтому они обладают
успокаивающим, умиротворяющим действием. Немецкие ученые выяснили,
что эффект колыбельной выше, чем у снотворных препаратов. В древности
колыбельные песни считались оберегом. Передать такую защиту могла
только мать. У некоторых народов мать сразу после рождения ребенка
сочиняла ему «личную» колыбельную, такова была традиция. Это была
песня «на всю жизнь».
Колыбельные песни народов мира имеют
Сходные черты:
Высокий тембр, медленный темп и характерные интонации, негромкое
звучание, размеренный ритм покачивания, некоторая монотонность.
Отличительные черты:
В песне каждого народа много своих «секретов»: в них заключается свой
взгляд на жизнь, ударения в словах подчиняются своему ритму, отражая
обобщенную модель мироздания своего народа
Отличительные черты:
Английские песни красивы и спокойны. Для английских очень характерно
наличие вымышленных персонажей: Sandman (песочный человек),
WeeWillyWinkie (Моргун Кроха Вилли), a maninthemoon (человек с Луны).
В еврейских колыбельных мамы поют детям о белых козочках, птичках и
природных стихиях. На первый взгляд эти песни кажутся грустными. Во
многих колыбельных песенках еврейского народа рассказывается об его
истории - тяжелой и полной лишений. Однако мелодии еврейских
колыбельных очень легкие и светлые. Зачастую в текстах встречается
юмор и тонкая самоирония. Эти песни успокаивают ребенка, настраивают
его на безмятежный сон и вселяют в его душу надежду.
В поле деревце одно,
Грустное томится.
И с ветвей его давно
Разлетелись птицы.
Кто к востоку, кто на запад,
Кто подался к югу,
Бросив деревце в полон
Всем ветрам и вьюгам.
Китайские колыбельные отличаются необычным, сказочным звучанием.
Музыка, похожая на переливы колокольчиков, придется по душе всем
ценителям восточной культуры. А ребенку эти приятные и мягкие звуки
подарят глубокий, здоровый сон
Спи, малыш.
Дорогой малыш
,
Дул ветерок,
Колыбель качается.
Действием Африканские колыбельные ломают представление о
традиционных песнях на ночь. Жизнеутверждающие, позитивные мелодии
под звуки маракасов дарят ощущение легкости и безмятежности. На
первый взгляд, такая музыка не может успокоить ребенка. Однако
незаурядные, повторяющиеся мотивы наделены особым гипнотическим
свойством
Тексты русских колыбельных песен являются прекрасными образцами
народной поэзии. Мотив традиционной колыбельной сам по себе очень
прост, он соответствует ритму качающейся колыбели. Однако, эта
простота не создает однообразия. Колыбельная – это всегда
взаимодействие между поющим и слушающим при помощи мелодии и слов-
образов, последовательность и чередование которых очень напоминает
сонные видения, возникающие в дреме.
Спи, дитя, усни.
Сладко спи, ребенок мой,
Глазки поскорей закрой
Баю-баю, птенчик спать!
Будет мать тебя качать,
Папа сон оберегать.
Колыбельные песни были первым инструментом воспитания ребенка.
Тексты песен просты и незамысловаты, однако содержат большую
воспитательную и развивающую ценность. Недаром на Востоке о
недостойном человеке говорят: «Видно, мать не пела песен над его
колыбелью».
Сфера воздействия убаюкивающей песни на ребенка гораздо шире, чем
усыпить и успокоить. «Колыбельная песня не только закладывает прочный
фундамент физического, психического и нравственного здоровья человека,
но и представляет собой некую голограмму жизни человека, которая
реализуется впоследствии.
Для реализации наших планов по поликультурному воспитанию
дошкольников мы приступили к реализации программы «Вдохновение» т.к.
существовавшие ранее единые возрастные ориентиры и методические
рекомендации для детей одного биологического возраста, которые
ориентировались на традиционные программы, не соответствуют реальной
сложности и многообразию развития и ведут к неправильным стратегиям.
Нас привлекли стержневые идеи программы Вдохновение
- Новое видение ребенка, его развития, а также сущности образования и
образовательного процесса;
-Идея взаимодействия всех участников образовательных отношений, на
диалогическом принципе в котором активен и ребенок и взрослый. В
учебном сообществе учатся все и дети и
взрослые;
-Наличие технологии организации образовательной деятельности. Открытой
для идей, креативной, учитывающей индивидуальные интересы и
потребности детей и взрослых.
-Отказ от ведущей роли воспитателя в пользу детской инициативы всеми
взрослыми (педагогами, родителями,
Обучение уделяет особое внимание возможности выбора детьми способов
работы
подлинным выбором детей
Программа «Вдохновение» ориентирует, вдохновляет взрослых на
созидание счастливых
Моментов в общении с детьми взаимных открытий, удивлений, радости
первых побед.
Но, мы тоже вначале не могли понять как можно построить образ. процесс
на выборе ребенка, как все боялись не дать Знаний, Умений, Навыков, как
образовать предметно-развивающую среду, научить самостоятельности
выбора, занятий и т.д. и т. п.
НО! Все наши страхи оказались напрасными, дети сразу включились в
процесс выбора, предложений интересующих их тем, предлагают пути
поиска и реализации своих планов.
Будучи Клубом путешественников мы увлекли детей идеей путешествия
по родной стране.
Особенно красочным, увлекательным для детей, педагогов и родителей
оказался проект СЕВЕР.
Детям было интересен животный и растительный мир, жилища, игры, сказки
все!
-Что едят медведи если на севере нет меда, ягод?
-Как белые медведи ловят рыбу если кругом лед?
-В каких жилищах и одеждах они живут если нет батарей?
-На каких машинах ездят?
Вопросы возникали постоянно и мы с детьми вместе искали ответы: дети с
помощью родителей делали сообщения, готовили презентации,
изготавливали макеты чумов, иглу, яранг.
В центре худ.творчества медведи, пингвины, полярные совы –аппликация,
лепка, Эбру-северное сияние, Рога оленей и женские головные уборы
якутянок.
Матем: мерили и считали жилища северных народов,
Эксперим. Опыта с водой, льдом ,светом
Худ.лит. Выучили и применяем в разных жизненных ситуациях поговорки и
пословицы, считалки, скороговорки . НО, самое большое удовольствие
получали от знакомства с сказками народов Севера . Эти необычные для нас
мудрые удивительные образы, герои, неожиданные ситуации просто
заворожили детей. Мы делали зарядку в рожках оленей под национальную
музыку, разучили танцы оленей и льдинок, разучили подвижные игры
ручейки и озера, Капканы, Поймай оленя.
Каждый день дети доставали коробки разных размеров и строили огромные
чумы, иглу, обустраивались там и тем самым могли прочувствовать,
прикоснуться, погрузиться в атмосферу жизни другого народа, происходит
сенсорное обогощение, погружение в среду, возможность признать
МНОГООБРАЗИЕ мира вокруг, понять как многому можно научиться, а
значит уважать людей других национальностей
Напомню, что ВДОХНОВЕНИЕ это конструктивный процесс всех
участников. И здесь огромная роль принадлежит родителям.
Кроме обычного участия в жизни сада, они теперь полностью погружены в
наши общие проекты
-они не могут и не хотят знать о предмете МЕНЬШЕ детей, дети расширяют
их кругозор и меняют их мировозрение, отношение к людям других
национальностей. Это не просто гастарбайтеры , а люди с богатой культурой,
огромным национальным наследием! Это ли не важно!
А наша задача поощрять их помощь, они идут на поводу у детей : несут в
сад материал для конструкторских идей ребят, делают макеты ( водяных,
солевых, сахарных пряничных часов …), ждут от детей новых идей.
Планировали путешествие на юг России в сказочный мир эпоса
забайкальских народов, башкир, калмыков ( богатырей, чудо-лошадей,
шаманов, но дети захотели знать как устроены часы и мы ушли с головой в
этот проект.
-Путешествия это увлекательно для всех участников проектов и нам
предстоит погрузиться в мир Африканских народов, Азиатских,
скандинавских и куда еще занесет нас фантазия наших маленьких
путешественников. Мы будем рады открывать вместе с ними новые миры и
признавать право каждого народа, каждого человека на уникальность,
огромную ценность и находить ее в себе и в своей Родине!